Спецпроєкти

11 фильмов, которые вдохновили Кристофера Нолана на «Дюнкерк»


Перед мировой премьерой «Дюнкерка» Британский институт кино запустил специальную июльскую ретроспективу фильмов, вдохновивших Кристофера Нолана на создание военной драмы «Дюнкерк». Картины для показов были лично отобраны режиссером. Мы рассказываем о том, что вошло в это список и предвосхитило создание одной из главных кинопремьер этого года.

На западном фронте без перемен / All Quiet on the Western Front (1930)

Нолан изменил наше представление о том, какими могут быть супергеройские фильмы. Умудрился сказать новое слово в жанре космической фантастики. Поэтому, когда режиссер объявил о своем следующем фильме, посвященном Дюнкеркской операции, большинство ожидало от него картину в духе «На западном фронте без перемен», экранизацию одноименного романа Ремарка. Эмоциональную эпопею с пылкими речами главных героев и масштабными сражениями. Но и здесь Нолан обыграл всех вокруг пальца.

Плата за страх / The Wages of Fear (1953)

Режиссеру Анри-Жоржу Клузо мировую славу принес триллер «Дьяволицы». Но снятый годом ранее фильм «Плата за страх», в котором главные персонажи выполняют опасную миссию и везут в стареньких грузовиках нитроглицерин, впечатлил Нолана гораздо больше. Собственно, «Дюнкерк» тоже в чем-то похож на эту картину, ведь он тоже о бытовом героизме, о мужестве простых людей.

Чужой / Alien (1979)

Этот шедевр Ридли Скотта, один из самых влиятельных сай-фай фильмов в истории, больше тянет на роль вдохновителя для нолановских «Интерстеллара» и «Начала». Но не стоит забывать, что «Чужой» – это не только научная фантастика, но еще и хоррор. А в «Дюнкерке» есть несколько подобных напряженных сцен, когда буквально на своей шкуре ощущаешь ужас войны.

Скорость / Speed (1994)

Наверное, странно видеть в таком списке классический экшн-фильм из 90-ых с Киану Ривзом. Все дело в ритмике. Действие в «Скорости» развивается с таким же неустанным темпом, как и «Дюнкерке». Нолан буквально не дает зрителю продыху. А еще эти фильмы схожи тем, что небольшие сюжетные детали в них в итоге складываются в гораздо большую картинку, которая потрясает воображение, но этот паззл все же необходимо сложить сначала в своей голове.

Неуправляемый / Unstoppable (2010)

Последний фильм Тони Скотта, в котором Дензел Вашингтон и Крис Пайн играют двух железнодорожников, пытающихся остановить неуправляемый поезд с токсичным грузом. Одна из лучших его картин, в которой сохранились любимые приемы этого режиссера: яркие визуальные эффекты, быстрый монтаж.

Жадность / Greed (1924)

Легенда, стоящая за этим фильмом Эрика фон Штрогейма, возможно, более интригующая, чем он сам. Исходник «Жадности», 42 катушки с отснятой пленкой на 462 минуты, был утерян. Видело его всего 12 человек. И вот не исключено, что у Кристофера Нолана где-то есть тайник с оригиналом, которым он вдохновляется при съемках собственных фильмов. Поэтому они настолько выбиваются из общего ряда.

Восход солнца / Sunrise (1927)

Есть мнение, что Кристофер Нолан для современного кинематографа является тем, кем в свое время был Мурнау, одна из ведущих фигур немецкого экспрессионизма, для эпохи немого кино. Мнение спорное, но не лишенное здравого смысла. Мурнау творил революцию, которая затем навсегда изменила ход развития кино. Например, в «Восходе солнца» он использовал новую звуковую систему Fox Movietone, которая сделала этот фильм одним из первых картин в истории, которые вышли с синхронизированным саундтреком и звуковыми эффектами.

Дочь Райана / Ryan’s Daughter (1970)

Да, наконец-то в этот список затесался роскошный военный эпик. Нолан всегда вдохновлялся Дэвидом Лином, но в случае с «Дочерью Райана» здесь еще важно и то, что шедевр Лина был снят в формате Super Panavision 70 mm. «Дюнкерк», как известно, тоже снят в 70-миллиметровом формате. Эту любовь к крупномасштабному кино Нолан унаследовал именно от Дэвида Лина.

Битва за Алжир / The Battle of Algiers (1966)

Стилистически, этот фильм Гилло Понтекорво, основанный на событиях во время Алжирской войны, оставил видимый отпечаток на множестве современных боевиков – в первую очередь на серии фильмов Пола Гринграсса о Джейсоне Борне. Практически документальный, ручной стиль съемки, плотный (без мелодраматических пауз) сюжет и реалистичное изображение войны – вот чем был вдохновлен Кристофер Нолан.

Огненные колесницы / Chariots of Fire (1981)

Финальные сцены «Дюнкерка» – это если без спойлеров – по своей тональности очень похожи на «Огненные колесницы». Буквально физически ощутимое чувство гордости, радости, торжества за достижения персонажей фильма. Это так по-британски.

Иностранный корреспондент / Foreign Correspondent (1940)

Настроение и атмосфера, как можно было заметить, увязывают воедино многие фильмы в этом списке. «Дюнкерк» — это кино, которое во многом полагается на умение Нолана управлять чувствами зрителя только лишь с помощью звуков и изображения: диалогов в картине крайне мало. Очевидно, что этому умению режиссер учился у лучших. Хичкок, как нам известно, был первоклассным мастером саспенса и атмосферы, а «Иностранный корреспондент» был отличным этому доказательством, слегка недооцененным.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь