Спецпроєкти

Я – синоптик: почему прогнозы погоды не сбываются


Погода – не только беспроигрышная тема для разговора, но и вечный повод выразить недовольство. Особенно это касается неточных прогнозов: именно на них мы привыкли жаловаться чуть ли не с детства. И вот почему.

Предсказывать погоду научно, а не по принципу “В последнюю пятницу зимы гуси громко кричали, значит, весна будет теплой” начали в 1860-х годах в Британии. Тогда же прогноз начали печатать в газетах: первой была The Times. Прародителем прогнозирования был офицер военно-морского флота Великобритании Роберт Фицрой. Он же был командиром знаменитой экспедиции корабля «Бигль», в которой принимал участие Чарльз Дарвин и которая стала основой его теории.

Фицрой впервые задумался о том, что неплохо бы иметь данные о штормах на море заблаговременно: тогда у берегов Великобритании то и дело разбивались корабли. К нему прислушались не сразу, но через пару лет начали финансировать созданный Метеорологический департамент на государственном уровне. Самого Фицроя при этом назначили руководителем отдела. Позже он выпустил книгу о прогнозах погоды.

С этого момента и начались упреки в адрес метеорологов в плохих прогнозах: вместо того чтобы удивляться, до чего дошел прогресс в XIX веке, народ жаловался на неточность предсказаний и напористо критиковал мореплавателя с его департаментом. Более того, на тот момент не все понимали целесообразность существования метеорологии как таковой. В отличие от закаленных современных синоптиков, Фицрой болезненно воспринимал критику в свой адрес. Ситуацию усугубляли еще и споры с Дарвином, теорию которого он отрицал. Все это привело к тяжелой депрессии и самоубийству: всего через четыре года после появления общедоступных прогнозов погоды Фицрой перерезал себе горло.

Прогноз погоды на BBC в 1950-х. Фото: Getty Images

С тех пор изменилось почти все: от подходов до самого восприятия прогнозов. Точные штормовые предупреждения и оповещения о природных катаклизмах давно действуют, а вариаций обычных прогнозов погоды существует великое множество, но люди все равно ругают их за неточность. Причем не только в Украине, но и по всему миру. Все дело в долгосрочных прогнозах, которые сбываются далеко не всегда.

Самые точные прогнозы, на которые справедливо злиться, если они не оправдаются, – краткосрочные и сверхкраткосрочные, то есть на 12–36 часов. Они должны сбываться с вероятностью 85–96%, то есть почти всегда за редкими исключениями. А вот недельные и 10-дневные прогнозы – гораздо более расплывчатое понятие. Они, как правило, соответствуют реальности на 60–70%. Это официальная градация, установленная Всемирной метеорологической организацией. Кроме того, в показателях температуры допускается погрешность в 2 градуса даже для краткосрочных прогнозов.  Хоть мы этого и не замечаем, по глобальной статистике, синоптики прогрессируют: сейчас прогнозы на пять дней примерно так же точны, как двухдневные прогнозы в 80-х.

Японский спутник Himawari. Фото: www.jma.go.jp

Украинские метеорологи работают на пределе своих возможностей: замеры данных о температуре, атмосферном давлении, скорости и направлении ветра на многих метеостанциях производят вручную. Всего таких станций в Украине 187, но далеко не все из них автоматизированы, как в Европе. Для киевлян, например, в свободном доступе есть данные автоматизированных датчиков метеостанции.

Об этом не знает почти никто, но на сайте Центральной геофизической обсерватории можно следить за цифрами для столицы в режиме реального времени. Данные о температуре, скорости ветра, направлении ветра, влажности воздуха, атмосферном давлении и осадках обновляются каждую минуту. С доступом к данным для регионов все сложно: его попросту нет. Сами замеры чаще всего делают не каждую минуту, а раз в несколько часов. Данные синоптикам передают каждые три часа.

Метеостанция на территории НЭНЦ в Киеве

Свежие показатели заносят в компьютерную программу, которая их анализирует и составляет погодную карту. Дальше синоптики предсказывают, как поведут себя циклоны и антициклоны, отмеченные на карте. При этом используются не только цифры с метеостанций: в ход идут данные метеоспутников, метеозондов-беспилотников, радиозондов и радиолокаторов. Зонды дважды в день делают замеры тех же показателей, что и на метеостанциях на земле и воде, но на высоте 5–40 километров над землей.

Автоматизированный радиолокатор в Украине всего один: этот радар стоит в Борисполе. Именно он позволяет предсказывать с большой точностью надвигающуюся бурю или сильный ливень, которые часто застают нас врасплох. Но радиуса его действия недостаточно для большинства областей: чтобы полностью покрыть территорию Украины, нужно десять современных локаторов. Но стоимость одного составляет 3–5 миллионов евро, поэтому все остается в долгосрочных планах. Гидрометцентр жалуется еще и на давно устаревшее оборудование метеостанций: в идеале все они должны стать автоматизированными. Тогда и прогнозы станут точнее, и обновляться будут оперативнее не только для столицы, а и для мелких населенных пунктов.

Так выглядит типичный радар

Старое оборудование – первая и основная причина неточных прогнозов в Украине. Но и в странах Евросоюза, где все автоматизировано, точнее только прогнозы на ближайшие сутки. Остальные, особенно на пять и больше дней, тоже подводят. Причин несколько: во-первых, даже современная техника и спутники не позволяют предсказывать, как поведет себя циклон или антициклон со стопроцентной вероятностью и точными границами действия.

Синоптики предполагают это на основе своего опыта, стандартного поведения циклонов в подобных условиях и так далее, но погрешность все равно остается. С уверенностью можно говорить только о направлении, а не ручаться, что в Париже через три дня в полдень пройдет пятиминутный дождь. Кстати, низкую и легкую облачность предсказать тоже сложно: эти атмосферные явления часто возникают в антициклоне без предпосылок. Из-за этого, даже когда в прогнозе на неделю стоит уверенное солнце, в реальности мы часто сталкиваемся с облачностью. И так по всему миру.

Автоматизированная метеостанция

От прогнозов на неделю и месяц тоже не стоит ожидать многого: они по определению не должны быть точными, особенно в части осадков. Информация на погодных сайтах, как правило, усредненная из нескольких источников, поэтому неточная, а Гидрометцентр дает прогноз на пять дней. На него в идеале и можно положиться. Остальные составляются по историческим данным за этот же период в разные года на основе методов интерполяции. На практике это означает все то же усреднение с большой погрешностью. Поэтому, если вы собираетесь посмотреть погоду на свой отпуск, который вы через месяц проведете в Италии, то получите информацию о том, как в это время было на итальянском побережье в последние несколько лет. Скорее всего, уже через пару недель он очень изменится, а за неделю до поездки прогноз можно будет не узнать совсем.

А еще не нужно верить всем громким заголовкам в СМИ на тему штормовых предупреждений: все дело в том, что на сайте украинского Гидрометцентра в одноименном разделе размещают даже малейшие отклонения от нормы. Ветер 5—10 метров в секунду, легкий туман, лед на дорогах зимой – все без разбора попадает в разряд «штормовых предупреждений». Это интерпретируется не всегда корректно: в том числе для хорошего трафика. Именно поэтому в новостях так часто мелькают заголовки о надвигающемся шторме, а на деле это может означать просто легкий северо-западный ветерок. Чтобы проверить все самостоятельно, достаточно зайти на тот же сайт Гидрометцентра в соответствующий раздел.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь