Спецпроєкти

New friend every day: создатель платформы WoWomen Зара Гусейнова


Проект New friend every day — это эксперимент сооснователя bit.uа Татьяны Гринёвой. На протяжении целого года Таня решила каждый день писать о новом человеке. Иногда это закадычные друзья, а иногда новоиспеченные знакомые. В сегодняшнем выпуске — Зара Гусейнова.

Это Зара, ей 24 года, она из Баку и за 6 лет успела сделать два успешных бизнеса: сеть салонов свадебных платьев и образовательное сообщество для женщин WoWomen, за два года в котором обучение прошли более 6500 женщин (в Баку, Бишкеке и Лахоре, Пакистан) – это 120 ивентов, 15 трехмесячных курсов по программированию и 17 тысяч заявок.

Зара много путешествует и выступает на конференциях по всему миру, сейчас она в Таллине, я встретила ее в Киеве после возвращения из Сан-Франциско. Сейчас Зара планирует пожить пару лет “для себя” и признается, что таки живет жизнью, о которой мечтала: путешествовать и иметь возможность оказаться в любой точке мира. Сегодня Зара – мой #newfriendeveryday. Тут все остальные мои друзья и тут.

– Я всегда мечтала путешествовать. В 6 лет я попала в Грузию на конкурс по танцам. Я поняла тогда, как это круто: если побеждать в конкурсах, то можно попадать, оказывается, на чемпионаты мира! Так я стала 5-кратным чемпионом Азербайджана.
В 11 лет я впервые попала в Германию, и это был полный разрыв шаблона…

– Сейчас я понимаю, что я живу свою мечту. Я хотела свободы и независимости, я смотрела на свою маму, которая пахала как ишак, я видела, как женщины живут несчастливую жизнь просто потому, что нет финансовых возможностей.

– Мой страх быть зависимой от кого-то сделал так, что я хотела заниматься своим делом. В 18 лет я не знала слова “предпринимательство”, но у меня было 200 долларов, и я открыла бизнес – салон платьев. У меня было 15 сотрудниц, и они все кормят свои семьи. В кризис было особенно страшно: но мы не только не уволили никого, но и кризис пережили, и выросли за это время.

В целом бизнес делать сложно. Когда ты девочка – еще сложнее. Когда ты девочка в мусульманской стране – это кажется невозможным. Когда, к примеру, к тебе в магазин приходит какой-то папик и спрашивает: "Доченька, позови директора". И не верит, что этот директор – это ты... Да, я давала трубку папе, и он говорил, что: "Да, это директор, с ним и общайтесь".

– Мое самое большое достижение – это моя команда. Когда мне было 18, я брала своих подружек и непрофессионалов, все работали на чувстве “доказать всем, что можно в Азербайджане сделать бизнес без папика”. Никто не работал нигде до этого – мы создавали свою культуру, создавали правила. Это был пластилин – когда головы не забиты корпоративной чепухой.

– Сейчас все работает без меня: последние четыре курса по программированию сделали без меня, девочки сняли видео, тегнули меня – из него я узнала об этом проекте.

– В 18 на меня свалилось многое: кредит на квартиру, машину, мама, сестра и кошка.
Я пять лет отдавала, а ближайшие два года хочу заниматься собой.
В ноябре мне будет 25, и за последний год я не сделала ничего сверхестественного. Зато в этом году узнала о себе так много нового, я просто была собой.

– Особенность нашего WoWomen – в комьюнити, в поддержке, которую дают девушки друг другу. Когда в тебя верят, когда рядом сотни таких же, как и ты, с такими же вопросами и запросами – учиться, меняться и создавать намного легче. Цель WoWomen – дать уверенность в себе. Два года мы создавали комьюнити в Баку, теперь открылись в Бишкеке и Пакистане (Лахоре). Конечно, это миссия сделать независимыми женщин, которые находятся в невероятной несвободе. Везде свои особенности: например, в Пакистане в анкете участницы есть вопрос: “Получила ли ты разрешение от родителей проходить этот тренинг?”

– Сколько я езжу по всему миру, столько вижу, что везде у девочек проблемы:
если в Азербайджане недостаточно свободы, то в Америке слишком много свободы, и это тоже нехорошо. В Бишкеке же мы получили очень много вопросов о юридической помощи: девочки хотят знать свои права, хотят знать о разводе – все рано выходят замуж и потом разводятся. К слову, я тоже развелась восемь месяцев назад, и мой отец до сих пор об этом не знает – я предвкушаю, насколько много обсуждений и тяжбы это понесет за собой…

– В WoWomen мы учим скилам XXI века: критическому мышлению, публичным выступлениям, нетворкингу. Моя цель в каждой стране – найти классную локальную девочку, которая адаптирует проект к местной реальности.

– Я провела 4 месяца в Долине. Я поняла, как масштабировать, как создавать глобальное. Я увидела много знаний в разных концах света, и нужно их объединить. Но именно сейчас, в Долине, я поняла, что я больше никогда не буду столько работать, как раньше. Что выгорания можно избежать. Что если сфокусироваться и делать только важные вещи – можно успеть очень многое.

Я поняла, что важнее не тайм-менеджмент, а энерджи-менеджмент – то, как правильно распределить свою энергию, чтобы хватало и на себя, и на семью, и на друзей, и на путешествия.

– За последнюю программу в Founders Institute, за эти четыре месяца у меня началась антипатия к Долине: просто есть те, кто делает мечту, а есть те, кто продолжает просто потому, что не может остановиться: как я могу бросить, если все скажут, что я сфейлил…
И иногда хочется спросить – зачем тебе все это? Зачем ты продолжаешь? Получаешь ли ты удовольствие от процесса? Помнишь ли ты, за каким результатом ты пришел?
Я говорю спасибо за то, что я не должна ни перед кем отчитываться, за то, что у меня нет инвестора.

– Нужно знать баланс между знанием того, куда ты идешь, и удовольствием от процесса. Раньше я планировала на 10 лет. Когда я развелась, то впервые не знала, что я буду делать через 4 месяца.
И вот я оказалась здесь.
Да, самое важное – это свобода. Но нужно время на то, чтобы заработать себе эту свободу.

– Я объездила полмира и увидела столько интересных моделей жизни, семьи и свободы, и я поняла, что свою версию свободы можно строить самому.
У меня есть миссия это донести до Азербайджана и менять общество. Но у нас нельзя ничего менять радикально, поэтому мы это делаем постепенно – сейчас мы воспитываем девочек, которые будут говорить своим детям о том, что у них есть выбор. Эти девочки – матери будущего поколения. Нужно, чтобы мамы были образованными и любили себя.

– Нами часто движет страх. Мною тоже. На Ted Talk в Германии я рассказывала о том, как мои страхи привели туда, где я есть сейчас. Страх ответственности, страх осуждения ответственности, страх быть зависимой, страх ничего не делать, страх быть на одном месте… Я себя насильно вытащила из Баку, где привыкла, что все меня знают и я там в зоне комфорта. Ты растешь, только когда ты выходишь из этой зоны. Минус комфорта: ты не чувствуешь, насколько ты up to date.

– Напоследок хочу посоветовать книгу Code of Extraordinary Mind. Она просто задает правильные вопросы:
– Какой рост ты хочешь получить?
– Какой опыт ты хочешь получить?
– Что ты оставишь после себя?
Я все еще на них отвечаю.

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь