Cпецпроекты

Гопники: история возникновения и обычаи


1 2488 150

Окраина города. Уличные фонари, конечно же, не горят, и вы держите в руках телефон, освещая им бетонную тропинку. Стемнело, опустело, похолодало — желание оказаться в теплой уютной квартире велико как никогда. Вдруг из недр детской площадки доносится залихватский свист. «Соловей-разбойник?» — думаете вы. Но присмотримся внимательно: кто же это зовет нас сиплым голосом и неприветливо требует подойти к нему?

Гопники, гопы, гопари. Собирательно — гопота, гопьё. Мы встречались во дворах, на остановках общественного транспорта, в подземных переходах. Со временем из названия самой распространенной субкультуры это стало именем нарицательным. Выругался матом в маршрутке — гопник. Не выбросил окурок в урну — гопник. Пьешь алкоголь на улице, громко смеешься на людях — гопник. Но мало кто задумывается над тем, какова история этой культуры, какие у нее есть правила и характерные особенности. Мы решили развеять дымку неизвестности своим историческим экскурсом и рассказать все.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

История гопников начинается не с лихих 90-х, как многие думают, а с конца XIX века. В дождливом и зябком Петрограде, на Лиговском проспекте создают Государственное общество призора. Сокращенно — ГОП. В него прибывают беспризорники и попавшиеся на мелком хулиганстве и краже дети. Чуть позже, после Октябрьской революции 1917 года, Общество призора переименовали в Государственное общежитие пролетариата. Функция не изменилась, только юных нарушителей закона стало в несколько раз больше. Жители города начали звать воспитанников общежития «гопниками», а в обиходе появилось выражение: «Количество гопников измеряется в лигах». А у невоспитанных людей спрашивали: «Вы что, на Лиговке живете?»

После Великой Отечественной войны, когда гопники еще не стали по-настоящему масштабным явлением, во дворах окраинных районов орудовала советская шпана. Их банды делились по районам и враждовали друг с другом, постоянно устраивая массовые потасовки. Милиция не вмешивалась, потому что шпана обходилась без серьезной уголовщины и не поддерживала связей с миром криминала.

Широкую известность термин «гопник» получил в конце 1980-х, в период перестройки. Это была единственная субкультура, которая не «забивала» за собой определенные музыкальные жанры и не противопоставляла себя массам. Но культурное воздействие в итоге взяло свое — гопники начали использовать «бандитскую феню», придерживались «тюремных понятий» и чувствовали сердцем блатную воровскую романтику — грязную, но честную и пацанскую. К лихим 90-м они стали полноценной частью культуры — с шансоном, позаимствованным у сидевших, спортивной одеждой, обусловленной дешевизной и огромным количеством подделок на районных рынках, а также аутентичными правилами и привычками.

ПРАВИЛА

Гопник гопнику рознь, не все придерживались установленных канонов. Всего несколько важных пунктов отличают гопника от обычного уличного хулигана и беспредельщика:

  • Правило #1: «Противники дерутся один на один». Нападение толпой — то, на что шли в исключительных случаях.
  • Правило #2: «Не звать на помощь старших и не жаловаться им». Так как это проявление слабости и трусости, которое порицалось и наказывалось.
  • Правило #3: «У драки должна быть причина». Бить без причины — беспредел, который наказывается старшими.
  • Правило #4: «Бить можно, калечить нельзя». Дрались до первой крови и никогда не били человека, который решил разнимать дерущихся.
  • Правило #5: «Нельзя хвастаться тем, чего не делал». У человека всегда могли потребовать доказательства его геройских подвигов. В случае обмана хвастуну гарантировано всеобщее презрение.
  • Правило #6: «Не трогать влюбленных». Даже если «чужак» с другого района провожает свою девушку по чужой территории. Но стоит девушке переступить порог дома, как начинается разборка.
  • Правило #7: «Нельзя бить или оскорблять девушек». Но это правило не распространялось на девушек «легкого поведения» или тех, кто курит сигареты.
  • Правило #8: «Друзей сдавать нельзя» — никогда, ни под каким предлогом.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

  • Спортивная одежда, прическа «ёжиком», четки, кепка с козырьком или черная спортивная шапка на затылке (наиболее вероятная версия, что гопники копируют привычку дембелей, которые перед гражданкой носили фуражки подобным образом; другая легенда гласит, что во времена Киевской Руси мужчины таким образом показывали, что готовы к драке).
  • Исковерканные «тюремные понятия» — по «тюремным понятиям» нельзя называть представителем нетрадиционной сексуальной ориентации человека, который к ней не принадлежит. Более того, к гомосексуалистам нельзя притрагиваться, чтобы не «зашквариться».
  • Развязная речь, девиантное поведение, «патриотизм» — гопники принципиально предпочитают автомобили отечественного производителя.
  • Сидение на корточках — и очень важно, чтобы пятки не отрывались от земли. Так заключенные в местах лишения свободы отдыхали во время прогулок во дворе, чтобы не сидеть на холодном бетоне.

Как вести себя с гопником, который хочет спровоцировать конфликт?

Как упоминалось в статье, чтобы не сойти за «беспредельщика», нельзя драться без причины. Потому конфликт нужно создать. Дальнейшее напоминает либо нехитрую шахматную партию, либо словесную дуэль. И каждый в состоянии ее выиграть, следуя простым советам:

  1. Не подходите если вас зовут: с чего вы должны выполнять его указания?
  2. Не здоровайтесь за руку: по «тюремным понятиям» вы не должны жать руку незнакомца. А если это не правильный пацан, а петух — и вы зашкваритесь?
  3. Не оправдывайтесь: ваше «но» будет расценено как слабость.
  4. Не переживайте: слабость только провоцирует их на агрессию.

Куда пропали гопники?

Возможно, вы задавали сами себе этот вопрос. Отвечая на него, процитируем сатирический журнал для гопников и четких пацанов:

«Точно так же, как могучий тираннозавр путем эволюции превратился в голубя, гопник на наших глазах деградировал в тощего чувака с дурацкой стрижкой, который всем представляется как бренд-менеджер, а на самом деле работает в киоске «Евросеть», где сумел прикарманить достаточно денег на покупку подержанного «Ниссана Альмера», который он любит больше всего на свете».

Культура гопников появилась на фоне послевоенного детства, бедности и народного единства, когда культивировался дух братства и взаимовыручки. Своеобразный кодекс чести, стиль одежды, предпочтения в музыке и образе жизни — все это формировалось на протяжении века, трансформировалось и мутировало, пока не исчезло под современными, чаще всего политизированными, течениями. А что будет дальше — покажет время.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

1 комментарий

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

sdfsdfsdf

Рекомендуемое