New friend every day: арт-финансист Денис Белькевич
Денис учился в Киеве (в театральном), в Москве (на кинопродюсировании), в Нью-Йорке (курс Сотби по арт-финансам), работал в фонде Кончаловского, строит масштабный арт-проект (знаю, но не расскажу) и сейчас, как он говорит, переживает третье свое пришествие в Нью-Йорк.
Мне повезло: Денис пригласил меня на прогулку по галереям Челси и Skyline. Теперь я знаю, какие четыре галереи в Нью-Йорке главные, как торговаться, покупая Уорхола, где купить Пикассо за $25К, как украинских художников переоценили в 2013м и почему в галереях бетонный пол.
– Как давно ты в Нью-Йорке?
– Мои родители – граждане США, они живут в часе езды от Нью-Йорка и всегда хотели, чтобы я тоже жил здесь: они спланировали уже мое будущее, образование, дом… Но я решил, что хочу всё сам. Поэтому закончил театральный в Киеве и просто периодически к ним приезжал.
Благодаря Фонду Кончаловского я получил профессию арт-финансиста: я умею оценивать и прогнозировать. Мне неинтересно просто повесить Моне на стену. Мне интересно построить схему, при которой можно зарабатывать на обладании ею: к примеру, заложить в банк, построить бизнес на эти деньги и получать доход, или же использовать как финансовый инструмент.Когда я приходил в театр, я видел не спектакль, а формулы: вот из прошлой сцены взяли три стула, отсюда декорации, а электричества использовали на такую сумму... С искусством та же история: сложно получать удовольствие от созерцания, когда ты знаешь всю историю работы и не можешь безоценочно смотреть. Потому я очень радуюсь, когда удается увидеть где-нибудь на Биеналле художника, о котором я еще ничего не знаю
– Когда я приехал в Нью-Йорк в качестве сотрудника Фонда Кончаловского, я чувствовал себя важной персоной: все мне были рады, все двери открыты, вечеринки на крыше… У всех всегда была надежда откусить кусочек денег Газпрома, хотя никому это еще и не удавалось. Потом я решил, что я хочу заниматься искусством самостоятельно: я ушел из Фонда, прошел курс Сотби по арт-финансам и вернулся в Нью-Йорк снова. Удивительно: в новом статусе вип-пригласительных поубавилось и интерес ко мне угас. Увидев меня за партой, наши прежние партнеры снисходительно улыбались. Пришлось всё начинать заново, это правила рынка.– Работа в крупном аукционном доме довольно специфическая: есть человек, который стучит молоточком, а есть команда менеджеров. Это комната, в которой сидят 30 человек, из которых 17 китайцев, 11 латиноамериканцев, 1 поляк и один ты. Все проверяют факты, изучают историю – словом, перелопачивают все то, что давно известно. И так годами. Если ты хочешь выбраться на ступеньку повыше – нужно учиться и нарабатывать связи.
– В 2013м я вернулся в Украину: я всё придумал. Как привести искусство в украинские банки, как использовать его в качестве фин. инструментов. Системы лояльности, схемы инвестирования… Ведь 70% клиентов банков обладают объектами искусства. Пока мы все это строили и договаривались, большая часть больших клиентов уехала из страны… И вернулась уже с приоритетами, далекими от коллекционирования.
– Знаешь, почему в галереях такой пол?
– Почему?
– Чтобы после открытий было удобно с него убирать разбитое стекло и вытирать шампанское. Это антиалкогольный пол.
– В этом десятилетии популярен абстрактный импрессионизм.
– Почему?
– Потому что вот эти четыре галереи так решили.
– А я думала, что потому, что он идеален для интерьера.
– Гиперреализм – это техника, а не душа.
Так учат на втором курсе любого художественного вуза. Поэтому когда на пятом курсе выпускник выходит и рисует две черных черточки и говорит “я так вижу”, ему стоит поверить, потому что он действительно к этому пришел, и у него уже всё было.
Он говорил, что “Твоя страна – там, где в тебе нуждается”. Ну, уже позже я понял поправку про “это та страна, на которую тебе хватит денег”… Но я понимаю, что я могу еще многое сделать для украинского искусства, даже будучи здесь.
– Для того, чтобы преуспеть в Америке, нужно в Америке жить. Звонки, скайп, наезды – так не получится. Либо же постоянно подтверждать свои намерения деньгами – смочь прилететь сразу, как только тебя позовут на встречу: это умение отвечать за свои слова.
– Я понял, что человек может все. Да, только из 100% людей, которые так говорят, лишь 10% пользуются этой истиной: что-то делают.
– Как-то я стоял и смотрел на океан на заходе солнца. Я задался простым вопросом: а если бы солнце было в другом месте, была бы ко мне такая же дорожка? И тут же ответил на него: ведь люди видят одно и то же солнце, но у каждого, где бы он ни находился, есть своя личная дорожка. Только стоит по ней пойти.Люди в целом слишком много рассуждают. Если бы одну десятую этой энергии они тратили на свой бизнес, это было бы потрясающе
Не знаю, где уж Ричард Бах стащил эту мысль, но повторю его: Любое желание дается нам вместе с возможностью его реализовать.
Все мои замечательные новые друзья из ежедневного челленджа #newfriendeveryday в Telegram-канале.