10 дней тишины. Опыт випассаны
После возвращения из випассаны меня часто спрашивают – ну как оно? Пишу, как оно. Сразу скажу: не обязательно у вас или кого-то из ваших друзей будут или были похожие ощущения. Большая часть работы – внутри, а там мы все разные до невозможности.
Логистика и окружение
Проходила випассана в ритрит-центре “Шантамбала” под Одессой. Вокруг поля, 25 минут до морского побережья, 15 минут до лимана.
В Ошо-випассане достаточно много движения. Хотя физическая активность не рекомендуется, у меня тело очень просило движения. Спасался прогулками по полям и посмотреть на море, прыжками на батуте, рубкой дров и акробатикой в зале.
График все 10 дней одинаков. Подъем в 5:30, час динамической медитации, час сидячей, завтрак, час свободного времени, три часа сидячей медитации, обед, час свободного времени, два часа сидячей медитации, час Кундалини-медитации, ужин, час свободного времени, медитация-сатсанг (микс медитации в движении, просмотра лекций Ошо и сидячей медитации), отбой в 22:00. Несколько последних ночей делали в дополнение к этому ночную медитацию с 2 до 3 ночи.
Никаких развлечений. Приезжая, сдаешь телефон и остальные устройства, все 10 дней нечего читать, смотреть, писать, рисовать, слушать – все внимание остается внутри. Собственно, в этом и смысл – побыть с собой, когда от себя некуда бежать.
Ощущения
В первый день я проспал почти все медитации. Организм понял, что за сон ему ничего не будет, мозгу некуда спешить, и стал отключаться. На второй-третий день началась работа. Я очень хорошо за многие годы движения научился убегать от себя – в занятость, бизнесы, проекты, встречи, сериалы, книги, спорт, алкоголь… То, что я называл продуктивностью, было на самом деле неумением быть наедине с собой и принимать себя. «Вот когда будет… нужное подставить – марафон из трех, новая машина, новый проект, 300 лайков, новый продукт или лекция… вот тогда со мной все будет ОК». Випассана – это в том числе и про это. А еще про проживание эмоций и ситуаций, которые случились раньше и которые я не дал себе возможность прочувствовать. От этих ситуаций и отношений я тоже научился легко сбегать – в фантазии или в ту же «эффективность».
На випассане же сбежать некуда. Ведущий всего процесса иногда (утром или вечером) подсказывает некоторые вещи – на что обратить внимание, как занять позицию наблюдателя, чего ожидать от динамических медитаций, но в целом все 10 дней ты наедине с собой. Общение сведено до минимума – рекомендуется даже не смотреть на других участников, не встречаться взглядом, а смотреть на пол в метре перед собой.
Выводы
Результаты випассаны я прочувствовал на нескольких уровнях. На уровне эмоциональном впервые в жизни почувствовал, как в теле и в сердце отзываются эмоции. Как сердце сжимается в ответ на гнев, радость, злость или ревность. На уровне физическом почувствовал во время динамических медитаций разницу между болью и страданием, между телесными ощущениями и эмоциональной реакцией на них. Впервые, кстати, понял на самом деле знаменитую фразу Лэнса Армстронга: «Pain is inevitable, suffering is optional». На уровне интеллектуальном дня с седьмого-восьмого случился прорыв. Когда все фантазии прожиты, а эмоции прочувствованы, уходят барьеры к творчеству. Иногда я ловил себя на мысли, что последние минут 30–40 в голове писал вступление к книге, придумывал сценарий мастер-класса или готовил вопросы для интервью.
Результаты после випассаны
Разговор с близкими людьми о вещах, которые не решался поднять лет 7–8. Прижившийся подъем в 5:30 с утренней сессией йоги и пробежкой. Первая сессия с личным терапевтом. Глубокие беседы с друзьями. Умение говорить «нет».
Стоит ли ехать туда? В конце концов, это всего 10 дней, и всегда можно прервать опыт и уехать оттуда. Но 10 дней наедине с собой – бесценно.
Фото: Анастасия Музыка, Александр Бубенчиков, LABA