Спецпроєкти

Mivina Veritas, или Истина в «Мивине»


Олесь Николенко рассказывает, как «Мивина» научила нас ценному жизненному опыту и почему мы ей многим обязаны.

Борщ, быть может, и основа любого украинского стола. Но запарить «Мивинку» дешевле и проще.

Как отмечают историки, «Мивина» ворвалась в нашу жизнь в 1995 году. Примерно в это же время на отечественном рынке появились Invite и Yupi – растворимые порошки, которые благодаря несложному алгоритму действия («просто добавь воды») превращались в некоторое подобие лимонада. Стоило это все дело копейки и быстро вошло в повседневный обиход детей, которые росли в то непростое время. Для подрастающего организма, разгоряченного любительским футбольным матчем или игрой в догонялки, «Юпи» и «Инвайт» были настоящим нектаром богов. А разнообразие вкусов «Мивины» позволяло за небольшие деньги почувствовать себя гурманом: сегодня – «с креветками», завтра – традиционная «куриная» или «грибная», а послезавтра можно побаловать себя «сладкой» вермишелью (да-да, старожилы должны помнить, существовала и такая).

Когда «Мивина» только появилась на рынках, ее, призывно манившую к себе дешевой ценой из картонных коробок продавщиц, поначалу боялись покупать. Но затем сарафанное радио сделало свое дело – и тысячи домохозяек по всей стране нашли в «Мивине» божественное откровение. Еще бы, ведь теперь не нужно полдня бегать по рынку за ингредиентами, а затем потеть у плиты, пытаясь сварить кастрюлю супа на голодную ораву. Достаточно просто добавить кипяточку, накрыть крышечкой и подождать три минуты. Просто, революционно, гениально.

Осмелев в своих отношениях с «Мивиной», наши родители принялись сотворять с ней мыслимые и немыслимые эксперименты (которые, кстати, продолжаются и по сей день). Две пачки вермишели с добавлением приправ, зелени и картошки превращались в большую кастрюлю душистого супа. Не обошлось и без наших любимых майонезных салатов: «Мивину» добавляли и в крабовый салат, и просто мешали с нарезанной колбасой, луком и кукурузой – такое можно было взять и на работу в качестве тормозка. Пространство народного творчества и кулинарных шаржей на основе вермишели было воистину неограниченным – достаточно просто вбить в поисковик «мивина рецепты».

Парадокс заключался в том, что, несмотря на свою популярность в обычных украинских семьях, «Мивину» при этом всегда окружало множество гастроэнтерологических мифов и мистических историй. Чтобы отпугнуть своих чад от «вредного продукта», родители рассказывали им страшные сказки о лапше. Например, одной из самых популярных баек была легенда об одном отряде в детском лагере, где все наелись «Мивины» по недосмотру вожатых, а затем у бедных детей она разбухла внутри и привела к разрыву желудков. Медицинским образованием мы не обладали (чтобы опровергнуть подобную антинаучную чушь), принимали эти истории за чистую монету, и воображение сразу рисовало бедных детей с дырявыми животами, из которых сыпется вермишель быстрого приготовления.

Впрочем, это нас не останавливало, ведь «Мивина» была в то время одним из немногих источников простых и доступных школьнику радостей. Что может сравниться сейчас с тем радостным ощущением праздного бытия, когда тебе удается отмазаться от уроков по липовой записке – и впереди целый день в твоем распоряжении. Ты покупаешь «Мивину», мнешь пакет руками, открываешь его и засыпаешь специями, затем перетряхиваешь – и можно спокойно идти по улице и кайфовать. Да, взрослые могут на тебя подозрительно коситься, ведь 10 утра – какого черта ты не в школе? Но «Мивина» – это не запретные удовольствия вроде тонкой сигаретки с яблочным вкусом или бутылки со слабоалкоголкой, за которые чисто в теории тебе раньше мог предъявить любой бдительный взрослый.

В том возрасте мы еще не умели бороться за свои права, но интуитивно понимали, что это важно. Каждый их отстаивал как умел. Кто-то – напульсниками с шипами, сатанинским металлом из наушников и торбами с волчьими мордами. Кто-то специально учился лучше и знал больше, чтобы на уроках спорить с учителями и доводить их до белого каления. А кому-то просто достаточно было закинуться «Мивинкой» и запить ее ядовито-зеленым «Тархуном» или «Золотым ключиком» – и это тоже был твой личный выбор, за который никто не мог тебя осудить. Это была твоя зона свободы. Так мы учились брать ответственность за свои решения и понимали, что за напульсник может прилететь по ушам либо от старшаков, либо от директора, а от большого количества поглощенной «Мивины» вполне может разболеться живот. Но все равно делали это.

Поэтому сейчас, когда мы в очередной раз тегаем страничку мэра Кличко на «Фейсбуке» при виде недоброшенного до мусорки окурка или расписываем, как нас оскорбило недожаренное мясо в каком-нибудь ресторане, стоит вспомнить о тех безмятежных днях с «Мивиной». Как она дарила радость за копейки и выручала, когда до зарплаты еще целая неделя, а в кармане осталось 50 гривен. И не раздувать «зраду» там, где без этого можно обойтись.

Нет, это все не значит, что нужно терпеть бытовое хамство и жлобство или продолжать бездумно уплетать вермишель быстрого приготовления, потому что лень готовить. Скорее, «Мивина» сегодняшних дней – это напоминание о наших корнях, о том, что мы вышли из практически одинакового прошлого. И общего между нами больше, чем различий. Кто-то любит ломать брикет вермишели, прежде чем употребить ее сухой, а кто-то предпочитает цельную, но вермишель-то одна.

«Мивина» – это наш маркер. И то, кто как к ней относится, какие у кого с ней связаны истории – эта информация уже может сказать о человеке многое.

В общем, всем Mivina veritas.

 

Иллюстрации: Nstsia, специально для bit.ua

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь