Спецпроєкти

New friend every day: психолог Михаил Лабковский


Проект New friend every day — это эксперимент сооснователя bit.uа Татьяны Гринёвой. На протяжении целого года Таня решила каждый день писать о новом человеке. Иногда это закадычные друзья, а иногда новоиспеченные знакомые. В сегодняшнем выпуске — эксцентричный психолог Михаил Лабковский.

Добрый день! Это Михаил Лабковский, известный психолог с 35-летним опытом, популярный эксперт по отношениям, теле- и радиоведущий и спикер, у которого всегда аншлаг на выступлениях: к слову, свои лекции он называет “театром”. Михаил считает, что лишь человек со здоровой психикой может создать счастливые отношения, а все психологи – люди с проблемой. При этом сам “вылечился” после 50 лет и мечтает заново жениться.

18 мая Михаил выступит со своей публичной лекцией в Киеве, а сегодня он – мой #newfriendeveryday. Я поговорила с ним по вайберу (после того как перечитала массу его интервью), чуть не спросила несколько раз “А вы точно психолог?!” (но сдержалась), была очень удивлена тем, что Михаил не читал бестселлер “Правила: как выйти замуж за идеального мужчину”, который обожает Опра Уинфри. Много думала (и немножко злилась) после нашей беседы и поняла, что Михаил, в общем-то, показал мне именно тот мусор под ковром, который я усиленно заметала (какой мусор – не скажу). Но на лекцию пойду – you’ll never know.
(Все остальные мои друзья тут и тут.)

– Для того чтобы стать психологом, наверное, нужно иметь собственные психологические проблемы (и пытаться их решить). И еще обладать таким качеством, как эмпатия – способность сопереживать, внутренне откликаться на чужие переживания. И образование необходимо.

– Обыватель никак не может определить заранее, обладает ли его психолог эмпатией или нет, это выяснится только по результатам терапии. С психологом, как и с любым другим врачом: если чувствуете, что вам помогает, вам лучше – это и есть самое главное. Остальные требования просты: образование, наличие опыта и комфорт в общении.

– Я уверен, что не нужно “глубоко копать”, лезть в детство пациента, сразу пытаться выявлять глубинные причины его поведения, искать психотравмы… Если он об этом не просит. Когда вы приходите к врачу с температурой, он же не будет менять вашу жизнь – его задача сбить жар. Главный запрос к психологу тот, с которым обращается пациент. Но если человек приходит с одной проблемой, а в процессе разговора выясняется, что есть другая и не одна, я говорю ему об этом.

Все люди, как правило, занимаются психологизацией проблемы. Например, "я пью, потому что у меня плохой муж". И я спрашиваю, все ли бухают, потому что у них плохие мужья? Оказывается, нет.

Или что человеку плохо, потому что у него проблемы на работе. А на работе у всех проблемы, но кто-то не грузится и не несет их домой. Постепенно мои пациенты осознают, что они совсем не там копают.

У меня был случай на радио. Позвонила девочка и говорит:

– Мой парень сказал, если я его брошу, то он выбросится из окна.
– А проблема в чем?
– Не могу на себя такой грех взять.
– Если я вас правильно понял, все парни, которых бросают девочки, сразу лезут на крышу.
– Нет.
– Так может дело не в вас?

Потому что дело действительно было не в ней, просто парень – суицидальный, а таким всегда нужен повод.

Что делать девочке: забить или направить своего парня на консультацию? Конечно, забить. Если человек хочет умереть, то это болезнь, депрессия, маниакально-депрессивный психоз, суицидальные наклонности. Моя задача – не с парнем разобраться, парень-то ко мне не обращается, а помочь девушке снять с себя чувство вины и ответственность за чужую смерть, потому что она реально никакого отношения к этому не имеет. Она же этого не понимает, слышит только то, что ей говорят, а говорят ей: “Если ты уйдешь, то я умру”. И она на этот шантаж ведется. Правда в том, что он действительно может умереть, но она-то здесь причем? Вы не в ответе за тех, кого приручили. Дай бог за себя быть в ответе и за детей, конечно. Можете быть в ответе за родителей из благодарности, но на этом список закончен.

Стабильные отношения бывают только у людей со здоровой психикой.

Сказать, много ли таких людей, не могу. Это все равно что у врача спросить, сколько здоровых пациентов к нему приходило. У невротиков невротические отношения: настроение меняется каждые полчаса, сегодня люблю, завтра – нет, скандалы и так далее.

– Мой отец купил машину 40 лет назад, и эта машина заваливалась на переднее правое колесо. Когда ее отвезли в сервис, оказалось, что сталь, из которой сделана пружина, не закаленная, мягкая. Это я к тому, что проблема начинается даже не с выбора партнера, а с ваших собственных внутренних проблем. Например, если вы сейчас ущербны психологически, значит, что-то вам в себе нравится, что-то не нравится, и вы уже будете выбирать мужчину, которого не очень-то и любите, будете видеть и плюсы и минусы, а это уже закладывает проблему в самих отношениях. Если вы не умеете любить себя, то и другого вы тоже любить не сможете. Тут очень жесткая закономерность: чтобы любить кого-либо, нужно любить себя. Вы будете относиться к партнеру, как и к себе.

– Людей с нездоровой психикой я отправляю к врачам, а с невротиками работаю сам. Я сам невротик, который вылечился. Тут вопрос в том, что человек должен определять, насколько ему хорошо самому с собой, а не что о нем думают другие.

– После 50-ти мне понадобилось несколько лет, чтобы перестать страдать и тревожиться. У всех психологов есть свои проблемы, самые великие из них были вообще конченные психи. Например, Фрейд был очень тяжелым человеком, очень религиозным.
Психологи идут в эту профессию, потому что им нужно решить свои проблемы. Возможно, неосознанно, просто они так живут. И либо сами с собой входят в диалог, либо с пациентами.

– Психологически меня изменили мои 6 правил. У меня теперь только здоровые отношения с людьми, а нездоровых мало. Людям приятно, когда с ними работает человек, который сам здоров. Когда я выздоровел, мне стало не очень интересно заниматься чужими проблемами, и частные консультации у меня теперь все реже.

– Сейчас я вообще не устаю. И не выгораю: люди выгорают, только занимаясь не своим делом. Я вообще это работой не считаю, я читаю лекции. Я это люблю, обожаю, на радио работаю, мне это нравится, а мне за это еще и платят.

Успех – это то, что мне нравится моя жизнь. Я счастлив и доволен тем, как я живу, что делаю, мне все нравится.

– Успешная женщина – это брак и дети, у мужчины же другие критерии успешности – карьера и деньги, его успех не судят по наличию или отсутствии семьи. Но есть женщины, которые тоже делают карьеру и зарабатывают деньги, но некому это оценить, потому что на этом рынке это никому не интересно: ни другим женщинам, ни мужчинам. Это личные достижения, а не социальные. У мужчины его достижения оценивают и женщины, и мужчины. То есть если вы лузер с зарплатой в тысячу гривен, на вас 6 детей и жена, никто вас за мужчину не считает. А если вы получаете 5 миллионов гривен, у вас нет ни жены, ни детей, то вас считают очень успешным.

Мой идеальный образ женщины – это женщина, которую я хочу, а других при этом не хочу. Я не нахожусь в каком-то поиске, оно как-то само произвольно все происходит.

Поиск тут роли не играет. Не встретил сейчас – встретишь потом. Нравится – и нравится. Не нравится – и не нравится. Какие фильтры могут быть?

О чем я мечтаю? Может быть, жениться. Я был женатым много лет назад, я бы повторил. Тогда не очень понравилось, а сейчас чувствую, что понравится. Потому что я вылечился: ушла тревога, ушли волнения и чувство обиды, закончились невротические проявления. Мне стало хорошо и счастливо жить.

Режиссеры, поэты и писатели – это невротики. Они снимают и пишут о чужой жизни, в этом и есть суть невроза. Сам я фильмы смотрю редко, сериалы очень люблю, но у меня просто времени мало. По всему миру езжу и даю лекции, от Лондона до Рима. Это очень много времени занимает.

Вдохновляет меня сама жизнь. Потому что мне она нравится.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь