Cпецпроекты

Не «Сиянием» единым: 7 лучших экранизаций Стивена Кинга


0 1854 34
В сентябре выйдет «Оно» — ремейк пугавшего нас всех в детстве хоррора про клоуна-убийцу с жутким макияжем, поставленного по роману Стивена Кинга. Мы вспоминаем другие экранизации мастера, которые заслуженно вошли в историю, а в чем-то даже превзошли литературный оригинал.

Кэрри / Carrie (1976)

Дебютный роман Стивена Кинга. Классическая coming-of-age-история, вечная как этот мир сюжетная завязка: стеснительную ученицу колледжа по имени Кэрри травят все, кому не лень. Ее одноклассники на дух не переносят робость девочки, и поэтому она регулярно становится жертвой их жестоких шуток, а дома на Кэрри орет мать, практически тронувшаяся умом на почве религиозного фанатизма. В это время Брайан Де Пальма, срежиссировавший картину, умудряется вызвать у зрителя подлинное напряжение буквально из ничего, из воздуха — тревожных полунамеков о том, что «что-то нехорошее случится». Особенно после того, как мы узнаем, что Кэрри обнаруживает в себе новый зловещий навык телекинеза. Финальная сцена фильма тоже впоследствии стала киноманской классикой.

Сияние / The Shining (1980)

Позиция в высшей степени предсказуемая, но от этого не теряющая своего мрачного очарования. Стивен Кинг, по легенде, остался сильно недоволен экранизацией, критики того времени восприняли фильм крайне сдержанно, но кого, в общем-то, волнует мнение критиков? В «Сиянии» Кубрик пошел совсем другим путем: он решил показать не внешние декорации страха и ужаса, а погрузиться в потемки человеческого разума и продемонстрировать процесс сумасшествия изнутри. Не как цепь обстоятельств, приведших к безумию главного героя (они в фильме присутствуют, но пунктирно: писатель приезжает с семьей в глушь, со скуки начинает сходить с ума и замышлять что-то против жены и ребенка). А как непостигаемое, древнее зло — неведомую силу, которая в бытовом смысле не поддается разгадке.

Мизери / Misery (1980)

Как правило, лучшие творения Стивена Кинга касаются его собственных страхов и фобий. И что может быть для писателя страшнее, чем фантазия о том, как автора похищает одержимый поклонник и под пытками заставляет писать? Годы спустя Кинг признается, что сумасшедшая героиня Энни Уилкс, сделавшая узником своего любимого писателя, на самом деле была метафорой кокаиновой зависимости. Но это даже не столь важно. «Мизери» вновь разрушает стереотип о Кинге как о сочинителе традиционных ужастиков и бытописателе американской провинции. Здесь мы наблюдаем историю о разрушении границ между воображаемым и реальным, между действительностью и вымыслом — практически «готический роман», основанный на идее переселения душ. Тем удивительнее, что такое сложное, многоуровневое произведение (и книга, и экранизация) заслужило народную любовь и коммерческий успех.

Останься со мной / Stand By Me (1986)

Фильм, во многом предвосхитивший сериал «Очень странные вещи» и всю эту моду на винтажные мистические истории, в которых акцент на сверхъестественном смещен куда-то в сторону. Эта экранизация произведения Стивена Кинга под названием «Труп» не имеет никакого отношения к триллерам, фантастике и хоррорам. Это во многом автобиографическая история о малолетних друзьях — искателях приключений, которые отправляются на поиски тела мальчика, по слухам, задавленного поездом. Детская непосредственность, незашоренность ума и открытость к новым впечатлениям помогают героям увидеть тот самый «другой мир», способность проникать в который у многих с возрастом пропадает.

Побег из Шоушенка / The Shawshank Redemption (1994)

Нравится вам это или нет, но «Побег из Шоушенка» всегда висит в топе «лучших фильмов всех времен и народов» и слава его не меркнет. Даже придирчивый Стивен Кинг, который материт практически все экранизации своих произведений, здесь смягчился и отметил, что это его любимый фильм по книге.
«Побег из Шоушенка» подчеркивает, что писательский талант Кинга не сводится к «ужастикам» и всяческой мистике. Общая канва повести «Рита Хэйуорт и спасение из Шоушенка» идет с фильмом рука об руку, но экранизация Дарабонта умудряется закрутить гайки некоторых сцен еще сильнее (как, например, с мальцом Билли, которого в фильме подло убивают — в книге просто переводят в другую тюрьму). Фильм наглядно демонстрирует идею, которая не так явственно проступает из книжки: после мрака наступает свет, и если ты по-настоящему чист душою, то найдешь выход даже из самой жуткой пропасти.

Долорес Клэйборн / Dolores Claiborne (1995)

Преступно недооцененная картина, которая редко фигурирует в топах кинговских экранизаций, но в действительности едва ли не превосходит по своей глубине литературный оригинал. Долорес Клэйборн всю жизнь проработала в доме Веры Донован, самой богатой жительницы одного американского островка. Когда Вера умирает (и оставляет Долорес наследство), это вызывает подозрения у местного детектива, который уверен, что это все дело рук Клэйборн. Также он пытается повесить на старую женщину убийство ее собственного мужа, погибшего много лет назад при невыясненных обстоятельствах. На остров прибывает и дочь Долорес, которая не общалась с матерью 15 лет. Всем им предстоит выяснить тайны бедной домоуправительницы…

Зеленая миля / The Green Mile (1999)

Этот фильм похож на детский дневник или старые вещи: о них можно долгое время не вспоминать или даже стыдиться, но затем как возьмешь в руки — сразу нахлынет океан воспоминаний и захочется расплакаться. В тюремном блоке, предназначенном для смертников, появляется новый заключенный — гигантский темнокожий мужчина Джон Коффи, обвиненный в изнасиловании двух белых девочек, но обладающий при этом подозрительным спокойствием. Позже его надзирателю (и всем остальным обитателям тюрьмы), которого играет Том Хэнкс, предстоит выяснить, что у Коффи имеется настоящий магический дар.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: