В Одессе начал работу Uber: тест-драйв
Я не смогла отказаться, когда мне предложили потестить Uber за несколько дней до официального запуска сервиса в Одессе. Эксперимент получился скорее лабораторным, чем полевым, но все равно выявил достоинства и недостатки в работе нового сервиса.
Как все устроено
Uber всячески открещивается от названия «такси» и предпочитает считаться технологической платформой. По большому счету, так и есть, но в бытовом сознании он все равно часто попадает в один ряд с понятными и давно известными службами. Более того, во многих странах популярный синоним к названию компании — «убийца такси», что тоже не совсем верно.
Традиционным украинским службам такси вряд ли стоит переживать больше, чем представителям других отраслей, которые меняются под влиянием новых технологий. Uber отберет у них лишь небольшую долю клиентов — тех, кто открыт ко всему новому и, главное, готов платить за комфорт, гарантии безопасности и принадлежность к определенному сообществу.
В Uber тщательно проверяют документы водителей — не только водительские права и страховку, но также требуют справку о несудимости. Сканы всех документов проверяют живые люди, которые при сомнениях могут попросить предоставить дополнительные бумаги. Машины старше 2001 года, двухдверные или с видимыми повреждениями не берут в работу. Очевидно, что расходы на такого рода поддержку выше, чем на диспетчерский пункт, и тарифы Uber соразмерны затратам, но в то же время весьма демократичны, по крайне мере, первое время. Тарифы на uberX в Одессе составят: 5 гривен — подача автомобиля и 4,50 гривен за каждый километр в пути. Минимальная стоимость поездки — 14 гривен. Зато к вам не приедет раздолбанная машина с отрезанными ремнями безопасности и не вполне адекватным водителем, который предложит отведать грибов/снять проститутку/поехать по встречке (все предложения взяты из жизни и совпадения не случайны).
Схема работает и в обратном порядке: водитель, как и пассажир, оценивает каждую поездку, имеет право отказаться везти пьяного или агрессивно настроенного человека. Все основано на взаимном уважении и человеколюбии, что дополнительно прописано в Community Guideline — своеобразном кодексе чести Uber.
Конечно, это не первый и не единственный подобный сервис в Украине, и свои преимущества есть у каждого из них. У такси «Бонд» — наработанная репутация и возможность вызвать машину по телефону, что иногда бывает необходимо. Приложение «Тачку!» подходит тем, для кого остро стоит вопрос денег. Буквально вчера стартовавшее «Яндекс.Такси» подкупает тесла-каром на линии и экстремально низкими тарифами.
Особенность Uber как раз в том, что это не такси, а глобальная платформа. Теперь вам не нужно искать отдельное приложение в каждой стране — с Uber в 540 городах мира вы сможете доехать из точки А в точку Б без знания языка и поиска обменника (к аккаунту можно привязать кредитную карту). Многие иностранные гости будут чувствовать себя в Одессе комфортнее, когда смогут с помощью знакомого интерфейса вызвать машину и добраться из аэропорта в город по справедливому тарифу. Благодаря открытому API сервис синхронизируется с другими приложениями: Tripadvisor, Spotify.
Личные впечатления от тестовой поездки
Начался эксперимент с того, что я не смогла вызвать машину через приложение. Как оказалось, для этого обязательно нужно включить GPS. С одной стороны, это удобно — можно не вводить адрес для подачи машины, так как приложение автоматически его определяет. С другой — активный поиск геолокации здорово садит батарею, что может быть критично.
За мной приехал черный Morris Garage 550 2011 года выпуска. Марку машины пришлось уточнить у Валентина, водителя, так как сама я различаю автомобили по принципу «большой/маленький, черный/красный». На что обратила внимание: машина чистая, без посторонних запахов в салоне, с удобными подставками под кофе на заднем сиденье.
Тут надо заметить, что тест-драйв Uber до официального запуска — это эксперимент в лабораторных условиях. Специально для меня на линию вышла одна машина, которая находилась недалеко от точки отправления. В таких условиях сложно оценить реальную скорость подачи и загруженность сервиса. В моем случае машина прибыла через 6 минут. Также очевидно, что на тестовую поездку выйдет проверенный водитель, который точно не подведет.
Так и оказалось — приветливый Валентин с Morris Garage работает в Uber с момента его запуска в Киеве, то есть уже почти 10 месяцев. В Одессу приехал поддержать старт сервиса и всерьез думает переезжать сюда с женой и тремя детьми, так как заработок в компании позволяет рассматривать такой вариант. Валентин семь лет работал топ-менеджером в украинских офисах международных компаний DuPont и Honkarakkene. Как только узнал, что в Украину придет инновационное приложение, зарегистрировался как водитель. Уверяет, что, работая в Uber столько же часов в неделю, как в офисе на должности директора, зарабатывает гораздо больше. По поводу смены директорского кресла на водительское Валентин не переживает: «На «Убере» ездит совсем другой контингент людей, я — не таксист со всеми вытекающими рисками и проблемами».
Мы катались по разным адресам почти два часа, за которые я узнала, что в Одессе будет работать базовая услуга UberX, то есть подача машин эконом-класса. К сожалению, пока в Украине недоступен вариант UberPool, который позволяет разделить поездку с другими пассажирами. Зато в Киеве уже опробовали интересные акции — как то доставка елки под Новый год, «Боржоми» 1 января, мороженого в разгар жаркого летнего дня. В Одессе с первого дня оплатить поездки с Uber можно будет и наличными, и банковской картой, привязанной к аккаунту. Также Uber можно использовать в формате семейного или бизнес-профайла. К сожалению, нет возможности вручную изменить язык приложения — он автоматически синхронизируется с основным языком вашего телефона.
В честь открытия Uber дарит всем пользователям в Одессе промокод ODESSA на пять бесплатных поездок (до 75 грн. каждая) по городу, который будет действителен до 23:59 5 февраля. Интересно посмотреть как сервис справиться с потоком заказов, ведь количество машин, задействованных в Одессе, компания не оглашает.