Спецпроєкти

New friend every day: IT-предприниматель Дмитрий Бутерин


На протяжении целого года Татьяна Гринёва каждый день пишет о новом человеке. Иногда это закадычные друзья, а иногда новоиспеченные знакомые. В сегодняшнем выпуске — Дмитрий Бутерин.

Привет! Это Дмитрий Бутерин, успешный IT-предприниматель, программист, создатель Wild Apricot, BlockGeeksLab, инвестор, папа троих детей, в том числе Виталика Бутерина – того самого вундеркинда, который в 21 год создал вторую по популярности криптовалюту Ethereum, а вчера вошел в топ-10 самых влиятельных людей до 40 лет по версии Fortune.

Я познакомилась с Дмитрием на саммите Университета сингулярности два дня назад, в первом ряду на потоке о криптовалютах. Мой друг Андрей Клименко представил меня Дмитрию – веселому спортивному парню в футболке Etherium, я подумала: а, какой-то программист. Но потом мне объяснили, что Дмитрий – вовсе не какой-то и футболка Ethereum – не просто мерч.

Дмитрий оказался удивительно спокойным, гармоничным, открытым и веселым… парнем – ему вряд ли дашь больше 30 лет (все сорок минут я вглядывалась – где же морщины, седина, вот-это-всё), очень крутым собеседником и примером современного предпринимателя и, кажется, отца – который дает свободу выбора своим детям и видит ценность жизни в моменте.

Дмитрий родился и вырос в Грозном, в семье инженеров, и с детства был ботаником – читал всю возможную литературу, интересовался точными науками и компьютерами (о которых в 87-м можно было лишь читать), уехал учиться в Москву, создал свою компанию, а 18 лет назад переехал в Канаду (и не собирается возвращаться), медитирует каждый день, а свою миссию видит в том, чтобы расти, учиться и делиться знаниями с другими. А сегодня Дмитрий – мой #newfriendeveryday.

– Я помню свое первое знакомство с компьютерами: я читал книжку (сейчас нашел ее и перечитываю сканы) «Юный кибернетик». Удивительно, что в ней описывают интересный проект, который по современным меркам простейший. Я читал теорию, экспериментировал, а потом пробовал программировать на первом компилируемом калькуляторе – в нем можно было записать в память 100 маленьких кодов.

– В программировании мне всегда нравилась сама концепция того, что ты закладываешь команды в систему, а она их повторяет. То, что ты можешь быть помощником, расширителем человека: снимать нагрузку, освобождать от выполнения тупых повторяющихся задач. А потом компьютеры стали абстракцией следующего уровня – контроль над миром за счет более сложных подходов.

– Я пошел на работу во время учебы, тогда у меня еще и сын родился (Виталик. – Т.Г.): сначала программистом в банке, потом – в одной из компаний большой шестерки, где я занимался консалтингом по IT-системам и их внедрением. С несколькими друзьями ушел оттуда, и мы открыли собственный бизнес.

Сложность работы с партнерами в том, что каждое решение хочется принять самому, и когда с тобой не соглашаются, то это расстраивает. Но жизненный опыт говорит, что строить общий бизнес с людьми, у которых другая точка зрения, чрезвычайно ценно.

– Я айтишник, потому не знаю, как, к примеру, продавать продукт, а это жизненно важный аспект в бизнесе. Поэтому я ищу партнеров, у которых другое мышление. Однако с годами каждый из нас меняется – перенимает навыки и мировоззрение.

– Благодаря моим занятиям и семье у меня есть много людей из России, с которыми храню глубокие дружеские отношения. Все мы живем на одном и том же хайпе: русская культура, американская, канадская – между ними очень тоненькая разница. Но есть важная культурная прослойка – вот спрашиваешь у человека: а кем ты хочешь быть? Он ответит: предпринимателем или чиновником. Чиновником – потому что хочет брать взятки. В России это продолжает существовать как идея и сильно влияет на людей. А окружение засасывает, я верю в это, ведь человек – это среднее арифметическое ближайших друзей.

– Я смотрю на то, что происходит в России, и у меня не возникает желания вернуться. С моей точки зрения, Россия идет в темное прошлое, в ходы с крестами и прочее. Это не сходится с моей философией жизни. У меня там много друзей, офис, но все-таки там столько всякой коррупции и гноя с государственным аппаратом: это отвлекает, становится нонсенсом.

– Концепция прописки для меня неприемлема. Прописка – это нарушение свобод. Я свободный человек, хочу жить где захочу. Поэтому блокчейн, биткоины – эта тема мне импонирует, в ней есть идея свободы.

Когда мой сын был маленьким, я понял, что он уникальный ребенок, очень умный. Это было понятно по каким-то простейшим вещам: Виталик заинтересовался математикой, когда ему было 6–7 лет.

– В 7 лет Виталик написал документ «Энциклопедия про зайцев», где описал фиктивную планету, вселенную зайцев, с экосистемой и своими химическими элементами. Но у любого человека есть сильная сторона, а есть другие аспекты, с которыми не так просто – коммуникация, еще что. И я очень переживал за него – я тоже в школе был самым маленьким и тоненьким ребенком в классе. Но в воспитании каждого ребенка нужно, чтобы его принимали. Мы разрешали ему всё и поддерживали во всех делах – думаю, это лучший из возможных способов воспитания детей. У меня растут две девочки, мы с Виталиком им, конечно, подсовываем математику и задачки, но им это не интересно – и это нормально, пусть сами выбирают свой путь.

– У ребенка есть врожденная любознательность: если посмотришь на него, то увидишь, что он всюду ползает, все рассматривает. Вопрос в том, что мы часто забиваем это свойство, когда говорим детям: «так не делай», «ой, это опасно», «осторожно, а то голову разобьешь». Нужно поддержать, чтобы у ребенка не было страха. Я надеюсь, что сохранил ее в большинстве случаев – и у себя, и у своих детей. Увы, многие люди подгрузились внутренними страхами, рутиной и обязанностями.

К деньгам я отношусь с уважением, бесполезно их не трачу. Но это такая ловушка, которую я и у себя наблюдал: мол, «когда я дойду до этой цифры, то смогу». Все, что мы хотим делать, нужно делать сейчас. И я рад, что у моих детей правильное, хорошее отношение к деньгам. К примеру, Виталик, у которого никогда не было финансовых проблем, живет в Азии, много путешествует, а все вещи его помещаются в одну большую сумку: одна пара штанов, одна пара обуви. У него нет этого консьюмеризма. Он радикальный минималист.

– Когда забегаешь слишком вперед и думаешь, что будет через 5 лет, теряешь смысл в настоящем. Я понимаю направление движения, а куда все это придет, пытаться предсказать невозможно. Когда за что-то держишься очень сильно, то, скорее всего, не получишь этого.

– Для меня успех – это осознание самого себя, чего ты хочешь и какое-то движение. Счастье – это когда удается жить в моменте.

– Меня редко что огорчает. Вот, в начале июля какие-то люди опубликовали фальшивую новость, что Виталик погиб в аварии. Когда я наткнулся на это, думал, что на 95% это неправда, но было неприятно. Сын живет в другой стороне мира, что там происходит, я не знаю, на связи он бывает редко. Я понимаю, почему люди это делают – у всех у нас есть страхи, все хотят заработать денег. И вот это и огорчает, я бы хотел, чтобы такого в мире было меньше.

– Моя личная миссия в том, чтобы постоянно учиться, осваивать новые вещи, изучать. Впитывать много информации и делиться с другими, чтобы делать мир лучше. Начиная с ближнего круга, а после – все шире и шире. Начинать всегда нужно с себя. Оправдывать себя высокой целью неприемлемо. Начиная с себя, мы можем вести мир в светлое будущее.

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь