Некоторые страны могут запустить государственную криптовалюту
Народ Швеции прощается с деньгами: количество банкнот и монет в обращении упало до самого низкого уровня за три десятилетия. Riksbank — центральный банк Швеции — подсчитал, что в прошлом году наличные транзакции составили всего 15% от всех розничных транзакций, по сравнению с 40% в 2010 году, в значительной степени благодаря широкому распространению мобильных платежных услуг.
Ситуация заставила центральных банкиров Швеции задуматься: должна ли страна вводить исключительно цифровую форму государственных денег? Если да, то следует ли использовать технологию, аналогичную биткойну?
Riksbank не является единственным центральным банком, серьезно обратившим внимание на блокчейн — технологию, которая заставляет биткойн и другие криптовалюты работать. Эти системы (также называемые распределенными регистрами) полагаются на сети компьютеров, а не на центральный орган (банк, например), чтобы проверять и записывать транзакции в общей, практически нетленной базе данных. Правительственные банкиры во всем мире считают, что это может заменить деньги и сделать другие платежные системы более эффективными.
Центрально-банковские криптовые валюты — это смешно. Учитывая, что биткойн был создан как способ обойти необходимость в банках. Кроме того, идея поднимает сложные вопросы о том, как такие системы должны разрабатываться, строиться и поддерживаться, а также как они могут влиять на финансовую стабильность страны или всей планеты. Вот почему Riksbank страхует свои ставки, исследуя не только технологию распределенного бухгалтерского учета, которую он описывает как недосказанную, но и «прогрессирующую невероятно быстро», а также традиционные, централизованные методы учета для своего проекта «e-krona».
Некоторые экономисты в последние годы утверждают, что криптовалюта, привязанная к деньгам, финансируемым центральным банком, может дать правительствам возможность выпуска цифровых жетонов, которые во многом похожи на наличные деньги. Пользователи такого FedCoin будут наслаждаться уровнем анонимности, который предоставляет биткойн. Центральные банки многих стран изучают эту идею, но Швеция, похоже, ушла вперед дальше всех.
«Но криптовалютность, доступная всем потребителям, открывает целый ряд проблем для создателей денежно-кредитной политики», — сказал Род Гаррат, профессор экономики Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.
Во-первых, возникает вопрос, кто именно должен проверять транзакции и поддерживать распределенный регистр. Даже если это будет решено, то новая система будет в каком-то смысле упрощена, что облегчит проведение банковских операций в момент кризиса или паники. В большинстве современных финансовых систем крупномасштабные изъятия средств, естественно, замедляются, потому что центральный банк должен успевать производить бумажные деньги. Но если валюта носит чисто цифровой характер, то таких тормозов не существует — охваченное паникой население может опустошить свои счета почти мгновенно.
Хотя Гарратт и Мортен Беки, исследователи из BIS, проводят важное различие между «розничной» криптовалютой, такой как FedCoin, и «оптовой», которая будет использоваться только банками.
Важная роль, которую играют центральные банки в мировой финансовой системе, заключается в том, чтобы облегчить крупные платежи между коммерческими банками. Коммерческие банки делают депозиты в центральных банках, и когда им необходимо отправить крупный платеж в другой банк, как это может быть во время продажи компании или дома, они могут полагаться на платежную систему с центральным банком. Центральный банк обрабатывает «клиринг» или обновление учетной записи каждой стороны, чтобы осуществить новую транзакцию и передачу денег.
Перед сетью оптовых платежных систем центральных банков возникает проблема: они основаны на устаревших языках программирования и устаревших проектах баз данных, а правительства только ищут способы их модернизации. Центральные банки Канады и Сингапура недавно продемонстрировали прототипы оптовых платежных систем на основе распределенных регистров, которые обрабатывают очистку и урегулирование одновременно, через токен cryptocurrency. Китай также проводит аналогичные испытания.
Даже если это обновление будет готово в скором времени, это не решит проблему, с которой сталкивается Швеция. Один очевидный недостаток в сокращении использования наличных денег в стране заключается в том, что растущая зависимость от мобильных платежных систем рискует маргинализировать людей, которые их не используют или не могут получить к ним доступ. Эти системы также управляются частными компаниями, а это означает, что коммерческие силы, а не политика правительства могут в конечном итоге определить, насколько эффективно финансовая система обслуживает людей и экономику.
«Решат ли Швеция и другие государства перейти на криптовалюту, зависит от того, хотят ли люди этого, — говорит Гарратт. — Будет ли общественность требовать цифровой обмен валюты со свойствами, подобными наличным деньгам? В тех местах, где происходит давление, может, и будет. В любом случае наступит время — и мы все увидим».