Спецпроєкти

Последние три дня ОМКФ-2017: камерные драмы и предсказания, которые сбываются

Одеса
Текст: Odessa

Отгремели фанфары, раздали «Золотых Дюков», приехала и уехала Изабель Юппер, красную дорожку развернули и свернули — закончился восьмой Одесский международный кинофестиваль. В заключительном выпуске дневника ОМКФ рассказываем, что удалось увидеть в последние три дня кинофорума.

Четвертый фильм специальной ретроспективы «Чудо-женщины» — психологический триллер с элементами хоррора «Сырое» французской режиссерки Жюли Декорно. Оригинальная история юной вегетарианки, которая поступает в ветеринарный колледж и там обнаруживает в себе нездоровую тягу к мясу. Куратор ретроспективы, программный директор ОМКФ Антельм Видо перед показом не без иронии говорит: «Надеюсь, вы не кушали перед сеансом». И правда — фильм изобилует сценами физического и психологического насилия, отвратительными кадрами каннибализма. Все бы ничего, у большинства фестивальных зрителей иммунитет ко всяческим извращениям на экране, но ни сюжет, ни развитие персонажей никак не оправдывают показанную жестокость. Создается впечатление, будто это просто испытание: а на что еще готов смотреть искушенный киноман?

После «кровавого» четверга пятница и суббота порадовали фильмами, после которых остается приятное послевкусие как эмоциональное, так и интеллектуальное. Один из них — грузинская картина «Моя счастливая семья», которую жюри международной конкурсной программы отметило двумя наградами, за режиссуру и работу актерского ансамбля. Сюжет фильма строится вокруг школьной учительницы, которая неожиданно решает уйти из семьи. У нее нет для этого каких-то «особых» причин: родственники ее не бьют, не унижают и даже по-своему заботятся. Просто в какой-то момент женщина понимает, что ей комфортнее жить одной. Ее счастливая семья реагирует на такой поступок со свойственной грузинам эмоциональностью и предубеждениями насквозь патриархального общества. Фильм поднимает важные вопросы женских прав и свобод, а хлесткая самоирония и музыкальность картины облекают идею в простую и понятную форму.

Мне удалось попасть на третий блок украинских короткометражек, и по счастливому стечению обстоятельств именно он оказался триумфальным. Нежное и поэтичное дневниковое кино «Сирень» Катерины Горностай на церемонии в субботу получило две награды — специальное упоминание жюри национального конкурса за работу актрис и диплом от Международной федерации кинопрессы. Лучшим короткометражным фильмом ОМКФ-2017 жюри признало «Выпуск 97» Павла Острикова, который также показали в третьем блоке, а за несколько дней до этого взяли на кинофестиваль в Локарно. Никак не отметили на торжественной церемонии короткий метр Филиппа Сотниченко «Технический перерыв». Фильм беззастенчиво манипулирует чувствами зрителя, но написан и снят хорошо, а блестящая работа исполнительницы главной роли Нины Тараруевой — чуть ли не лучшая во всем национальном конкурсе, не только короткометражном.

В последний день фестиваля я сознательно отказалась от российской драмы «Теснота» Кантемира Балагова и предпочла ей новую картину Софии Копполы «Роковое искушение». То, что первые десять минут кажется предсказуемой мелодрамой при участии Николь Кидман и Колина Фаррелла, очень быстро превращается в драматический триллер с нешуточным накалом страстей. Впрочем, это не новость для тех, кто знает об одноименном романе Томаса Кулинана и фильме 1971 года с Клинтом Иствудом. В новой экранизации актерский ансамбль филигранно дополняют Эль Фаннинг и Кирстен Данст, а София Коппола аккуратно и убедительно переворачивает «мужскую» историю с ног на голову.

Пока в Оперном театре вручали награды, в кинотеатре «Родина» показывали фильм-закрытие «Вечеринка» — камерную драму английской режиссерки Салли Поттер. Фильм черно-белый, все действие разворачивается в одной квартире на протяжении нескольких часов. Лаконичная форма позволяет не отвлекаться от содержания, а именно от закрученной истории и максимально гармоничных актеров. В какой-то момент кажется, будто единственный главный герой картины – это ирония над всем, что только может быть дорого современному человеку: над государственным устройством и парламентом, феминизмом и интеллектуалами, супружеской жизнью и изменами, сексуальной ориентацией и, простигосподи, лайф-коучингом.

Так или иначе ирония сопровождает Одесский кинофестиваль с первого года существования, когда официальной концепцией форума объявили «арт-мейнстрим с концептуальным чувством юмора». С годами формулировка отвалилась, а чувство юмора осталось. И у зрителей, и у режиссеров, и у журналистов. Так и живем: шутя, от фестиваля к фестивалю.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь