Спецпроєкти

“Люди сами рождают себя”. Внутри индустрии инфобизнеса


В современном мире, когда бабушки пересаживаются на гироскутеры, а ларьки с шаурмой выпускают свои криптовалюты, неизменным остается, пожалуй, только одно - желание быстро разбогатеть. Тележурналист и исследователь странного Николай Терелев попытался разобраться в индустрии инфобизнеса, где рассказывают не только как заработать миллиард, но и как потом научить этому других.

Если бы я хотел сделать на вас инфобизнес, я бы сообщил вам, что изобрел велосипед с квадратными колесами. Начал бы со знаков восклицания. Круг — не панацея! Уникальная технология!! Беспрецедентная акция!!! Свежее техническое решение!!!

А второй абзац прервал бы на полусло

После чего разгоряченный читатель упирался бы в железобетонное:

А дальше была бы ссылка на персональный блог. Еще дальше — номер счета для символического пожертвования. Для внесения благодарности в личное дело.

Но моя цель иная. Обычный такой бизнес, знаете ли? Когда один человек пишет статью об инфобизнесе, другой ему за это платит, а все остальные — читают и нахваливают.

То, чего пока нет, но вот-вот будет

Мне попалось примерно шестьдесят четыре разных определения инфобизнеса. Понравилось вот это — претенциозное. Типа, для тех, кто умеет делать правильные выводы и грамотно догадываться.

Исходя из названия не трудно догадаться что это бизнес который строится на продаже информации, опыта, знаний тех людей которые им обладают. И делятся им с остальными за определённое денежное вознаграждение. (Источник)

В русскоязычном интернете приблизительно полмиллиона сайтов для тех, кто планирует заняться инфобизнесом сам. И приблизительно восемнадцать миллионов — для тех, кто собирается вкусить его плодов. Полистаем, о чем пишут те самые полмиллиона, инструктирующие нас на нелегком пути к нашему первому миллиону. Ну, или хотя бы к первому “определённому денежному вознаграждению”.

Первый шаг на пути в инфобизнес — это когда ты осознал, что очень хочешь денег, но продавать старое трюмо тебе всё ещё жалко.

Второй шаг на пути в инфобизнес — это когда ты приходишь к выводу, что продать лучше не трюмо, а что-то менее существенное. Нематериальное. То, чего пока нет, но вот-вот будет. Ты сейчас это придумаешь. Сам. ПРЯМО СЕЙЧАС. И твоя житейская мудрость, наконец, будет оценена по достоинству. Гуру инфобизнеса называют этот кропотливый процесс “созданием ниши”.

Процесс требует нечеловеческого креатива. Чем больше тебе кажется, что ниша — лажа, тем больше она подходит.

Например, ты никогда не думал, что ношение трусов наизнанку — это Опыт.

Например, ты никогда не думал, что правило пользования кадилом — это Информация.

Например, ты никогда не думал, что гадание на суповом наборе — это Знание.

И на всем этом можно будет заработать.

Хотя конечно не на всем. Плохо продаются энциклопедические, очевидные и совсем уж ненужные знания. Но у тебя никогда не будет проблем с продажей знаний сакральных. Знаний, возбуждающих три нижние чакры и ступеньки старой-доброй пирамиды Маслоу. Знаний собственного производства. Освященных извилистыми извилинами твоего мозга, производящими ту самую добавочную стоимость.

Если же твои извилины недостаточно извилисты, то на помощь придут готовые партнерские программы.

Воспользоваться партнерской программой — это как купить франшизу. Для этого, по законам инфобизнеса, ты должен перенять знания гуру: зайти на его персональный блог, купить курс его лекций или сходить на них, заплатив за вход; купить его компакт-диск, купить его книги, брошюры, учебники, сборники хокку и афоризмов. Купить. Купить. Купить. В крайнем случае, можешь стать тренером, закончив тренинг тренеров. И обучать тому же, чему только что обучили тебя. У тебя также появится право создать свой персональный блог, где ты будешь продавать лекции учителя в авторской обработке, компакт-диски учителя, книги учителя, брошюры, учебники и сборники хокку учителя.

Возможно, тебе даже удастся провести несколько платных семинаров —по партнёрской программе Учителя. Возможно, тебе даже удастся на этом заработать. Но, скорее всего, тебе быстро наскучит. На многочисленных форумах объясняют, почему:

Новоиспеченный блогер не может наполнить сайт полезным, уникальным и интересным контентом. Ему просто нечем заинтересовать посетителей. В результате он начинает писать о том, что извлёк из полученных курсов или прочитал на других сайтах. В этом случае блог теряется в интернете среди тысяч аналогичных говносайтов. Представьте, заходит на сайт безработная мать-одиночка и видит отзывы о том как люди зарабатывают не отрывая попу от стула. Для этого всего-то надо купить пару обучающих курсов за копейки и Вы потенциальный миллионер. Все мы падки до халявы, а когда человек в плохом материальном положении — вдвойне.

Впрочем, есть ниши нескучные и неиссякаемые — даже для бесконечных матрёшек партнерских программ. Огромная ниша — торговля препаратами для личностного роста. Душеспасительными пенделями. Укусами озверина. Инъекциями тестостерона.

Вот решили, что человек всю дорогу рос неправильно и ему нужно помочь расти. Во-первых, помочь ему стать Личностью (как правило, ничего из себя не представляя). Во-вторых, помочь ему стать Триллиардером (как правило, ничего не производя). В-третьих, помочь ему трахнуть всех на свете (как правило, в буквальном смысле). В Сети приводится и более приземлённая классификация.

Откуда взялся инфобизнес

Первым решил изменить человека — само собой “за определенное денежное вознаграждение” — американец Джон Розенберг. Для начала он решил изменить имя и стал называться Вернером Эрхардом. Именно под этим именем он и прославился.

В 1971 году Эрхард основал компанию EST (Erhard Seminars Training), где всем клиентам предлагалось пройти двухнедельный курс по — далее цитата из аннотации — “трансформации вашей способности испытывать переживания так, чтобы ситуации, которые вы пытаетесь изменить или с которой пытаетесь смириться, улучшились прямо в процессе жизни”.

Для некоторых необратимая трансформация начиналась уже во время чтения аннотации.

Для большинства она наступала непосредственно во время семинаров. На которых Эрхард — согласно множеству свидетельств — открыто насмехался над участниками, кричал, оскорблял. В свободное от оскорблений время, учение Эрхарда до боли напоминала учение Фромма. Участникам семинара предлагалось научиться брать ответственность за собственную жизнь и собственный выбор — при этом в условиях абсолютного диктата учителя.

Многим нравилось. Профессиональные психологи хватались за голову. Основную претензию формулировали как “пустили козла в огород”. Другими словами — когда личный опыт и легкую образованность с помощью толики харизмы превращали в мощнейшую структуру по предоставлению приблизительных знаний одним и возможности заколачивания несусветного бабла — другим.

Как только видишь в резюме кандидата длинный перечень пройденных тренингов “по лидерству”, “управлению собой” и прочие тренинги т. н. “стервологии”, “трансформации” и т. п., почти наверняка на собеседовании перед тобой оказывается мнительный, неуверенный в себе и не самодостаточный человек.
(https://recruitingblog.com.ua/2008/11/25/o-vrede-treningov-lichnostnogo-rosta/)

Последователи Эрхарта пожимают плечами. Они считают, что спрос искупает все. А раз спрос есть, значит, они все делают правильно. Нажимают на правильные чакры и верно акцентируют на преимуществах.

Во-первых, предлагают приобретение конкретных знаний за относительно короткое время. Не нужно пять лет протирать штаны в универе, чтобы получить корочку, часто не эквивалентную знаниям.

Во-вторых, их продукт доступен в любом возрасте. Без тестов на интеллект и унизительных экзаменов на профпригодность.

В-третьих, семинары максимально конкретны и жизненны. Это не классические учебники с их сухим менторским тоном. Это практические материалы, истории успеха, примеры. Всё с юмором в лёгкой игровой, но предельно познавательной форме.

В-четвертых, контакт с тренером. Максимальная интерактивность с теми, чья житейская мудрость с каждым следующим занятием становится достоянием избранных.

И не все они орут и издеваются.

Бизнес-секреты и “интимные всплески”

От Эрхарта его последователям, впрочем, досталось многое. В частности — тяга к титулованию. Сам Эрхарт называл себя коммерсантом (удивительно точная формулировка — на ней бы и остановиться), тренером, писателем, философом, психологом.

Его последователи хвастают тем же. Некто Владислав Челпаченко щеголяет не только тем, что он и бизнес-тренер, и член союза писателей, и член-корреспондент академии русской словесности, и психолог, и телеведущий, и популярный блогер, но и шикарным интервью в семейных трусах и майке-алкоголичке.

Некто Олег Горячо практикует тренинги по достижению целей, консультации мужчин в сфере отношений с противоположным полом, делится бизнес-секретами и… преподаёт клубные танцы.

Популярный бизнес-тренер Андрей Парабеллум называет себя инноватором, коучем, студентом, путешественником. И писателем. Писатель — обязательная программа. Даже если ты написал одну прыщавую брошюрку. Но с Парабеллумом ситуация иная. Он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО писатель. С отдельной библиографией.

Список всех моих книг вы можете посмотреть на этой странице.
Книга с пометкой *** означает “бестселлер”.
(http://www.andreiparabellum.com/books#andreiparabellum-knigi)

И знаете? что? Список ОДНОЙ страницей не ограничивается. Всего плодовитый Парабеллум издал СТО СОРОК ДЕВЯТЬ книг за 9 лет. Сам и в соавторстве. Разброс тематики чрезвычайный.

43. Все, о чем на самом деле мужчины думают после секса (2011), А. Парабеллум
88. *** 0+0=2. Почему вы не богатые, если вы такие умные? (2013), А. Парабеллум
134. *** “Любовная магия денег” (2014), А. Фолсом, А. Парабеллум, А. Белановский
138. “Пирожки. Забавные четверостишья про инфобизнес и не только” (2015), А. Парабеллум + народное творчество

Начинал писатель с легких форм. Сборник стихов под названием “Интимные всплески” всё ещё можно купить на его персональном блоге. За 55 долларов. Отсутствие стихотворений Парабеллума в “паблике” может равно говорить о двух подозрениях.

То ли интимные всплески за 55 баксов никого не возбудили. То ли стихи сами по себе — так себе ниша. Как в виде, собственно, стихов, так и в виде обучения стихосложению.

Вам не показалось. Я действительно употребил слово “паблик”. “Паблик” — это бесплатный интернет, свободный доступ, распространение продукта в таком количестве бесплатных копий, что его продажа становится бессмысленной.

“Слиться в паблик” — главный страх начинающих инфобизнесменов.

Пример — я пишу для 10 человек, как рвать яблоки. Яблок всего 100 шт. каждый покупая курс, получает шанс сорвать по 10 яблок, что не только покрывает расходы на покупку курса, но и делает доп прибыль. Теперь мануал ушел в паблик — усложнилось все, мало того, что конкуренция выросла, так и теперь тем 10рым реально своих денег не отбить. Они чувствуют себя ущемленными — и это правильно. Что делать то в таких ситуациях*?
(https://searchengines.guru/showthread.php?t=767665)

Опытные инфобизнесмены уже ничего не боятся. Они — в большинстве своем — действительно как минимум харизматичны. И уж точно предельно предприимчивы, раз на их лекции набивается столько народу. Их имена передают из уст в уста — на сетевых форумах и в соцсетях. “Сарафанное интернет-радио” по-прежнему — один из самых популярных видов маркетинга.

Путь бабочки

Но существуют и те, кто ничего не знает ни об Ицхаке Пинтосевиче, ни о Глебе Архангельском, главном на Руси специалисте по учету времени, ни тем более о Радиславе Гандапасе. На них и был мой расчет. Я предложил своим двадцати семи разнополым друзьям (в возрасте от 20 до 45), ничего не ведающим об инфобизнесе, по фотографиям его ключевых деятелей определить:

А) кто они по жизни — чем занимаются и какими качествами обладают;

Б) кто из них вызывает желание довериться, а за кого из них проголосовали бы на выборах.

Результатами поделюсь в конце. А пока расшифрую, кто есть кто на этих фото и в инфобизнесе вообще.

Крайний слева — тот самый плодовитый Андрей Парабеллум.

Крайний справа — тот самый член-корреспондент Владислав Челпаченко.

Второй слева — Ицхак Пинтосевич. Называет себя специалистом в развитии личности, мистиком, психологом и тренер по нейролингвистическому программированию. Уже много лет работает на Украине, обучая основам позитивной психологии топ-менеджеров крупных компаний, бизнесменов и известных политиков (много говорилось о Яценюке и харьковском меценате Фельдмане).

Одна из его авторских методик называется “Путь бабочки”. То ли по аналогии с древней китайской мудростью о взмахе крыла насекомого, способном изменить мир. То ли по аналогии с биологической прозой, что диктует постепенное превращение яиц, личинок и куколок в блистательный конечный продукт. Слушая курс “бабочки”, — по словам Пинтосевича — “люди сами рождают себя”.

По словам Пинтосевича, он вложил в свою программу “экологичного тренинга” частичку духовных наставлений из Торы и Каббалы. Не зря кончал Иерусалимский педагогический инстутит (преподаватель иудаизма).
По словам участников тренинга, Пинтосевич “наполняет их энергией”, предлагая бегать-прыгать, танцевать и медитировать. Не зря кончал Киевский государственный институт физической культуры (тренер по лёгкой атлетике).

Идем дальше. По центру — тот самый Радислав Гандапас. Он титулует себя как “самый известный в России специалист по лидерству”. На самом деле, конечно, не только в России. Он называет себя “самым титулованным бизнес-тренером России”. И это недалеко от истины. Харизмой и титулами из него аж прет.

Отличный со всех сторон спикер (речь, удержание аудитории, эрудиция, тайминг) начал работать: шутить, сыпать байками и анекдотами из собственной жизни и из сборника «Баян-98», играть голосом, гримасничать, подмигивать. И делал он это прекрасно. Юморок чуть-чуть попахивал Евгением Вагановичем, но все смеялись, значит заходило.
(https://66.ru/news/columnists/195424/)

Гандапас — один из немногих, кто в том или ином виде постоянно фигурирует на ТВ. Хотя, казалось бы, продажа навязчивого контента годится только для телемагазинов, а появление в кадре на телике любого, даже самого харизматичного мужика с титром “экономист”, “бизнес-тренер” вызывает обрушение рейтингов до нуля.
Гандапас успешен даже там, где, казалось бы, преуспеть невозможно.

Радислав успешен во всем! У него четверо детей, матерью которых является одна женщина! Такое явление для современного общества является, скорее, редкостью, чем закономерностью. Все семейство гармонично уживается в одном доме.
(Источник)

Есть ли связь между феноменальными успехами Гандапаса в личной жизни и его бестселлером “Камасутра для оратора” история умалчивает.

На форумах Гандапаса практически не хулят. Оно и не удивительно — как топовый муж, расцветший на просторах интернета, особое внимание уделяет “гигиене сети”. И при невозможности “почистить комменты” делает все, чтобы при упоминании его честного имени в гугле, наверх выскакивали исключительно полезные ссылки.

Есть кислые комменты пользователей, ожидавших большего. Но это и неудивительно, учитывая регалии “лучшего из лучших”. Есть те, кто обвиняет его в примитивизме и в том, что его лекции — это “секрет Полишинеля”. Мол, это и так было давно известно, за что я заплатил?

Стоило ли это 3 тысячи? Нет! Стоило ли это 2,5 часа моего времени? Нет! Вывод: я не пойду на тренинг Радислава Гандапаса ни за что, я расскажу друзьям и тем, кто пребывает в эйфории от его грамотной рекламной компании (за это отдать должное) и всем, кто пожелает знать о моих впечатлениях. Я очень избирательно хожу на мастер-классы и тренинги, долго наблюдала за этим тренером и мне казалось, что он стоит того, чтоб пойти послушать. Но, за фасадом скрывалась пустота.
(https://snob.ru/profile/28695/blog/80962)

Но это тот “выхлоп, который есть у любого бизнес-тренера”. Только, как утверждает Гандапас, “у меня он меньше, чем у многих других”.

Как на некоторых людей не действует гипноз, так и на некоторых не действуют истины Гандапаса. То-то и всего. Главное — платите за курс.

Ну и, наконец, четвертый слева-направо — это Михаил Дашкиев. Он — основатель сообщества “Бизнес Молодость” (далее — БМ). На пару с Петром Осиповым. Сообщество проводит тренинги (многие из них — онлайн) для предпринимателей по десятку различных программ. Основная цель — фактически воспроизводство себе подобных. Опытные Предприниматели учат начинающих предпринимателей, как стать Опытными Предпринимателями. Попав на один тренинг, невозможно отказаться от следующего (это называется “конверсией слушателей”). Цены — от 5 тысяч рублей (2 тысячи гривен). Но это на те тренинги, которые — по словам Дашкиева — “не отражают сути”.

Для ВИП-клиентуры БМ предлагают фактически “счастливую жизнь под ключ”. Помимо важнейших мотивационных семинаров “для головы”, для тела обещают восточные практики, курсы по здоровому питанию, стилистов-визажистов, путешествия за кордон для встреч с “основоположниками”. Из полуфабрикатов обещают сформировать целостные личности, довольные жизнью, излучающие уверенность и здоровье.
Есть и личный коучинг. Трёхмесячная программа оптимизации мозгов от Осипова или Дашкиева стоит три миллиона рублей. Или 1,2 миллиона гривен.

По данным самой компании, ее выпускники уже “создали с нуля” почти 16 850 новых бизнесов. Или 19 850. По данным разных источников.

Чтобы привлечь новых адептов, БМ активно раскручивает успехи адептов старых. Уже перешедших из бизнес-молодости в бизнес-зрелость.

Однако наряду с реальными историями успеха (часть из которых действительно связано с посещением семинаров), тут немало и так называемых “говнокейсов”. Историй-пустышек. Людей, чей доход и близко не соответствует заявленному. Чья идея и близко не такая уникальная и доходная, как её расписывают. Многие из этих людей даже не собственники бизнесов, а наёмные рабочие.

Вот — пара видео-разоблачений:

А вот — разбор фейковых сервисов по ремонту авто, продаже овощей и телефонных будок.

Человек может сам что-то врать, говорить, что он заработал 500 тысяч, хотя он мог ничего не заработать. Но это его ответственность”, — неожиданно парирует Михаил Дашкиев. Он вообще юморист, этот парень, до создания БМ продававший шубы, цветы и пластиковые окна.

Его “кейс” для “вашей, сука, туристической компании” — вещь недопустимая для бизнесмена, который печется о чистоте имиджа его кампании. Пусть и сделан был как некая пародия на другие “так называемые тренинги”.
Общий уровень, однако, настораживает. Как и лексикон.

Отдельных пользователей из тех, что прошли БМ, тоже насторожило.
Разрозненные мнения удалось свести в единую парадигму, которая звучит где-то так: БМ понемногу превращается в БДСМ. Бизнес-доминантную-секту-Молодость.

Дашкиева, кстати, двое из опрошенных — да-да, вы правы, время подводить итоги моего анкетирования — так и обозвали. “Руководитель секты”. “Религиозным лидером” однажды назвали Пинтосевича и ПЯТЬ раз — Гандапаса. Чаще всего гуру “инфобизнеса” путали с политиками. Больше половины (семнадцать и четырнадцать голосов из двадцати семи соответственно) посчитали депутатом Гандапаса и Парабеллума. Топ-должность для Пинтосевича — “айтишник”. Для Челпаченко — “менеджер-продажник” (максимально близко к истине) с упоминаниями “рекетира” и “продавца пельменей”. Из смешного — Дашкиеву “пробили” должность “руководителя казино”, а Гандапасу — “охранника овощебазы” и “вора в законе” (указав в скобочках — “ну и депутат”).

Каждый из пяти гуру хотя бы по разу “бизнесмен” (топ у Парабеллума), “самодовольный” (топ у Дашкиева), “успешный” (топ у Парабеллума) и “умный” (семь раз у Пинтосевича, остальные — по 2-3 раза).

На выборах победил бы Пинтосевич. Но куда показательнее — показатели доверия. Напомню, я просил поставить “единичку” тому, кому не доверяешь вовсе. “Двойку” — тому, кому, скорее, не доверяешь. “Тройку” — скорее, доверяешь. И “четвёрка” — высшая степень доверия. Так вот. НИ ОДИН ИЗ ГУРУ не достиг пограничной отметки в 2,5 балла. Всем отказать.

Всем.

Но если вдруг захотите купить велосипед с квадратными колесами, вы знаете, где меня найти.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь