Спецпроєкти

Телекомпания “ВИD” представляет: истории самых запоминающихся ТВ-заставок


Пора признаться: все мы в детстве боялись маски перед "Поле чудес" и копировали рычащего льва перед фильмами.

Телекомпания «ВИD»

Леденящая душу заставка телекомпании «ВИD» знакома всем детям и взрослым 90-х. Именно это странное лицо-маска под тревожную музыку выплывало на экраны телевизоров перед самыми популярными на то время передачами, когда вся семья собиралась у экранов, от «Угадай мелодию» до «Поля чудес». У некоторых взрослых она до сих пор вызывает неприятные эмоции, связанные с детскими страхами. Невероятно, но факт – заставка все еще живет. В начале 2000-х от нее по каким-то причинам решили отдохнуть, а с 2013-го устрашающий лик снова в строю. Если сейчас включить «Поле чудес», можно услышать «Телекомпания «ВИD» представляет», увидеть тот самый лик смерти, а через несколько секунд – Леонида Якубовича, который разыгрывает «а-а-автомобиль». Есть вещи, которые не меняются. Маску немного уменьшили и сделали бронзовой, в заставку добавили золота, но общее впечатление это не исправляет. На лого в свое время придумали пару десятков пародий, а история его происхождения до сих пор вызывает один главный вопрос – «Зачем?».

Если сейчас включить «Поле чудес», можно услышать «Телекомпания «ВИD» представляет», увидеть тот самый лик смерти, а через несколько секунд - Леонида Якубовича, который разыгрывает «а-а-автомобиль».

Конец 80-х. Влад Листьев, Александр Любимов и другие ведущие популярной на тот момент передачи «Взгляд» создали свою телекомпанию и задумались о ее логотипе. По словам Любимова, хотелось чего-то необычного и живого. Но никаких животных – искали что-то загадочное и запоминающееся. Подсобила будущая жена Листьева Альбина: она как раз работала в московском Музее Востока и сказала, что там есть любопытный артефакт. Им оказалась керамическая голова древнекитайского даосского философа Го Сяна. По одной из музейных версий, это не просто макет, а слепок настоящей головы покойного Го Сяна, которого казнили, а в могилу по местным традициям положили такую маску вместо головы. На керамической голове красуется трехглавая жаба. Идея использовать именно эту голову почему-то показалась основателям «ВИDа» удачной.

Они позаимствовали голову, но на компьютере обрезали ей чрезмерно большие уши, которые ассоциировались с Чебурашкой, и немного изменили выражение лица. В оригинале Го Сян улыбается в момент смерти, а в заставке на лице застыла недовольная гримаса. Никаких особых смыслов или посылов в эту маску не вкладывалось, но результат получился резонансным. И если сейчас возмущения зрители писали бы в «Фейсбук», то тогда жаловались в обычных письмах. Они приходили пачками. Родители просили убрать страшное лицо из-за страхов и плача детей, но телекомпания оставалась непреклонной. Подействовали только жалобы на приступы эпилепсии у больных: после них руководство согласилось убрать яркие вспышки из заставочного ролика.

Columbia Pictures

Здесь все логично: барышня с факелом олицетворяет саму Америку, ведь и Columbia Pictures – отсылка к США. Называть США Колумбией впервые начали во времена парламентских дебатов в Британии по поводу колоний Северной Америки. Тогда писать о результатах дебатов в газетах формально не разрешалось, но журналисты ухитрялись заменять названия и действующих лиц: в середине XVII века с чьей-то легкой руки (предположительно Сэмюэла Джонсона) будущие Соединенные Штаты стали называть Колумбией.

Кинокомпания, основанная в 1918 году, сначала называлась CBC Film Sales Corporation, но несколько лет спустя переименовалась в Columbia Pictures. Логотип появился в это же время, но поначалу он был не совсем таким, как сейчас. Самый первый вариант, который использовался в 1924–1928 годы, – женщина из римской армии со щитом и пшеничным колоском. Затем колос заменили на факел, а щит – на флаг. Женщина была одета в женские одежды Древнего Рима: еще позже ее поставили на пьедестал, добавили облака на фон, несколько раз незначительно меняли некоторые детали в черно-белой версии.

Кто стал первой моделью для логотипа, неизвестно до сих пор. В прессе в разное время писали о трех кандидатурах – моделях и актрисах, которые позировали для лого, но Columbia Pictures заявила, что не располагает точными данными о своей первой модели. В 1943 году заставка впервые стала цветной, позже флаг заменили на однотонную ткань.

Вместо факела модель в оригинале держит в руках обычную настольную лампу

В начале 90-х женщину перерисовали, чтобы сделать заставку более детализированной. Для этого наняли художника Майкла Диаса, который занялся перерисовкой фона и нашел модель для позирования в качестве Колумбии с лого. Как вспоминает художник, он провел несколько интервью, но идеально на эту роль подошла Дженни Джозеф. Она ни разу до этого не позировала для картины и согласилась помочь в свой обеденный перерыв: вместо факела она в оригинале держит в руках обычную настольную лампу.

В таких почти полевых условиях Диас написал картину, которую потом оцифровали и анимировали. С тех пор в нее еще несколько раз вносили незначительные изменения, но в целом заставка остается такой же, как в 90-х, до сих пор.

MGM

Знаменитого льва для киностудии MGM (Metro Goldwyn Meyer) придумали и отсняли впервые в 1916 году. Идея принадлежит Говарду Дитцу, который вдохновился символом команды спортсменов Колумбийского университета – она называлась Columbia Lions, а ее песней была «Roar, Lion, Roar» («Рычи, лев, рычи»). Он разработал первый логотип со львом для предшественника MGM – компании Goldwyn Pictures. В 1924 году она слилась с Metro Pictures, и образовалась MGM. Логотип решили оставить, но доработать. Первый лев для заставки – Слэтс из Дублинского зоопарка – молчал. Первый фильм, перед которым показали заставку со львом, – He Who Gets Slapped («Тот, кто получает пощёчины»).

Через четыре года после этого записали ролик со следующим львом – Джеки. Его рычание в этот раз специально записали и озвучили заставку. Джеки стал звездой: он снялся в сотне фильмов, а еще чудом выжил в нескольких катастрофах, включая крушение самолета, землетрясение и взрыв. Из-за этого получил прозвище Лео Счастливчик. После него было еще несколько львов, а запись с последним, седьмым по счету, используется до сих пор. Лео купили в 1957 году, записали два варианта заставки – расширенную и стандартную – и не меняют до сих пор. Сам логотип меняли и стилизовали не раз, а заставку не трогали: единственная модернизация, которую она прошла, была связана с адаптацией под 3D в 2012 году. Лео стал неизменным символом MGM, и кроме того, в его послужном списке несколько фильмов, сериалов и рекламных роликов.

Paramount Pictures

Горы для Paramount Pictures – одна из самых узнаваемых заставок. Лого кинокомпании, которая в этом году празднует 105-летие, впервые набросали на салфетке. Прообраз величественной вершины – гора Бен Ломонд в американском штате Юта. 24 звезды вокруг нее символизируют 24 актера и актрисы, которые подписали контракт с Paramount.

Черно-белый вариант логотипа доработали сначала в 1952 году – тогда его впервые нарисовали, а не изобразили графически. В этом варианте внимание сконцентрировали на пике горы, уменьшив шрифт и оставив одно слово Paramount.

Третий и последний раз лого перерисовали в 1987 году: к 75-летию компании художник Дарио Компаниле написал картину с заснеженными вершинами гор, четко прорисованными облаками и небом в мягких тонах. Картину взяли за основу обновленного логотипа, анимировали звезды и используют до сих пор.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь