Спецпроєкти

Право на лево: права потребителей (еда)


В новой рубрике «Право на лево» кандидат юридических наук, специалист по европейскому праву Владимир Жбанков учит нас простым истинам. Сегодня в рубрике: что делать, если вы купили испорченный продукт.

Бывает, изрядно закупившись, вы возвращаетесь из магазина, открываете банку вожделенной кильки в томате, а внутри нее встречаете дурно пахнущий трупик внеземного происхождения.

Можно, конечно, плюнуть и выкинуть эту пакость. И это будет вполне разумным решением в плане экономии энергии и времени.

Однако бывает и так, что вы на последние деньги купили левую заднюю клешню омара в собственном соку или маринованный хобот слона. Ну, например, чтобы порадовать и удивить любимую девушку или тещу или поразить мужа невиданным кулинарным изыском. А в баночке опять оказывается кусок невинно замученного инопланетянина. И тут в вас наконец-то просыпается чувство гуманности, и вы решаете таки положить конец издевательствам над нашими братьями по разуму, защитить человечество от биологической угрозы, да и, в конце концов, приструнить нерадивых продавцов  гадости за бешеные деньги.

В этом нам может помочь законодательство о правах потребителей.

Первое – когда покупаете что-то существенное, сохраняйте чеки. Конечно, было бы хорошо, если бы вы сохраняли их всегда, но тогда рискуете прослыть Плюшкиным.

Тем не менее, если вы не можете доказать, что купили именно эту штуку именно в этом месте, ваш поход за справедливостью окончится, не начавшись.

Если у нас есть чек и банка некачественной “еды”, то можно начинать квест. Сразу же нас ждет развилка: хотим ли мы причинить продавцу крупные неприятности или просто хотим получить-таки вожделенный деликатес вкупе с извинениями и успокоиться.

Второй вариант – это просто. Идем с товаром и чеком к продавцу, демонстрируем, и с вероятностью в 99% тот поступит в соответствии с законодательством – либо заменит на товар надлежащего качества, либо вернет деньги. Важное замечание: ни чек, ни товар по возможности не отдавайте, пока не получите желаемого. С виду симпатичный продавец (скорее всего, это будет администратор или даже целый Директор) может просто съесть ваш чек, а в тяжелых случаях и ваш тухлый товар – и вам останется лишь чувство недоумения и сложные впечатления.

Бывает, что чувства ваши задеты очень глубоко либо продавец оказался мерзким представителем сил зла. Кроме того, бывает и так, что вы купили какую-нибудь экзотическую еду, которую никто в вашей местности отродясь не ел. И вы точно знаете, как она должна пахнуть и выглядеть. А выглядит она совсем не так, а напротив – ядовито и опасно для жизни. Ну, например какой-нибудь куй в собственном соку (это такая южноамериканская морская свинка, очень популярна в Перу). Вы-то все понимаете и есть это не будете, а вот любопытные соотечественники вполне могут соблазниться экзотикой и получить опасное отравление.

Можно, да и, пожалуй, нужно для начала провернуть операцию по обмену/возврату товара, но, если продавец не изымет из продажи ядовитую экзотику, разумно будет натравить на них санитарно-эпидемиологическую службу. Причем необязательно экзотику. Бывают продавцы, которые систематически торгуют банальной тухлятиной.

Органы санитарно-эпидемиологического надзора есть в каждом районе, и поход к ним требует минимальной подготовки. Надо написать заявление в вольной форме и в двух экземплярах (одно с отметкой о получении остается вам, второе – у них), скопировать чек, и если образец некачественного товара остался у вас – тоже захватите. Его могут (а чаще – должны)  взять на экспертизу, да и для пущей убедительности не повредит.

Предварительно полезно будет навестить продавца и оставить подробный отзыв о его поведении в книге жалоб и предложений. Когда к нему придут проверяющие, они обязательно этот отзыв прочтут.

О результатах проверки вас уведомят, продавца ждет множество неприятностей вплоть до фатальных.

Если же вы все-таки съели какую-то гадость и отравились, то закон, конечно, на вашей стороне. Вы имеете право на компенсацию, а продавца надо обязательно наказать.  Но есть одна трудность. Придется доказать причинно-следственную связь между конкретным, проданным вам продуктом и вашим отравлением. Здесь нужны будут экспертизы и множество сложных процессуальных действий. К сожалению, в этом случае без помощи профессионального юриста не обойтись. К счастью, в Украине работает множество организаций, занимающихся защитой прав потребителей – выбирайте ближайшую, вам помогут. Да и правоохранительные органы работают не так уж плохо, как кажется. Главное – сохраняйте все возможные бумаги, сопровождающие процесс лечения, они пригодятся. И не тяните время. Как говорят юристы: “Раньше сядем – раньше выйдем”.

И наконец, вариант, когда продавец отказывается сотрудничать. Можно пригрозить санитарно-эпидемиологическими карами, это и правда страшный аргумент. Если и это не помогает, всегда есть специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей – найти его можно “Гуглом”, вам нужен тот, что занимается районом базирования торговой точки. Далее метод тот же – заявление в вольной форме в двух экземплярах и копия чека.

В заявлении надо не забыть указать:

  • наименование и адрес учреждения, куда обращаетесь;
  • свои ФИО, адрес и контакты (им же нужно будет потом с вами связаться);
  • суть проблемы и, что особенно важно, суть ваших пожеланий;
  • дату, подпись.

Последнее касается практически любых заявлений в органы власти.

Продавца могут оштрафовать, а также применить к нему множество других санкций. Вам, правда, кроме морального удовлетворения, это ничего не принесет.

Если же специальный орган по каким-то причинам не справляется, разумно будет не продолжать биться в одиночку, а найти ближайшую общественную организацию, занимающуюся защитой прав потребителей. У них и опыта больше, и рук больше, чем две. Гражданская кооперация – один из лучших способов самозащиты своих прав.

И в заключение, старайтесь не покупать и уж тем более не есть подозрительных продуктов. Здоровье – оно одно. Также сохранению здоровья очень способствуют крепкие нервы и вежливость. Будьте хладнокровны и корректны. Даже при встрече с полномочными представителями сил зла.

И не пренебрегайте помощью профессиональных юристов. С ними всегда надежнее.

В следующей серии рубрики “Право на лево”: что делать, если в химчистке испортили ваш любимый доспех.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь