Спецпроєкти

Сербский режиссер Боян Вулетич: «Единственная важная цель искусства — рассказывать невидимые истории»

Одеса
Текст: Odessa

1
Встретились с Бояном Вулетичем, чей фильм «Реквием по госпоже Й» показывали в основной программе Одесского кинофестиваля. Поговорили о стереотипном восприятии балканских стран, эмоциональном кризисе и о том, почему он решил рассказать историю о женщине в депрессии.

В Одессе сербская драма с элементами черной комедии не получила призов ни от профессионального жюри, ни от зрителей. Впрочем, фильм не страдает от недостатка внимания: его показывали в одной из важнейших секций Берлинале «Панорама», на фестивале в Софии он получил приз от ассоциации кинопрессы, а в престижном американском издании The Hollywood Reporter опубликовали положительную рецензию.

Казалось бы, «Реквием по госпоже Й» — история сугубо локальная. Женщина предпенсионного возраста живет в Белграде и страдает от глубочайшей депрессии. Она потеряла сначала мужа, потом работу и вот-вот потеряет остатки эмоциональной связи с семьей. Ее окружает абсурдная действительность, знакомая многим жителям посткоммунистических стран: полная неопределенность, безденежье, кафкианская бюрократия и непреодолимая пропасть между старым разрушенным миром и новыми условиями игры.

Однако сам Боян Вулетич утверждает, что все это лишь антураж, а кризисные эмоциональные состояния близки и знакомы людям во всех уголках планеты.

Вы показывали свой фильм на нескольких международных фестивалях. Была ли разница в восприятии картины в Западной и Восточной Европе?

Нет. У всех бывают депрессии, суицидальные мысли или проблемы в семье, неважно, откуда вы — из Одессы, Берлина, Швейцарии или Лондона. Эмоциональный кризис знаком многим, разница может быть только в окружающей обстановке. Например, действие нашего фильма происходит в постсоциалистической Сербии, чья история отличается от Западной Европы, но депрессия у людей в разных странах развивается так же. Недавно я говорил с другом из Финляндии, так у них очень большая проблема с депрессиями и суицидами, хотя Финляндия в сравнении с Сербией — богатая и благополучная страна.

Иногда мне кажется, что постсоциалистический зритель так устает от той действительности, которую видит вокруг себя каждый день, что в кино он хочет сбежать от этого в другой, удивительный мир. Что вы об этом думаете?

Это сложный вопрос. Есть очень легкие и светлые фильмы, которые говорят на серьезные темы. В начале мой сценарий был очень веселый, это была чистая комедия. Но в процессе работы каким-то образом он становился все более серьезным. Мы делали фильм почти пять лет, и за это время я и мои коллеги сильно изменились как личности. Так бывает в искусстве — ты никогда не знаешь, что случится в конце.

С другой стороны, всегда есть коммерческие фильмы, которые предлагают побег из реальности и совсем другой опыт. И я очень люблю такие фильмы, но сейчас хотел рассказать историю именно таким способом, пытаясь быть максимально честным.

Ваш фильм совершенно не похож на типичное балканское кино с цыганскими песнями и плясками. Вы специально избегали стереотипного изображения Сербии?

Нет. Безусловно, такие стереотипы существуют, но мы не рушили их намеренно. Мы просто с художником и оператором думали, как лучше всего рассказать историю и чего мы хотим достичь, как мы можем раздвинуть границы и сделать ее более эмоциональной. Мой предыдущий фильм «Практический гид по Белграду» тоже не типичный для Сербии. Возможно, это как-то связано со мной как личностью или с моими коллегами, с которыми мы заодно.

Что вас лично связывает с историей госпожи Й?

С одной стороны, после своего первого фильма я был подавлен и думал, как преодолеть эту депрессию. Ходил к психиатру, говорил с ним и осознал, что работа — это хороший способ преодолеть депрессию и идти дальше, не зацикливаясь на одних и тех же вопросах.

С другой — я был взбешен теми вещами, которые происходили в моей стране в переходный период. Люди такого возраста, как госпожа Й, полностью потеряны, и я, как человек в определенной степени левых взглядов, хотел рассказать историю рабочего класса. Никому нет дела до этих бедных людей, которым сейчас 5060 лет и которые больше не видят смысла в своей жизни. Мои родители, например, находятся в такой ситуации. Вот те личные, эмоциональные вещи, которые связывают меня с фильмом.

И что интересно, этих полностью опустошенных людей не видно на улицах Белграда. Все выглядит абсолютно фантастически, как будто вы находитесь в Лос-Анджелесе: люди красивые, современные здания. Но такие персонажи, как госпожа Й, есть, и их много. Лично я верю, что единственная важная цель искусства — рассказывать такие невидимые истории.

В фильме нет ответа на вопрос, как помочь таким людям. Есть ли он у вас?

Я не политик и не знаю, что делать. В медиа постоянно пишут о социальных проектах и программах, но, к сожалению, они не работают. Они такие сложные в администрировании, что в конце концов ты только еще больше погружаешься в депрессию, если пытаешься получить пособие по безработице или пенсию. Все очень тяжело и абсурдно, но я не об этом хотел сказать в фильме.

Все очень тяжело и абсурдно, но я не об этом хотел сказать в фильме.

Система, которая делает твою жизнь только более несчастной, есть в каждом государстве. Куда важнее отношения в семье, которые, по-моему, играют ключевую роль в жизни человека. Если у тебя нет этого источника силы и поддержки, то у тебя нет сил бороться с системой. И тогда у нас большие проблемы. Вот что я хотел сказать.

Почему работа над фильмом длилась так долго — почти пять лет?

Из-за трудностей производства. Основная сложность кроется в поиске денег, потому что кино — очень дорогое искусство. Если вы хотите сделать профессиональный фильм, вы не можете сделать это с маленьким количеством денег. Именно поэтому вам нужна копродукция, и тут все усложняется. Иногда это хорошо, иногда не очень. Для «Госпожи Й» все сложилось очень хорошо: в последний, очень важный момент нам помог известный российский продюсер Александр Роднянский. Если бы его не оказалось в нужный момент рядом, наверное, меня бы сейчас не было в Одессе. Я бы до сих пор бы монтировал или еще кто знает чем занимался. Так что иногда удача тоже важна. И именно поэтому идея или история, которую вы хотите рассказать, должна захватывать вас так сильно, что вы будете готовы пройти через все препятствия и не сдаться через два года, впав в очередную депрессию.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь