Спецпроєкти

Взгляд со стороны: англичанин Йен Бирдер о жизни в Украине, путешествиях и сообществе бегунов-любителей

Одеса
Текст: Odessa

В каком-нибудь уютном фейсбучике одни люди с нездоровым блеском в глазах бегают марафоны и полумарафоны в разных городах и странах, утомляя ленту соцсетей фотографиями очередного рассвета, встреченного на пробежке. Другие язвительно комментируют первых и пишут показательные посты о своей преданной любви к трансжирам в форме шаурмы.

Где-то между ними тихо существуют те, кто не отказывает себе в удовольствии съесть стейк под винишко, но иногда выходит на пробежку или делает зарядку. Восемь месяцев назад англичанин Йен Бирдер, который уже 7 лет живет в Киеве, собрал таких «спортсменов» в сообщество Runday Ukraine. На сегодняшний день бесплатные беговые события под эгидой Runday, помимо столицы, проходят каждую субботу во Львове и Тернополе, а с 1 апреля и в Одессе.

Мы встретились с Йеном накануне старта Runday Odessa, чтобы выяснить, за что он любит Украину, чем занимается созданная им общественная организация ITS Ukraine и как устроены забеги в Одессе. До того как я включила диктофон, Йен рассказал, что несколько лет назад за месяц проехал на велосипеде от Будапешта до Одессы. Особенно его впечатлил участок дороги Измаил – Татарбунары: «Как будто кто-то сделал дорогу, а потом на нее сбросили бомбы». С обсуждения этого путешествия и начался наш разговор.

Как впечатления от путешествия в целом?

Очень увлекательно! Вся прелесть путешествия на велосипеде в том, что ты можешь преодолеть приличное расстояние, но при этом едешь достаточно медленно, чтобы оценить изменения окружающих стран и культур. Я проехал через Венгрию, Сербию, Хорватию, Румынию, Болгарию, Молдавию, Украину. Все они разные: у каждой страны своя атмосфера и свои обычаи.

Почему вы решили отправиться в такое путешествие?

Не знаю. Мне нравится Дунай. Я много путешествовал по Европе и много раз пересекал Дунай, но почти ничего не знал о реке. Знал, что это важная река, и всё. Потом узнал о велосипедном маршруте, который называется Eurovelo 6 и является частью большой европейской велосипедной сети Eurovelo. Он начинается во Франции, идет в Германию и оттуда проложен до конца Дуная.

К сожалению, маршрут не пересекает границу Украины, его финиш находится в Румынии. Я бы хотел, чтобы его продлили до Одессы. Тогда вы сможете стартовать в Одессе и доехать на велосипеде до Франции. Дорога займет два месяца, но это будет возможно. И вы также приведете в Украину велосипедистов, которые стартуют из Франции. Это и политический вопрос открытых границ по пути следования маршрута, например в Измаиле, на границе с Румынией. Было бы здорово, чтобы при строительстве новой трассы Одесса – Рени сделали велодорожку или хотя бы обозначение, что здесь можно ехать на велосипеде. Тогда вы уже сможете присоединиться к маршруту.

Я путешествовал с австрийской парой, и когда мы подошли к границе, они захотели доехать со мной до Одессы, чтобы получить дополнительные штампы в паспортах от Молдавии и Украины. Они загорелись этой идеей, но если бы они заехали в Украину, то не смогли бы вернуться на велосипедный маршрут. И они были вынуждены повернуть назад. А ведь Одесса — идеальная конечная точка. Вы можете взять отсюда паром до Стамбула или Грузии либо купить билет до Киева и вернуться домой оттуда.

Как живется в Украине иностранцу?

Здесь очень необычно, в хорошем смысле. Я много путешествовал до того, как приехал в Украину. Безусловно, Западная Европа прекрасная и высокоразвитая, спокойная и безопасная. Но там есть чувство, будто уже все сделано. Это немного скучно. Ты ездишь между Брюсселем и Лондоном, и всё везде одинаковое. Ты приезжаешь в Украину, а здесь все по-другому! И очень часто даже от украинцев на вопрос «А это что?» слышишь в ответ: «Не знаю, это Украина» (улыбается). У меня еще не было и дня в Украине, чтобы я не увидел что-нибудь странное, чудесное, непонятное или опасное, или смешное. Сплошные контрасты.

Йен Бирдер со своей девушкой и постоянным волонтером Runday Аленой Лащенко

Это не утомляет?

Нет. Я два раза уезжал из Украины. То уезжал, то возвращался. Здесь довольно тяжело быть иностранцем в плане работы. Тяжело получить разрешение на работу, тяжело интегрироваться. Но в целом мне нравится. Это просто бесконечно интересное место.

Определенно, именно украинский народ делает Украину гораздо более приятным местом для жизни

И украинцы — любознательные и дружелюбные люди. Им присуща публичная серьезность, знаете, такая общественная гримаса (показывает серьезное лицо). Но в личном общении они очень добрые и общительные. Определенно, украинский народ делает Украину гораздо более приятным местом для жизни. Стоит только убрать этот напряженный экстерьер.

Сейчас чуть меньше, но до Майдана точно все парни были одеты, как стереотипные мафиози: черная кожа, черные шапки, джинсы, черные туфли. И ты думал: «Уф, здесь все такие жесткие», потому что они выглядели как злые парни из телевизора. Но потом ты начинал говорить с ними и понимал, что они такие же дружелюбные и мягкие, как и остальные.

А ваши друзья из Британии или других стран удивились тому, что вы живете в Украине?

Немного. Дело в том, что большинство людей знают, что я много путешествую и во мне есть некая жажда приключений. Так что они не удивились, что я оказался здесь. Но, к несчастью для Украины, они находятся в плену негативных стереотипов. Украина прорывается в новости Западной Европы, только если случается Чернобыль или экономический кризис или начинается война. Здесь происходит много хорошего, но очень редко это попадает в заголовки международных новостей, поэтому люди видят только одну, негативную сторону. Но все иностранцы, что проводили какое-то время в Украине (из тех, кого я знаю), влюбляются в эту страну.

В одном интервью вы сказали, что вам Украина с первого визита не понравилась…

Да, это правда. Я путешествовал с рюкзаком: начал в Финляндии и спускался по востоку Европы – от Минска к Киеву, из Киева во Львов и дальше. Это был 2005 год, наверное, и это была совершенно другая страна, чем сегодня. Она была менее разрекламирована, в Киеве был всего один хостел. Город был гораздо более тяжелым, серым и менее разнообразным местом. Просто серый постсоветский город. Так было, даже когда я вернулся сюда в 2007 году. Но после одного-двух месяцев жизни в Киеве ты открываешь все скрытые интересные места, о которых украинцы никогда тебе не расскажут. Например, Гидропарк. Они думают: что иностранцу делать в Гидропарке, это же ужасное место, полное наркоманов и всякого такого? Но это и есть тот абсолютно другой мир, который нам интересен.

Еще не было и дня в Украине, чтобы я не увидел что-нибудь странное, чудесное, непонятное или опасное, или смешное — сплошные контрасты

Что касается Львова, то я еще не видел, чтобы город так сильно трансформировался. Когда мы там останавливались, там не было хостела, так что мы ночевали в общежитии, которое закрывалось в 10 вечера. Там не было кафешек, музеев, это был крайне нефункциональный город. И вот спустя 10 лет они полностью переделали город в прекрасный, яркий, активный. На праздники он полон украинцами, там полно кафешек и большая туристическая индустрия. И если Львов смог сделать это за 10 лет, то, естественно, и Одесса может сделать так же, и Киев. Можно превратить Подол в самый красивый район самого красивого города Европы, но это требует инвестиций и времени.

Несколько лет назад вы основали организацию Intelligent Transport System Ukraine. Она еще работает?

(Тяжело вздыхает.) Очень-очень медленно. Я работал в Брюсселе в индустрии интеллектуального транспорта и понял, что существует целое международное сообщество организаций в этой сфере. Почти в каждой стране, даже в Словении с двумя миллионами населения, есть индустрия «умного» транспорта. В Украине, где 60 миллионов людей (по официальным данным население Украины составляет 42,7 млн человек — Прим. ред.) и много технологических компаний, никто их не представляет. Они не работают вместе, большинство людей, даже разработчики программного обеспечения и “железа”, не осознают, что это индустрия.

Мы создали эту организацию, чтобы попробовать собрать их вместе, но трудно поменять культуру страны. Люди видят ассоциацию, неприбыльную организацию, и они сразу относятся с большим подозрением: кто за это платит? Сотрудничество с другими компаниями не принято: все хотят соревноваться, вместо того чтобы сотрудничать.

ITS Ukraine до сих пор существует, в основном я отвечаю на такие запросы: «Мы ищем клиентов для экспорта новейших билетных систем, не подскажешь локальную компанию, которой это может быть интересно?» Пока работаем в таком режиме, не запускаем никаких проектов. В Украине сложно работать неприбыльной организации. Сейчас я на полной занятости работаю в своей IT-компании.

А как давно вы бегаете?

Восемь месяцев.

Серьезно? То есть начали вместе с запуском Runday Kiev?

Да, я не бегал раньше. Очевидно, что я не прирожденный бегун (улыбается.) Я не очень атлетичный и не бегаю на скорость. Мне просто нравится идея, концепт…

Бега или сообщества?

И того, и другого. Runday — это копия британского движения, которое называется ParkRun. Они тоже начинали с пятикилометровых пробежек на время в парке. Они бегали в таком режиме год или два, потом поняли, что становятся все более и более популярными, и решили попробовать в другой локации. Это сработало, и сегодня они существуют в 330 в городах и селах только в Англии.

В прошлом году, перед Киевским марафоном, я решил привести себя в форму и присоединился к бесплатным воркшопам по бегу в Киеве. Я тогда сказал другу: «Мне это напоминает ParkRun — бесплатные беговые события. Ты встречаешь много новых людей, становишься здоровее. А что если мы заведем ParkRun в Украину?» Друг согласился. Мы сконтактировали с ParkRun, но они отказали. Это подстегнуло меня.

Йен объясняет правила участникам первого забега Runday Odessa

Так как у меня IT-компания, мы подумали, что эту идею не так уж сложно реализовать: нам нужно решение для учета времени, регистрационная платформа, сайт. И мы их разработали. Это поддерживается в основном моей компанией, волонтерами и друзьями.

На первый забег в Киеве пришло 20–25 человек. И этого было вполне достаточно, чтобы преуспеть. Довольно быстро мы стартанули во Львове и Тернополе, теперь и в Одессе. Мы действительно видим довольно быстрый прогресс. В Великобритании им понадобилось два года, чтобы открыть вторую площадку, а у нас — четыре за 8 месяцев.

А почему именно беговой клуб? Ведь можно бегать и самому.

Бегать самому очень скучно. Нет, некоторые люди любят бегать в одиночестве, для них это форма эскапизма. И вообще-то Runday – это не беговой клуб, хотя многие допускают такую ошибку. Runday — это бесплатные еженедельные беговые события для всех. Тебе не нужно быть атлетом, тебе не нужно быть подтянутым и суперздоровым. Зарегистрироваться может каждый, это абсолютно бесплатно.

На каждом забеге мы фиксируем время каждого участника и публикуем результаты онлайн. Если вы бегаете целый год, то можете увидеть, улучшилось ли ваше время или вы стали медленнее. Это стимул для участия: вы можете соревноваться с друзьями из других городов, если хотите. Но это не главная цель, главная цель — участие в общем деле. Это все организовано волонтерами, так что Runday больше про комьюнити, чем про спорт. Мы не тренируем выигрывать забеги.

Как устроен Runday Odessa?

За Runday Odessa ответственна организация Odessa Speaks English. Они пришли к нам и сказали: «Мы увидели Runday и хотели бы делать такие события в Одессе. Мы можем помочь это организовать?» И это именно та поддержка, которая нам нужна. У нас абсолютно волонтерское сообщество, нам нужны люди, которые придут и скажут: «Мы понимаем идею, нам она нравится, и мы хотим сделать это в нашем городе».

Концепция Runday очень проста. Вы однажды регистрируетесь и получаете свой QR-код. Приходите с ним на локацию и можете бежать. В Одессе это парк Шевченко, старт разминки у памятника в 08:30, а забега – в 09:00. В каждом городе старт по свистку в одно время и бежим мы одно расстояние — 5 км. На финише записываем время каждого добежавшего и даем вам жетон с вашей позицией в общем зачете. Все это сканируется, сверяется по именам и загружается списком на сайт. Если вы уже участвовали и сканировали QR-код и жетон, то можете приходить снова и ваше время будет учтено.

Каждый раз мы стараемся найти какое-то место для завтрака, потому что это отличная возможность пообщаться всем вместе. Это моя любимая часть Runday — завтраки после бега. Если погода хорошая, это может быть пикник, если нет, то можно зайти в кафе.

А есть место, где оставить вещи на время пробежки?

Это зависит от удобств на конкретной локации. На Трухановом острове в Киеве у нас есть лавочка, мы кладем вещи туда. В любом случае за сохранностью следят наши волонтеры, так что вы можете взять рюкзак или сменную одежду.

Старт первого забега Runday Odessa, 1 апреля 2017

Когда вы запускали Runday, то у вас были сложности с поиском волонтеров и инфраструктурой. Как ситуация обстоит сейчас?

До сих пор проблема, например, найти трассу. В Киеве много парков, но сложно найти чистое и безопасное место с пятикилометровым маршрутом, приходится бежать 2,5 км в одну сторону и возвращаться. В Одессе мы бежим два круга по 2,5 километра. Чтобы сделать Runday по-настоящему успешным, нам нужна поддержка парков: улучшить инфраструктуру, организовать безопасный маршрут. Если бы у нас в каждой локации было место, где мы могли бы хранить наши вещи, мы бы могли купить больше флагов, указателей направления и всякого такого.

Мы стараемся оставаться максимально простыми, чтобы новые участники и локации могли легко присоединяться, потому что если мы будем требовать много оборудования, новым людям будет сложнее найти деньги, чтобы начать. Сейчас для этого нужны смартфоны, бесплатное приложение, чтобы засекать время и сканировать коды, у нас есть флаг, который показывает, где проходит Runday, аптечка первой помощи — это база, которая нужна для простого пятикилометрового забега с учетом времени.

Runday организован волонтерами, так что это больше про комьюнити, чем про спорт.

Но также для того, чтобы он состоялся, нам нужны добровольцы: кто-то должен засекать время, координировать людей на маршруте, сторожить вещи. Наверное, самый большой вызов в Украине – это найти достаточно волонтеров, которые будут приходить каждую неделю и разделять работу над организацией Runday. Мы никого не принуждаем это делать, это должно быть добровольно. В Киеве мы бегали всю зиму, даже в -27°C. Это тяжело, но люди все равно приходят и бегут. Во Львове развилось довольно большое сообщество в 60 человек, которые регулярно участвуют в забегах. Они готовят пироги, берут с собой детей, некоторые люди все время волонтерят, кто-то только бегает, это именно вот тот момент сообщества, который взят за основу.

В Великобритании очень просто найти людей для волонтерских целей, а здесь совсем другое мышление. Очень часто я слышу: а что мне за это будет? Что я получу за организацию бесплатных беговых событий? Большим вызовом для меня было воодушевить волонтеров и сделать так, чтобы они были счастливы, вдохновлены духом сообщества. Это важно, ведь именно они делают так, чтобы все случилось.

У Runday есть униформа?

Нет, вот на мне футболка, она помогает людям видеть, кто организатор, а кто просто участник. У нас есть такие футболки для каждого города. Вы можете купить футболку Runday Odessa, и это поможет нам выручить немного денег для финансирования пробежек. Это волонтерская работа, но все равно есть некоторые расходы на изготовление флагов, аптечку, музыкальную систему.

У вас в планах до конца года проводить Runday в 10 городах Украины. Какие будут следующими?

Следующий, мы надеемся, запустится Ивано-Франковск. К нам есть интерес в Днепре, в Червонограде, это небольшой город где-то на польской границе. Сильно интересуются из Харькова. Есть еще интерес из города Калуш Ивано-Франковской области. Конечно, все зависит от местных сообществ, там должен быть кто-то, кто готов это все организовывать. Человек должен быть ответственным, чтобы проводить забег каждые выходные, искать и организовывать волонтеров. Будет обидно, если мы потратим усилия на запуск новой локации, а там всё закончится через пять забегов. Это должно происходить каждые выходные, чтобы люди знали, что они придут со своим кодом на локацию, там обязательно кто-то будет и они смогут пробежать дистанцию и получить результат.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь