Cпецпроекты

Как в Украине развивалась, но потом умерла игровая и техножурналистика


2 794 233
Вспоминаем журналы из прошлого, которые были нашими проводниками в мир информационных технологий и будущего: “Домашний ПК”, “Мой компьютер”, глянцевые издания о мобильной связи вроде журнала “Мабила”, игровой “Шпиль”, который был с нами одной крови и так далее. И с грустью констатируем, что в Украине техножурналистика умерла, так и не успев родиться

Рабы «Майкрософт»: журналы о компьютерах

Самыми ранними представителями украинской технопрессы были печатные издания, посвященные работе с персональными компьютерами. В 1998 году вышли первые номера журналов «Домашний ПК» и «Мой компьютер», которые тут же обзавелись в народе доверительными аббревиатурами (ДПК и МК соответственно). Их вряд ли можно было назвать конкурентами: рынок печатной прессы был настолько беден, что нормальной привычкой было покупать сразу оба журнала, жадно впитывая информацию. Вообще, можно даже говорить о некоей субкультуре, которую породили именно эти журналы: все, кто следил за ДПК и МК (а потом за журналом CHIP и другими изданиями, подхватившими эстафету) с самого начала, гораздо раньше предвидели нынешний айтишный бум. Точнее говоря, он был для них чем-то неизбежным еще тогда, с полтора десятка лет назад.

В 2001-м ДПК начал выходить с прилагавшимся к журналу диском, на котором были демки игр и софтинок, какие-нибудь видеоролики или мувики — в общем, приятный бонус к обернутому в целлофан номеру. Это было время, когда персональный компьютер действительно был окошком в окружающий мир.

Например, из чего состоял февральский номер журнала ДПК за 1999 год:

Фантастический рассказ Алексея Мася, пионера украинского интернет-сообщества и одного из создателей культового файлообменника Infostore.org, «Мы уважать себя заставим», в котором речь идет о взаимоотношениях хозяина и его говорящего компьютера, пародирующих проблемное управление Microsoft. Наивный стеб над тугодумной системой Windows конца 90-х — это, между прочим, сейчас большая редкость, утонувшая в мем-архивах интернета.

Одна из крупных тем номера: цифровое видео, его история (от дагеротипов к современности), практические уроки и обзор актуальных цифровых видеокамер. На примере этой темы заметно, что журналы ДПК и МК создавались не только под массового читателя, который едва разберется с аббревиатурой DVC, а и для более продвинутого пользователя, которого не отпугнешь терминами «дискретизация» и «квантование».

«Тело» номера ДПК старого образца можно разделить на следующие условные части: hardware (гаджеты и все, что с ними связано), software (обзор программ для ПК, среди которых может быть как подборка утилит на позицию домашнего переводчика с английского, так и более «творческий» уклон — например, текст о том, с помощью каких программ можно музицировать в домашних условиях) и дивный мир интернета. Читатель этих журналов не был лишен и футурологии: авторы ДПК и МК регулярно совершали какие-то прогнозы и предсказания по поводу того, в какую сторону пойдут производители процессоров и какие их мощности нас ожидают, как это облегчит жизнь на практике.

Одним словом, загадочный и (на первый взгляд) скучный мир компьютеров на страницах этих изданий расцветал в виде отдельного мира информационных технологий, в который было дико интересно погружаться и прокачиваться до advanced level юзера, получать комплексную картинку всего, что происходит. Сегодня подшивки старых номеров могут быть находкой для современных антропологов: интересно следить, как ИТ постепенно проникали во все сферы нашей жизни не только на уровне прокачки компьютерного железа, но и в сферу финансов, бытовой техники, общения.

Чуб под капюшоном: как в Украине развивалась (и умерла) игровая журналистика

История украинского игрожура неразрывно связана с развитием киберспортивного коммьюнити, которое, конечно, активнее всего процветало в Киеве. Как вспоминает Александр ZeroGravity Кохановский, его полупрофессиональная киберспортивная карьера началась в 1999 году, в тогдашнем клубе «Арена», где собирались любители Quake 2, StarCraft: Brood War. Легендарный Counter-Strike, со временем ставший всенародным шутером, тогда еще не вышел, поэтому в движении участвовали в основном маститые игроки, уже тогда придумывавшие себе полусерьезные соревнования со смешными гонорарами. Деньги на тот момент были не так важны, как идея общности, создания сплоченного сообщества по интересам. Когда стало ясно, что одних сборов в клубах мало, появилась необходимость в какой-то площадке, которая могла бы объединять всех.

2001 год стал для украинского киберспорта отправной точкой. Компания Samsung решила провести большой мировой чемпионат World Cyber Games сразу по нескольким игровым дисциплинам (третий Quake, Counter-Strike 1.6, StarCraft: Brood War и так далее), среди участников были в том числе игроки из Украины (для этого отборочные соревнования проводились по всей стране). На минуточку, в квалификациях на мировой чемпионат, проходивших в подвальном компьютерном клубе где-то в спальном районе столицы, участвовало 84 команды. WCG вдохнул новую жизнь в украинское киберспортивное сообщество, пошли другие чемпионаты, ставшие системообразующими: игроки начали объединяться в команды, целенаправленно тренироваться в определенных дисциплинах, участвовать в состязаниях. Естественно, вокруг этого движения накопилось множество информации, большие компании начали видеть в игровой аудитории потенциал — и это привело к появлению медиаплощадок.

В том же переломном 2001-м появился журнал «Шпиль», который был целиком и полностью посвящен игровым дисциплинам и поэтому разительно отличался от прессы вроде ДПК, в котором играм уделяли журнальные полосы, но в очень дозированных, небольших количествах. «Шпиль» был уникальным изданием, в первую очередь запомнившимся своими остроумными рецензиями, в которых проглядывало обращение к читателю на «ты» и фирменный неповторимый стеб. Даже знаменитый девиз журнала («Мы с тобой одной крови») лишний раз подчеркивает его стиль: стереть границы между читателем и автором текста, не делать сухих, «канцелярских» обзоров на игры, а передать максимум жизни.

У «Шпиля» к тому же было много собственных фишек, уникальных для отечественного медиабизнеса. Например, рубрика «Анимания» — единственный регулярный источник информации об аниме во всей украинской печатной прессе. «Шпиль» был приближен к читателю еще и в том плане, что регулярно «искал себя»: внутри издания менялся формат, концепция, дизайн, рубрики и даже сама бумага. Это помогало журналу не ограничиваться одной лишь преданной аудиторией, которая была с самого начала: кто-то вырастал из едкого юморка «Шпиля» и прекращал играть в компьютерные игры, а кто-то, наоборот, подтягивался из совсем других сфер. Одно точно: в пиковое для издания время (середина нулевых), когда «Шпиль» стал настоящим авторитетом, счастливого обладателя свежего выпуска буквально разрывали на части вместе с журналом.

Со временем у «Шпиля» появился конкурент: глянцевый ежемесячник GamePlay, который выходил пять лет, с 2005-го по 2010-й. Этот журнал был гораздо более традиционным по формату и стилю. Начинался он с новостей игрового мира и так называемых превью — информации о готовящихся к выходу проектах от разработчиков. Дальше, как и в других журналах, шла какая-нибудь тема номера и интервью с «главными людьми индустрии», блок с рецензиями на вышедшие игрушки, обзор интернета и концовка журнала, озаглавленная как «Разное». Впрочем, нужно отметить, что именно в период существования GamePlay расцвел талант Сергея Галёнкина, суперзвезды украинского игрожура, а в числе редакторов журнала числился Ярослав Сингаевский, тоже довольно знаковая фигура этой крайне нишевой журналистики.

Был (и до сих пор существует и обновляется, в отличие от «Шпиля» и GamePlay) у отечественного киберспорта и официальный сетевой рупор, сайт GameInside, который тоже стоял у истоков, запустившись в 2002 году. В августе этого года проект отпраздновал пятнадцатилетие своей деятельности и опубликовал праздничную статистику по своей истории, из которой можно узнать, что за все время существования сайта его авторами было сделано около 26 тысяч постов, а читателями оставлено более 870 тысяч комментариев. Пять материалов для GameInside написал Олег C2’Grunt Сенцов, украинский режиссер, снявший фильм о киберспортсменах, а ныне отбывающий 20-летний срок в российской тюрьме в качестве политзаключенного. Это издание во все времена оставалось некоммерческим проектом, что, конечно, мешало ему конкурировать с другими русскоязычными проектами об играх, но при этом сайт пережил даже суровые времена, когда история украинской игровой журналистики вдруг резко схлопнулась — и те два несчастных журнала об играх, о которых мы писали выше, закрылись из финансовых соображений. GamePlay закрылся еще в 2010 году, «Шпиль» держался дольше, но тоже канул в лету в 2015-м.

Если не учитывать несколько полупрофессиональных YouTube-блогов и раздел «Игры» на ITC.ua (можно сказать, призрак издания GamePlay), то GameInside остается фактически единственным адекватным источником информации о состоянии украинского киберспорта.

Отжать «Мабилу»: эпоха журналов-каталогов о мобильной связи

Вспомним наш 2007 год. Ющенко. Доллар по пять. Айфон только появился (и еще не успел проникнуть в ладони рядовых украинцев, оставаясь привилегией тех, кто привозил их из Америки). Но люди, очарованные скоростью интернета по выделенной линии (по сравнению с диал-апом), обнаружили, что могут становиться хранителями контента. И на роль одного из таких хранилищ вполне мог бы претендовать какой-нибудь флагманский телефон от Nokia, Samsung, Siemens. То есть в сознании рядового пользователя произошли титанические изменения: оказывается, телефон можно использовать не только для звоноков, смс и выпендрежных эмэмэсок, но и в качестве мультимедийного центра развлечений. Делать снимки, записывать видео VGA-камерой, смотреть ролики на экране 320х240, а не портить себе зрение, скосив взгляд в 176х220-экран под школьной партой. В конце концов, использовать телефон как плеер.

Проблема была только в том, что модели телефонов в то время посыпались как из рога изобилия — и нужны были источники информации, медийные фильтры, с помощью которых можно было бы разобраться в теме. Эта потребность в итоге обернулась отдельной нишей — «Сегмент изданий о технике и мобильной связи», как указано в исследовании рынка прессы PMI Regions 2007/1, проведенном в 2007 году компанией TNS Ukraine. Согласно данным исследования, лидирующую позицию на тот момент занимал журнал «Мабила», оставив позади 19 других специализированных изданий. Это количество поражает, ведь сейчас, в 2017-м, на украинском медиарынке едва можно насчитать девятнадцать успешных печатных журналов в принципе.

В общем, журналы о мобильных технологиях стали следующей ступенькой развития украинской техножурналистики. С персональными компьютерами вроде бы разобрались, игровое комьюнити тоже устаканилось, пришло время эпохи смартфона, карманного гаджета, который впоследствии сильно изменит нашу реальность. Появившись уже в эпоху «сытого интернета», эти журналы не отличались каким-то фирменным языком и стилем, как, скажем, ранний ДПК или тот же «Шпиль».

Журналы SMS, «Мабила», Mobile Review, СОТА и им подобные родились как логическое продолжение каталогов с моделями мобильных телефонов, которые предприимчивые издательские дома додумались вырастить в более информативные издания, которые, тем не менее, служили в основном одной идее: выбрать себе телефон, напичкать его платным контентом. Наверняка кто-то еще помнит, как в ТВ-эфире крутились абсурдные рекламные кампании Java-игр для мобильных телефонов стоимостью шестнадцать гривен за штуку. Обложки этих журналов, как правило, украшали женщины, которые непременно должны были держать в руках какой-нибудь флагманский телефон от Nokia или Samsung и имитировать разговор по нему. Наполнение изданий о мобильных технологиях где-то было добросовестным, где-то выглядело халтурой, но в целом эта эпоха прошла без особого огонька, без шпилевского «мы с тобой одной крови». Просто украинцев научили выбирать себе мобильные телефоны и потихоньку приучали к мысли о том, что через какие-то временные отрезки телефоны эти нужно обновлять, переходить на новые модели, ведь «технологии не стоят на месте». Это шло вразрез с предыдущей идеей, когда телефон покупался исключительно как средство связи и приобретался надолго, но нам даже понравилось строить из себя гедонистов и хотя бы раз в два-три года, накопив средства, покупать мобильник с большим количеством мегапикселей на камере.

 

Дальше интернет и «финансовый кризис» похоронили эту уникальную эпоху украинской техножурналистики, практически оставив эту нишу пустой. На выжженные земли пришли новые проекты: скажем, издание об интернет-бизнесе и новых технологиях AIN.ua, крупнейший ITC.ua, gagadget, но их существование — это, скорее, исключение из правил. И никакой культуры журналистики о технологиях у нас так и не сложилось. Зачаточная линия, проложенная ДПК, МК и «Шпилем», прервалась, и поэтому у нас невозможен украинский Wired, а выбор смартфонов мы по старинке доверяем либо поисковику, либо захайпленному видеоблогеру. Да и шутки про «переустановить шиндоус» не закончатся, кажется, никогда.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

2 комментария

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

И ни слова про МиК? Вот где была субкультура, всем субкультурам субкультура.

2
Максим Писаревский

Хе, как-то очень короткий срез вы дали - с конца 90-х, хотя "компьютерные журналы" были и до того. Еще одну ремарку я бы сделал: нет такой профессии "игровой журналист". Есть "журналист". "Игрожурналистами" себя называли чайники, которые могли связать два слова и хорошо разбирались в играх (или так считали) - вот они вымерли. "Журналисты" же, которые часть жизни посвятили этому, кх-хм, скажем, "жанру" - они все "на плаву". Могу сказать авторитетно, как один из самых "долгоиграющих главредов" в "игрожуре" в Украине.

Ну и "техножурналисты" никуда не делись. Просто "бумага" умерла, все ушло в онлайн. Журналисты и журналистика остались.

Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: