Спецпроєкти

New friend every day: создатель Mercedes-Benz Kyiv Fashion Days Дарья Шаповалова


Проект New friend every day — это эксперимент сооснователя bit.uа Татьяны Гринёвой. На протяжении целого года Таня решила каждый день писать о новом человеке. Иногда это закадычные друзья, а иногда новоиспеченные знакомые. В сегодняшнем выпуске — Дарья Шаповалова.

Это Дарья Шаповалова, девушка-индустрия и девушка-вдохновение. Дарья – один из самых важных героев в модной экосистеме Украины (и не только), одна из самых влиятельных людей в отечественной fashion-индустрии: создатель Mercedes-Benz Kyiv Fashion Days, Kyiv Fashion Institute, издания Fashion Week Daily и шоурума More Dash, который сейчас расположен в Париже и продает одежду украинских дизайнеров в 30 стран, включая Лондон, Нью-Йорк, Токио, Лагос, Шанхай и Сеул.

Дарья начала работать fashion-журналистом в 16 лет, и в прошлом году она стала одной из участниц международного рейтинга американского Forbes “30 under 30” в категории Arts (European edition), куда вошли самые успешные молодые предприниматели со всего мира. В мае Дарья вернулась с месячной программы для женщин-лидеров от госдепа США и журнала Fortune, из которой две недели она провела на стажировке в компании Walmart в Арканзасе.

О Дарье и с Дарьей можно говорить бесконечно: она большой профессионал своего дела, который не только растет и растит всё вокруг с сумасшедшей скоростью, но при этом дисциплинирована и ответственна: при огромном количестве работы и встреч она умеет строить свой график вокруг жизни сына Давида, с которым проводит много времени. В общем, вдохновение и пример всем нам, девушки (и не только). Сегодня Дарья – мой #newfriendeveryday.

– В далеком детстве я мечтала быть палеонтологом, исследовать динозавров. В третьем классе однажды у нас зачитали анкеты профессий: одна девочка хотела быть принцессой, вторая – белочкой, а я – палеонтологом. Палеонтологом я не стала, они, правда, тоже не стали ни принцессой, ни белочкой. Мечтала, чтоб моя профессиональная карьера была связана с модой, но я не понимала, как это сделать: даже будучи ребенком, я понимала, что модной индустрии в Украине не было. Я мечтала много путешествовать и иметь много одежды – все сбылось.

В мою жизнь все поездки уже вписаны органически, поэтому я научилась и работать, и читать, и заниматься спортом в отъезде. Если я буду находить отговорки «я не хожу в зал, потому что я езжу», я понимаю, что не буду заниматься вообще. Так что я не разделяю это.

– Раньше я ездила только по неделям моды: Нью-Йорк – Лондон – Милан – Париж. Сейчас пропускаю Нью-Йорк и больше посещаю локальные недели моды, на которых нам важно присутствовать: например, неделя моды в Южной Корее или Китае, где мы работаем со множеством важных магазинов. Нам важно приезжать и смотреть на эти магазины, общаться.

– Обычно я езжу отдыхать раз в году, выбор привязываю к тому, что хочет Давид, мой сын. Мы любим море и обычно ездим туда, где ему будет комфортно. Ему всего пять, и я не готова везти его в какие-то сумасшедшие путешествия, которые я бы выбрала для себя. Сейчас я стараюсь комбинировать работу и отдых, то есть 8 дней работать, а на 2 дня заехать куда-то отдохнуть. Но я жду, когда он подрастет, чтобы мы могли исследовать разные места.

– Мы с сыном просыпаемся, я его везу в садик, потом он приезжает домой спать – обычно в 4, в 5 я уже дома. Я редко хожу на какие-то ивенты, потому что знаю, что мне нужно быть с ним, и вокруг него построила свой график.

– Я стараюсь не загадывать его будущую профессию: могу себе что-то намечтать, но думаю так же, как и мои родители. Они сказали, что не будут вмешиваться в мой выбор супруга и профессии, это 2 вещи, о которых не давали никаких советов. Мне все равно, кем он станет, главное, чтобы он в этой профессии был счастлив и органичен. Сейчас такой мир, что ты можешь быть сантехником, запустить свое телешоу об этом и зарабатывать миллионы. Сейчас настолько размыты границы, поэтому, когда он откроет в себе какой-то талант, поймет, что вот она – индустрия, в которой он хочет работать, я не буду этому препятствовать. Мое дело – показать ему весь мир в его многообразии.

– Моя мама всегда любила красиво одеваться. Она сдержанный человек, но всегда выглядела с большим вкусом. У нас дома было много книг, которые я читала, и родители делали все возможное, чтобы я ходила в хорошую школу. Я родилась в Новосибирске, в 1,5 года мы переехали в Киев. У нас было всегда много книжек, но я не знаю, откуда у меня были мечты покорить мир. Может быть, родители мне это и внушали, но я не понимала. Джефф Безос говорит, что он выиграл много джекпотов в своей жизни и один из них – его родители. Мне так же повезло, как и ему. Они всегда меня поддерживают и помогают. И дальше это твой выбор – вложил ты время в своего ребенка или нет.

– Я в модной индустрии уже 11 лет. Она сильно меняется из года в год, и ты всегда можешь принести в нее что-то свое. Когда думаешь, что все надоело, значит, нужно придумать что-то новое самому. Всегда понятно, что можно еще, еще и еще. Мир большой, я не ориентируюсь только на Украину. Я никогда не сравниваю нашу компанию с какими-то другими на внутреннем рынке, мы работаем на международном рынке, нужно думать, как там все построено, что мы можем использовать и как стать более международными. Мир огромен, можно Марс покорять.

– Нет никаких границ: Украина никогда не была для меня приоритетом в достижении успеха, она уже получила свое место на карте моды, дальше дело за дизайнерами. Все уже везде написали об украинских дизайнерах, есть шоурумы, вся работа проделана, дальше дело за самими дизайнерами. Алгоритм успеха столько раз был проделан другими дизайнерами, что его уже не сложно повторить, просто нужно сделать интереснее.

Мне кажется, что та моя миссия, которая когда-то была мечтой, выполнена. Я помню, как купила книгу про все модные столицы и думала, что там никогда не будет Киева, а на самом деле Киев уже вполне может там оказаться. У нас шикарные магазины, классные бары, рестораны, красивые люди, дизайнеры, по атмосфере мы где-то похожи на Берлин.

– То, что можно было сделать с локальной страной в мире моды, мы сделали. У нас был показ на New York Fashion Week, London Fashion Week, Paris Fashion Week. Дальше – можно сделать какой-то сверхмасштабный украинский бренд, но это уже другая игра. Будет круто, если кто-то это сделает и будет продаваться по всему миру, во всех магазинах. Но кроксы дешевые нужны всем, а вышиванка дорогая – уже нет. Сейчас другой мир: никто не пойдет строить Chanel, сейчас кто-то пойдет делать бренд в интернете. А пойти и сделать успешный масс-маркет – это требует огромных усилий и знаний. Я сейчас посмотрела, как он делается. Работа от начала и до конца производства вещи в категории масс-маркет – огромный труд.

– Масс-маркет – хорошо, но ведь основная его проблема – использование дешевого труда и производство в ужасных условиях… – Т.Г.

– Кейсы ответственного масс-маркета уже есть: к примеру, Reformation – американский концепт, в котором джинсы стоят 80 долларов, а средняя цена вещи варьируется в пределах 40–100 долларов. Все вещи там изготовлены из материалов а-ля шкурки апельсинов и переработанная бумага. Так, главная концепция того же Walmart – Save money – Live better, и в итоге производить многие товары они вынуждены сами. Когда Walmart производит одну маечку и решает, в какой стране ее произвести, то выбирает Гаити: чтобы улучшить экономику страны после землетрясения. Вот производство одной этой майки может коренным образом изменить все ее ВВП. Они сидят и решают, где и в какой стране это сделать, потому что это повлечет за собой создание огромного количества новых рабочих мест.

– Катализатором этих событий стал случай в Бангладеш, не потому что там были их вещи, а потому что это был звоночек для всей индустрии – ведь до этого никто не задумывался о последствиях. Думаю, со временем так поступит весь масс-маркет. Потому что индустрия моды – третья в мире по объему pollution, поэтому в первую очередь об этом должны задуматься большие компании. Они это и делают, но не так часто об этом говорят. Лет через 10–20 этот аспект станет еще публичнее. Мы все можем много плохого говорить о масс-маркете, но он продает то, на что есть спрос. И это палка о двух концах: понятно, что если бы они продавали все социально ответственно и на рынке были только такие предложения, то людям бы ничего не оставалось, как покупать вот такие вещи. Но не все покупатели готовы к такому подходу, мы сейчас наблюдаем плавный переход.

– Программа Fortune/U.S. State Department длилась 4 недели, из которых две я провела в офисе Walmart в Арканзасе. Это женская программа для женщин-лидеров из разных стран, и это делает госдеп США вместе с Fortune Magazine и NGO под названием Vital Voices, которую среди прочих основали Хилари Клинтон и Мадлен Олбрайт 20 лет назад. Мы встречались со всеми влиятельными женщинами в Америке, видели уровень людей, то, как они достигают этого уровня, как они общаются, какие советы могут дать, – это был незабываемый опыт, который многое мне дал.

– Когда я общалась с топ-менеджером Walmart (у них работает больше двух миллионов сотрудников, это самая большая компания в мире!), я поняла, что большие компании строятся на очень простых и понятных принципах. Ни одна компания не может стать великой, если у нее нет основополагающих правил, на которых будет базироваться каждое действие каждого сотрудника, и если у нее нет корпоративного духа.

– Я работала каждый день с 7 утра до 20-21:00. Когда у меня спросили, что я буду делать на выходных, я сказала, что хочу работать. Когда проснулась утром, подумала, что убью себя, потому что мне очень не хотелось идти на встречи, но я справилась.

– Все смеялись, что я еду в Арканзас, но конкретно я была очень этому рада. Я попала в такой себе оазис, где работают лучшие специалисты мира. И это очень правильное решение: вечером ты ничего не хочешь делать и некуда пойти. Так что с выбором своего главного офиса Walmart попали в точку.

– Мне очень тяжело работать с безответственными людьми, это бич нашего общества. Есть такие штуки, которые у меня не укладываются в голове: к примеру, как можно не отвечать на e-mail в течение двух дней?!

– Если бы мы все больше работали, то и страна была бы успешнее. Да, коррупция есть, но надо начинать с себя. Когда вся страна уезжает на 15 дней отдыхать на майские – это страшно. Да, всем нужно отдыхать, но когда не работает вся система – с этим ничего не поделать.

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь