Спецпроєкти

Кейс Донкерс: «Нам понадобилось десять-пятнадцать лет, чтобы люди увидели изменения»

Одеса
Текст: Odessa

Голландский урбанист, превративший депрессивный постиндустриальный город в столицу мирового дизайна — о том, сколько времени занимают радикальные изменения городской среды, кто их должен осуществлять и что для него самое главное в любом городе.

В апреле с лекцией и серией мастер-классов Одессу посетил Кейс Донкерс — голландский дизайнер, бывший главный урбанист Эйндховена и специалист по трансформации городского пространства. Он уже два года как на пенсии, но продолжает изучать города и практики их изменений, ездит с лекциями по всему миру. Наиболее частый гость он в Восточной Европе, где проблема устаревшей городской инфраструктуры стоит особенно остро.

На каждой встрече голландец подчеркивает, что его роль чисто консультативная и заключается лишь в обмене знаниями, а основные идеи, проекты, разработки должны исходить от местных жителей. У него нет готовых рецептов для каждого. На вопрос от слушателя лекции в Одессе о высоких заборах вокруг частных владений Донкерс честно отвечает: «Это часть вашей культуры, и только вы знаете, как ее можно изменить. И нужно ли. Ведь это в том числе вопрос безопасности, люди таким образом от чего-то защищаются. Возможным выходом может стать озеленение, так называемые живые стены».

В таком ответе виден тонкий профессионализм Кейса Донкерса, который не спешит давать однозначные указания к действию, а лишь направляет мысли в нужное русло. Это работает, потому что в Одессе публика более или менее подготовленная. В прошлом году у нас успешно прошел эксперимент Urban Inst. «Оккупай Жукова», когда один квартал переулка Вице-адмирала Жукова на два дня стал пешеходным. Сейчас идет сбор средств на новое публичное пространство в парке Шевченко под названием «NewБассейн».

До начала лекции я успела задать урбанисту несколько вопросов об Одессе, будущем городов и досуге горожанина.

Вы уже видели локации воркшопов в Одессе?

Пока нет. У меня есть три пункта, по которым ребята из 4Press выбрали два объекта (Французский бульвар и Таможенная площадь. — Прим. ред.). Но я хочу услышать от людей, которые принимают участие в воркшопах, какие, по их мнению, есть в Одессе места, над которыми стоит поработать. Я попрошу их выбрать жемчужину — пустое место, дом или здание, которое вы бы хотели вновь использовать. Второй пункт: я всегда говорю, что history is sexy, история может быть снова очень привлекательной для нового поколения. И третья вещь — это слоган «Мечтай, дерзай, делай» (в оригинале Dream. Dare. Do. — Прим. ред.). Если у вас есть мечта что-то изменить, то готовы ли вы начать завтра вместо того, чтобы учиться несколько лет, и как именно вы можете начать?

Вот эти три темы я бы хотел обсудить с участниками воркшопа. Это не та история, что я пришел вас учить, а вы — слушать, нет. Я хочу услышать вас, потому что вы молодое поколение и будущее за вами. Будущее — это 90% вашей жизни и только 10% моей. Вы — мои учителя. Я бы хотел услышать от аудитории, что они думают о будущем и как собираются над ним работать.

Вы уже успели посмотреть город? Что думаете об Одессе как урбанист и дизайнер городской среды?

У вас есть ребята из 4Press, которые осознают необходимость изменений и взяли на себя ответственность начать эти изменения. И есть это место, где мы сейчас находимся (Impact Hub Odessa. — Прим. ред.). Это то, что я называю местами размножения изменений. Довольно много людей пришло, а значит, есть какая-то активность, осознание необходимости изменений в городе. Несколько фирм изъявили желание присоединиться. Вот что важно. Не дома, здания и архитектура, а живая часть — люди.

Кто должен менять город: сами жители, муниципалитет или профильные специалисты — архитекторы, урбанисты?

Нужны те, кого я называю сити-мейкерами, или активаторами города. В Голландии мы организовали так называемые городские посольства — собрания сити-мейкеров, которые встречаются в таких местах, как это, в городах по всей Европе. У нас есть веб-сайт этой инициативы, где можно найти несколько статей обо мне и о том, чем мы занимаемся в Эйндховене, а также люди в других городах. Чаще всего наши встречи проходят в столицах, но важны и более локальные собрания, как например здесь. Я называю их основой движения сити-мейкеров.

В слове «активист» есть какая-то агрессия, поэтому я предпочитаю называть нас активаторами.

И я здесь в том числе для того, чтобы связать то, что вы делаете здесь, с моей страной, моим городом, и наоборот. Я хочу запустить программу обмена, чтобы делать больше подобных лекций, возможно, по скайпу. Потому что у вас уже есть основа движения и довольно сильная. Это эволюция к тому, что я называю «общество 2.0».

Как вы относитесь к прогнозу о том, что в скором будущем задавать тон международной политике и всем международным отношениям будут 600 городов, а не государства или страны?

Думаю, что в городах происходит настоящая жизнь. Вот мы видим, что очень много людей решили, что это важно — прийти сегодня сюда. И я думаю, что именно так все будет решаться в будущем: голоса городов, голоса таких встреч будут настолько важными, что будут показывать новые движения в странах. И тогда официальное законодательство должно будет следовать им, прислушиваться к этим движениям и трансформировать их в новые правила или менять старые.

Посмотрим, я не могу предсказывать. Мы не знаем: Европа через 10 лет может либо исчезнуть, либо стать еще более влиятельной, потому что мы потеряем перспективу развития отдельных стран. Однако я вижу городское движение как самое сильное, которое начинается с людей, вот с таких разговоров, как у нас с вами сейчас.

Вы начали изменения в своем городе с того, что в своем районе договорились с соседями красить дома в один оттенок белого. Насколько важна визуальная часть, визуальный облик для системных изменений?

В моем случае все началось с района «Белая деревня», где я жил, в котором насчитывалось всего 260 домов. Мы начали благоустраивать его самостоятельно очень давно, 40 лет назад. (Улыбается). Идея красить дома в один оттенок белого вместо десяти разных оказалась успешной, мы объединились и стали настоящим сообществом.

И тут начинается уже моя история — шаг за шагом я стал организовывать дебаты. На дебатах нашел свою работу (Кейса Донкерса пригласили работать над городским пространством в мэрию. — Прим. ред.). Там я мог полноценно работать над всеми трансформациями в нашем городе. В 1994 году меня пригласили в Германию на большой фестиваль о трансформациях: люди хотели услышать меня, не знаю даже, как тогда информация попадала за границу, это сейчас она везде.

И так, шаг за шагом, мы учились, и понадобилось десять-пятнадцать, а то и 20 лет, чтобы люди смогли увидеть изменения. Но есть разные пути, как практиковать и как начать эти изменения. Начинается с малого, в том числе в моей ситуации.

Какие самые радикальные городские трансформации вы видели за свою практику?

Думаю, мы — первый пример радикальной трансформации бывших фабрик в огромные новые и очень популярные пространства. На это понадобилось 20 лет, но это было радикально. Сейчас много людей приезжает в наш город, потому что изменения уже можно увидеть, но на это ушло время.

Трансформация не может быть основана только на вашей идее. Многие студенты пытаются сразу приступить к реализации. Но сначала нужно провести глубокий анализ — конкретного места, города, потребностей его жителей — и только потом делать проект.

Сегодня самые радикальные изменения происходят в Рурском регионе Германии и городе Эссен. Это был крупнейший горнодобывающий узел в Европе. Там происходят трансформации более масштабные, чем то, что происходило в моем городе. Мы довольно маленькие по сравнению с Рурским регионом. Если вы посетите мой город или страну, я бы хотел показать вам те изменения, которые происходят в Руре. Там задействованы большие бюджеты как европейские, так и национальные, очень много денег. Впечатляет то, что там происходит.

Что вам больше всего нравится в городах?

Люди. Я учился на архитектора и 20 лет строил образ города по зданиям. Но с 2000-х для меня люди гораздо интереснее, чем архитектура. Возможно, это сумасшествие, но это социальный аспект моей работы и моего увлечения. Ты делаешь всё это для людей.

Вы принимали участие в различных урбанистических форумах в России. Вы поддерживаете связь с теми, с кем там работали и познакомились?

Да, конечно. За последние пять лет я был в России 44 раза. Есть всемирная сеть Global Education Futures Forum, основанная в Москве в сотрудничестве с Калифорнией. Также существует сеть больших российских городов «Живые города» (Living Cities). Я часть этих организаций. Держу связь с ижевской Ассоциацией развития города (АРГО).

А с одесскими урбанистами планируете дальше работать?

Очень надеюсь. Это зависит и от людей здесь, я только гость. Уже есть люди из Киева, которые попросили меня приехать в мае или июне, и я с удовольствием приеду. В прошлом году я там был впервые: делился знаниями, как делаю сейчас здесь. Но я бы с удовольствием вернулся и начал какие-то проекты, а точнее, не я, а студенты или активаторы должны их начать.

Как вы любите проводить время в городе?

Я люблю гулять в сердце города, видеться с людьми и пить кофе. Люблю кофе и пью его очень много каждый день. У нас с женой есть любимые места, и так как я на пенсии уже почти два года, то мы почти каждый день выходим в город. Конечно, я занимаюсь работой и увлечением. Встречаться с людьми и обмениваться с ними знаниями, как это происходит здесь, — это и есть мое увлечение.

 

Приезд Кейса Донкерса в Одессу объединил очень разную публику: практикующих архитекторов и урбанистов, студентов и преподавателей Одесской академии архитектуры и строительства, представителей муниципалитета и девелоперских компаний.

Прямым результатом мастер-классов стали проекты по трансформации нескольких объектов: Французского бульвара в связке с санаторной зоной и территорией Дворца спорта, заброшенных территорий Деволановского спуска и Санатория им. Чкалова. Пока непонятно, превратятся ли какие-то из них в реальные изменения или останутся только в красивых презентациях. Но как показывает опыт Кейса Донкерса, большой путь начинается с малого.

Фото с мастер-класса в Одессе: 4Press Creative Agency. Заглавная фотография: Константин Ившин.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь