Спецпроєкти

6 спектаклей, которые стоит посетить в апреле


«Враг народа», «Превращение», «Зрители на спектакль не допускаются»: Владимир Чалчинский рассказывает, что нужно обязательно посмотреть в этом месяце.

Скупой, или Школа лжи

Когда: 27 апреля, 19:00
Где: Киевский национальный театр им. Ивана Франко, пл. Франко, 3
Сколько: от 40 грн

На большой сцене Театра им. Франко ожидается премьера по пьесе одного из самых известных драматургов всех времен Жана-Батиста Мольера. На удивление, в киевских театрах не так уж много постановок мирового классика. На весь Киев только и найдется, что одинокий «Мнимый больной» в Театре им. Леси Украинки. Театр им. Франко решил не отставать и во главе с Петром Ильченко ставит одну из самых известных мольеровских пьес «Скупой, или Школа лжи».

Пьеса является представителем жанра высокой комедии. Мольер настаивал на том, что комедия должна не просто развлекать, но так же, как и трагедия, говорить о нравственных, социальных и философских проблемах. Просто, в отличие от трагедии, главной целью высокой комедии считается высмеивание человеческих пороков, которые, по словам Мольера, «насмешки не выносят». В «Скупом» Мольер как раз затрагивает один из таких пороков. Главный герой, как можно догадаться по названию, очень привязан к своему материальному состоянию. Подчиняя собственных детей своему желанию обогатиться, он совсем забывает про человеческие ценности. Кроме того, что Мольер описывает все крайне комично и все персонажи у него часто напоминают наших знакомых, к тому же в лучших его пьесах еще заложена незаметная линия трагического в персонажах, что добавляет произведению многогранности.

Подготовиться к премьере можно, просмотрев дебютную режиссерскую работу в кино всеми любимого актера Луи де Фюнеса. Сыграть «Скупого» он хотел больше двадцати лет, а его дети признают, что сам де Фюнес не отличался особой щедростью, был слишком экономным и имел диктаторские замашки.

Враг народа

Когда: 7, 19, 25 апреля, 19:00
Где: Национальный театр русской драмы им. Леси Украинки, ул. Богдана Хмельницкого, 5
Сколько: от 35 грн

Премьерой также может похвастаться Театр им. Леси Украинки. Для постановки спектакля театр пригласил литовского режиссера Йонаса Вайткуса, который не так давно приезжал удивлять украинского зрителя своей интерпретацией «Короля Лира». Теперь удивлять будут спектаклем «Враг народа» по одноименной пьесе Генрика Ибсена. На главную роль доктора Стокмана, которого еще когда-то играл сам Станиславский, пригласили актера Театра на левом берегу Александра Кобзаря. Но так как эти два театра, мягко говоря, не ладят, то это приглашение – билет в один конец. Роль доктора Стокмана для Александра Кобзаря станет его дебютом в качестве актера Театра им. Леси Украинки.

По сюжету пьесы, курортный врач, посвятивший себя работе и процветанию курорта, провел исследование, в результате которого оказалось, что лечебные воды курорта из-за выброса технологических отходов являются переносчиками тяжелых заболеваний. Такие выводы совсем не выгодны для курортного городка, который только и живет за счет туристов, поэтому никто не готов признать такую правду, а сам врач объявляется «врагом народа».

Генрик Ибсен написал пьесу «Враг народа» как ответ на непринятие его предыдущей, на то время скандальной пьесы «Привидения». В итоге эта пьеса стала еще более скандальной, так как в конце пьесы главный герой говорит о том, что большинство всегда неправо, тем самым подчеркивая глупость народа. Наверное, это единственная пьеса, где автор настолько сопоставляет себя с героем. Пьеса подчеркивает, что общество готово принять только общепринятые, доступные ценности, а вот обличителей, каким был Ибсен, оно не любит.

Превращение

Когда: 19, 20 апреля, 18:00
Где: Киевский академический театр на Липках, ул. Липская, 15/17
Сколько: от 80 грн

Еще одна премьера пройдет в Театре на Липках, который недавно отличился на «Киевской пекторали», забрав с собой две статуэтки: одна из них за лучший драматический спектакль, а вторая – за лучшую женскую роль. Победа на «Пекторали» доказала, что Театр юного зрителя на Липках может быть интересен не только для юного зрителя. Вот и очередной спектакль по повести загадочного немецкоязычного писателя Франца Кафки тому пример. Те, кто читал повесть, вряд ли могли себе представить постановку этого произведения на сцене, но этот спектакль является далеко не первой инсценировкой «Превращения». Роль главного героя уже пробовали на себе Константин Райкин и Евгений Миронов.

Произведение начинается с обескураживающей и очень интригующей фразы: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое». Обычный коммивояжер, работавший ради семьи, в какой-то момент чудом становится вне всякой ответственности. Превращение в отвратительного, мерзкого жука заставляет его пересмотреть всю свою систему ценностей. Семья пытается всячески скрыть это от других и создать ощущение, будто ничего и не произошло, а главный герой, полюбив ползать по стенам, начинает по очереди терять свои человеческие качества.

Кафка считается одним из ранних представителей литературы абсурда. Его творчество всегда окружено различными противоречивыми мнениями и спорами. Конкретно в этом произведении затрагиваются важные вопросы, такие как: что означает быть человеком? что он должен делать? кто он без «долга»? Таким образом, «Превращение» является фантасмагорической притчей, и постановка такого произведения – очень непростая задача для любого режиссера. Остается ожидать, как ТЮЗ воплотит фантазии Кафки на сцене, и может быть, в следующем году подобное воплощение принесет театру еще пару статуэток «Киевской пекторали».

Четвертая сестра

Когда: 29 апреля, 19:00
Где: Киевский академический Молодой театр, ул. Прорезная, 17
Сколько: от 80 грн

В противовес приближающимся премьерам вашему вниманию предлагается один из спектаклей-долгожителей – «Четвертая сестра» в Молодом театре, которому в феврале исполнилось 10 лет. При этом спектакль отнюдь не короткий – он длится 3 часа 40 минут, но, по словам многих зрителей, время пролетает незаметно. И если два часа в театре пролетают незаметно, то это означает, что спектакль хороший, а вот если около 4 часов сидишь в зале и в конце удивляешься: «Что, уже конец?» – то что тут уже и говорить…

«Четвертая сестра» – это своего рода вторая часть и в то же время пародия на «Трех сестер» Чехова. Три сестры живут здесь не в провинции, а в Москве, но желание быть в другом месте, которым их, подобно Чехову, наделил польский драматург Януш Гловацкий, играет в их жизнях очень важную роль. Предел их мечтаний – это Нью-Йорк, город, где все «по-другому». Одна из сестер даже пишет просьбы об эмиграции в воздушных шариках, адресованные маме, которой уже нет. Она верит, что мама может помочь ей в этом, ведь она в раю, а Америка намного ближе к раю. Вторая сестра работает в зоопарке, воруя мясо у животных домой на ужин, а третья погружена полностью в своего избранника сердца, политика Юрия, вместе с его лозунгами и высокоморальными речами.

А вот кто такая «четвертая сестра», да и сестра ли она вообще или, быть может, брат, или вообще никакой не родственник – стоит узнать на самом спектакле. Режиссер спектакля Станислав Моисеев создал постановку, в которой есть пространство, где возможно все: комизм, черный юмор, лиризм, постсоветская романтика, пародия, и, конечно же, не обошлось без ноток такого себе свойского трагизма.

Зрители на спектакль не допускаются

Когда: 8 апреля, 19:00
Где: Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу, пр. Броварской, 25
Сколько: от 45 грн

Еще один спектакль, который идет больше трех часов, а зрительским успехом пользуется уже более 15 лет. За таким вызывающим названием прячется история о закулисной жизни, та самая часть театра, которая обычно остается невидимой для зрителя. Иногда то, что происходит там, к сожалению, может быть интереснее, чем то, что происходит на сцене. Именно такая ситуация и описывается в пьесе «Шум за сценой» английского драматурга Майкла Фрейна, которая и стала драматургической основой спектакля Юрия Одинокого. Недаром Чехов однажды заметил: «Если бы на сцене вместо пьес показывали театральные недоразумения, публика валила бы валом в театр».

Пьеса была написана в 1982 году и сразу получила признание, выиграв премию Лоуренса Оливье в номинации «Лучшая новая комедия». Написал ее автор после того, как сам однажды зашел за кулисы во время спектакля по собственной пьесе «Двое из нас» и понял, что то, что происходит там, намного смешнее самого спектакля. Сюжет позволяет зрителю пережить привычные для актера три этапа в жизни спектакля: генеральные репетиции спектакля, когда актеры не готовы, а режиссер пытается спасти спектакль в последний момент; этап премьер, когда эмоции зашкаливают, все друг друга ненавидят и в следующий момент очень любят; и третий этап – последний спектакль и последний совместный поклон.

Нет ничего интереснее, чем наблюдать процесс зарождения спектакля, так же, как нет ничего любопытнее, чем смотреть на то, как актеры играют актеров. Иногда это может оказаться исповедью или иронией касательно своей профессии, а иногда забавной пародией на своих коллег. «Зрители на спектакль не допускается» – это что-то вроде организованного театрального капустника, скрытого за драматургической основой. Благодаря этому спектакль переполнен смешными курьезами, откровениями, театральными интригами, которые в свою очередь погружают зрителя в неизведанное закулисье. Спектакль был отмечен «Пекторалью» в 2001 году за лучший драматический спектакль и за лучшую женскую роль.

Август: графство Осейдж

Когда: 9 апреля, 19:00
Где: Киевский академический Молодой театр, ул. Прорезная, 17
Сколько: от 50 грн

Очередной премьерный показ в Молодом театре по одноименной пьесе американского драматурга Трейси Леттса. Написанная в 2007 году пьеса уже побывала на сценах Австралии, Германии, Бродвея и лондонского National Theatre. Вдобавок к этому в 2008 году она была отмечена Пулитцеровской премией и театральной премией Tony Awards. Сюжет пьесы не несет никаких неожиданных сюжетных поворотов, не пытается увлечь зрителя вечной интригой, а наоборот, передает невыносимую атмосферу обычной семьи, которая скрывается за самыми незначительными деталями.

Однако нельзя игнорировать тот факт, что за постановку киевского спектакля взялся Стас Жирков, что предполагает далеко не обычное решение пьесы. Если большинство предыдущих спектаклей Жиркова жанрово определены как «специфическая комедия», то этот спектакль на сайте рекламируется как «очень специфическая комедия».

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь