Спецпроєкти

Ностальгия по немому кино, или почему «Путешествие времени» хочется смотреть без звука

Одеса
Текст: Odessa

Фильм Терренса Малика «Путешествие времени» в украинском прокате с 13 апреля. В Одессе посмотреть его можно в обоих мультиплексах «Планета кино» (Таирова и Котовского), кинотеатре «Киностар» и камерном кинозале «Агора Гиппокампус».

Картина создана в сотрудничестве National Geographic с IMAX и визуально — это идеальная коллаборация. То, что нужно после тяжелой рабочей недели: расплыться в кресле перед широкоформатным киноэкраном и наблюдать за извержением подводных вулканов, левитацией огромных китов в толще воды, взрывами на солнце и космическими туманностями. Можно впасть в состояние глубокой медитации, наблюдая за суровой, но уравновешенной природой, где нет любви, патриотизма, плохого и хорошего, а просто всё есть как есть и баста.

Но не волнуйтесь, нырнуть в глубины подсознания вам не даст закадровый текст, который открывает фильм раньше первых кадров и потом регулярно «включается», едва вы успеете расслабиться. В оригинале его читает Кейт Бланшетт, в украинском дубляже зрители слышат голос певицы и блогера Саши Кольцовой. И именно этот пафосный текст с риторическими вопросами, больше похожий на черновик школьного сочинения на философскую тему, заставляет впервые задуматься о том, чтобы подбежать к компьютеру киноклуба и выключить звук. Ибо нет сил слышать эти бесконечные «Мамо, хто я? Куди я йду? Мрія… Безмежність… Всесвіт…»

Кадр из фильма «Путешествие времени»

Высокий пафос задает не только текст, но и музыка. В редкие моменты картинка сопровождается тишиной, интершумом или минималистичными мотивами Арво Пярта. В основном же рыбы плывут и вулканы извергаются под органную мессу Баха, симфонии Малера или что-нибудь еще в таком духе. Нет ничего плохого в мессах и симфониях, но любое средство, примененное не к месту, может превратить благородные порывы в фарс.

Тяга к чрезмерной патетике была заметна еще в прошлой картине Терренса Малика «Древо жизни». Собственно, после нее некоторые критики заявили, что старик-затворник окончательно выжил из ума и потерял связь с реальностью. Но все-таки «Древо жизни» получилось синкретичным, многослойным и глубоким фильмом с идеальным визуальным рядом и потрясающей работой актеров. Звуковое сопровождение из тишины, оригинальной музыки Александра Деспла и известных композиций гармонично слилось в единый, логичный саундтрек. Сама история, ее видение Маликом — это одновременно путешествие во времени и пространстве, семейная драма, научная фантастика и киноэссе.

В «Путешествии времени» мы видим противопоставление человека и природы, когда нам показывают сначала визуализацию большого взрыва, а потом — восточноевропейскую бабушку, которая кормит домашних свиней. Первое, что приходит в голову при просмотре: насколько же ничтожен человек со всеми его ритуалами, революциями и бытом по сравнению с космосом и дикой природой. Планеты, галактики, черные дыры — всё это было задолго до нас и останется после того, как Земля сбросит с себя человечество вместе с его пластиком и флэт-уайтом. Впрочем, интерпретировать замысел фильма «Путешествие времени» можно иначе: человек такая же часть вселенной, как и взрывы на солнце, ничем не лучше и не хуже. Просто у каждого своя зона ответственности. Звезды взрываются и остывают, черные дыры поглощают космические тела, а мы рождаемся, отказываемся от целлофанового пакетика на кассе супермаркета и умираем.

Ответ на классический вопрос «Что хотел сказать автор?», мы наверное, так и не узнаем, так как последнее интервью Терренс Малик давал в далеком 1974 году. Зато на официальном сайте «Путешествия времени» есть подробная 20-страничная информация о производстве фильма, комментарии к отдельным кадрам и целый раздел «Образование».

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь