Cпецпроекты

Письма счастья: краткая история спама в нашей жизни


0 1732 63
Кто был первым спамером? Откуда взялись «письма счастья»? Рассказываем о том, как мы докатились до жизни такой и вынуждены регулярно чистить свои почтовые ящики от надоедливого спама и кто в этом виноват.

Самый первый спамер

Первый известный истории случай спама в его нынешнем понимании — массовой рассылки рекламного сообщения — произошел еще в 1864 году. Компания Western Union, лидер на рынке международных переводов, дала добро на одновременную рассылку сообщений телеграфом в любые доступные этой технологии пункты назначения. Этим воспользовался один хитрец по имени Мессрс Гэбриел, который одним майским вечером разослал нескольким британским политикам сообщение о том, что его стоматологическое учреждение будет работать с 10 до 17 вплоть до октября. Разумеется, высокопоставленные личности, к которым в двери в один и тот же промежуток времени постучался посыльный со срочной телеграммой, были, мягко говоря, удивлены. Они рассчитывали на срочное сообщение о, скажем, болезни королевы и прочих делах государственной важности, а вместо этого, разорвав конверты, получили самый первый в мире спам. Хотя само слово было придумано гораздо позже.

Консервы и «Монти Пайтон»

В это трудно поверить, но слову «спам» уже больше 80 лет. Его история началась не с изобретением интернета, как можно было подумать, а гораздо раньше — в 1936 году, когда американская продовольственная компания Hormel Foods Corporation зарегистрировала новую торговую единицу под названием SPAM. Этот акроним расшифровывался как spiced ham, что в переводе означало «острая ветчина». На деле же ветчиной там и не пахло — этот продукт являл собой довольно низкопробный колбасный фарш со специями. SPAM появился на столах рядовых американцев, но свою «популярность» получил во время Второй мировой войны, когда Hormel Foods Corporation заключила контракт с армией США на поставку этого продукта американским солдатам. Во время войны было произведено немыслимо огромное количество консервов, которые и в рядах военных не стали слишком популярными.

Война закончилась, срок годности SPAM подходил к концу и нужно было что-то делать с его невостребованными запасами. Чтобы выйти из ситуации без колоссальных потерь, компания Hormel Foods запустила рекламную кампанию этих консервов невиданных по тем временам масштабов. SPAM проник на страницы всех газет, в эфиры радиостанций и на телевидение. Громадные плакаты с его изображением «украшали» стены жилых домов. Витрины магазинов, борты общественного транспорта и даже кораблей — все было испещрено рекламой плохого качества консервов, у которых стремительно подходил к концу срок годности.

В результате более зажиточная прослойка американцев ополчилась на этот продукт, но он нашел свое место в разоренных войной европейских странах. В том числе американские мясные консервы на долгий срок обосновались в рационе англичан. Время шло, военные раны на теле общества постепенно затягивались, и вездесущий SPAM в итоге достал даже чопорных и сдержанных жителей Великобритании.

Лучше всего этот гнев и раздражение отразила легендарная английская комик-группа «Монти Пайтон». В одном из скетчей их сериала «Летающий цирк Монти Пайтона» в 1969 году, который так и назывался «SPAM», эти гениальные комедианты сумели отобразить весь абсурд сложившейся ситуации.

Суть ролика заключается в том, что супруги, типичные англичане, заходят в одно кафе, где практически все блюда содержат в себе тот самый американский колбасный фарш. Об этом посетителям назойливо напоминает официантка, многократно повторяя название «SPAM». Когда гости просят принести им что-нибудь «без SPAM», официантка предлагает компромисс: блюдо с небольшим количеством SPAM. Возмущение посетителей прерывается сидящими в кафе викингами с рогатыми шлемами, которые поют импровизированную песню, состоящую из слова «SPAM». В общей сложности название злополучного фарша на протяжении трехминутного скетча упоминается 108 раз. Классический монтипайтоновский абсурд таким образом стал отличным отражением того, насколько эти консервы приелись англичанам.

Письма счастья

Каждый из нас хотя бы один раз (но чаще всего, к сожалению, гораздо большее количество раз) получал такое «письмо счастья». В нем постоянно варьировались детали и стиль, но сюжет оставался неизменным: это письмо сразу после прочтения предлагалось разослать еще нескольким близким людям — и тогда произойдет настоящее чудо.

Были (и до сих пор есть) в письмах счастья и корыстные мотивы. Какой-нибудь, по его собственным словам, африканский принц решил, условно говоря, стать ближе к народу и раздарить свое несметное богатство всем кому ни попадя. В том числе каким-то непостижимым образом он вышел на вас и предлагает вам целый миллион долларов. Но для того, чтобы этот миллион получить, нужен сущий пустяк: перебросить какую-то – по сравнению с лямом баксов – несущественную сумму на такой-то счет. Или, например, чтобы вызвать эмоциональный респонс, использовалась тактика «помогите, у меня рак!». Подробнее о типологии таких писем можно прочесть здесь.

И у этой психологической атаки на неокрепшее сознание интернет-пользователя были свои истоки. Пионером «писем счастья» считается Дэйв Роудс, который в 1988 году атаковал пользователей компьютерной сети Usenet (прототипа современного интернета) своим письмом, сохранившимся в истории под названием «Make Money Fast». В настоящее время сведений о реальности «Дэйва Роудса» не сохранилось, но, по легенде, это был студент Columbia Union College, учебного заведения Церкви адвентистов седьмого дня в Мэриленде, который решил хитрым способом поправить собственное финансовое положение.

В письме «Дэйв» предложил схему классической финансовой пирамиды: в тексте был список имен и адресов, которым нужно было отослать по доллару. Система личного обогащения была следующей: после пересылки денег необходимо заменить имя и адрес на собственный и разослать «письмо счастья» дальше как можно большему количеству людей. Разные тексты письма «Дэйва Роудса» с одним и тем же посылом (разбогатеть при помощи финансовой пирамиды) появлялись и циркулировали в Usenet в огромных количествах, и в результате пользователи сети сравнили их с надоевшими консервами SPAM. Таким образом за словом «спам» и закрепилось его современное значение.

Другие два ключевых инцидента с использованием спама тоже произошли в сети Usenet в 1994 году. 18 января Клэренс Л. Томас-четвертый, системный администратор Andrews University, заспамил новостные группы сети сообщением под названием «Global Alert for All: Jesus is Coming Soon». Это был фундаменталистский религиозный трактат, суть которого сводилась к тому, что «история человечества пришла к своей кульминации и скоро мы сможем наблюдать пришествие Иисуса Христа». 12 апреля спам-атаку организовали уже в бизнес-целях. Супруги-адвокаты Лоуренс Кантер и Марта Сигел разослали по новостным группам Usenet массовую рекламу собственных юридических услуг по получению бесплатной грин-карты для иммигрантов. Самое интересное, что эти люди указали в спам-сообщении свои реальные имена и фамилии — видимо, гордились тем, что смогли распознать первыми и использовать в своих целях коммерческий потенциал спама. Вот примерно в таком виде спам и начал свое победоносное (и печально известное) шествие по планете.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: