Не все дома: 9 известных писателей, которые отказались от контакта с внешним миром
В преддверии выхода фильма “За пропастью во ржи”, в котором повествуется о том, как возник герой культового романа и какую судьбу для себя выбрал автор. Ведь не каждому знаменитому писателю удается вынести на своих плечах бремя славы и популярности. Некоторые осознанно принимают решение затворить дверь квартиры, полностью посвятив себя и все свободное время работе. Мы подготовили подборку историй девяти известных писателей-затворников.
Джэром Сэлинждер
За всю свою жизнь Сэлинджер оставил немного: всего один роман и 17 рассказов. На публикацию своих ранних произведений он наложил запрет, а те, что были написаны позже, никому не показывал. Чем популярнее становился роман “Над пропастью во ржи”, тем больше автор отдалялся от реального мира.
В 1965 году случился переломный момент – он перестал публиковаться и закрылся в своем особняке в городке Корниш, штат Нью-Гэмпшир. Все свое свободное время проводил, приобщаясь к духовным практикам, нетрадиционной медицине, а писательством занимался только для себя. В книге Фредерика Бегбедера “Уна и Селинджер” можно найти тому подтверждение.
В 1980 году он перестал давать интервью, однако раннее его студентке Ширли Блейни выдалась возможность пообщаться с писателем, что она, собственно, и опубликовала в местной газете. Сэлинджер пытался через суд добиться запрета на использование его корреспонденции в качестве материала для биографии и противостоять сиквелам своего культового произведения. Исходя из слов дочери, после его смерти остались работы и пара незавершенных романов, которые, скорее всего, никогда не увидят мир.
Питер Хёг
Единственный датский писатель, чьи книги были переведены более чем на тридцать мировых языков. Популярность пришла после знаменитых романов “Смилла и её чувство снега” и “Тишина”. Несмотря на свой успех и узнаваемость, ему часто приходится сбегать от реальности. По словам писателя, “это периоды крайнего уединения”, которые длятся от трех месяцев до полугода. В течение этого времени Хёг медитирует, размышляет и постоянно пишет.
В одном из немногочисленных интервью автор признается, что тяга к уединению возникла после того, как он ступил на тернистый путь писательства. «Начиная писать, я остро почувствовал, что мне необходимо научиться жить в равновесии: с одной стороны, вести активную социальную жизнь с семьёй и друзьями, с другой – огородить для себя отдельный участок, чтобы бывать одному».
Томас Пинчон
Американский писатель, ведущий представитель постмодернистской литературы второй половины XX века, который за всю свою жизнь дал одно единственное интервью в 1969-м, после выхода дебютной книги “V”. В романе описываются похождения отставного моряка и его воссоединение с псевдобогемными художниками и нуворишами в Нью-Йорке.
В 1973 году, во время вручения премии “Национальная книга” за “Радугу тяготения” награду принимал другой человек. Один из самых таинственных писателей Америки дал согласие на одно публичное появление, которое оказалось виртуальным в мультсериале “Симпсоны”, где он появился с пакетом на голове и вопросительным знаком.
Виктор Пелевин
Писатель так редко дает интервью, что большинство начали сомневаться в его существовании. Возникло даже предположение, что под псевдонимом Виктор Пелевин работает целая команда авторов. Автор культового романа “Поколение П” отказывается от каких-либо чтений, публичных мероприятий, отдавая предпочтение социальным сетям. Учитывая, что он приверженец буддизма, также демонстрирует свое халатное отношение к популярности и славе, утверждая, что эта информация отвлекает его от основной деятельности.
Эмили Дикинсон
Трудно точно сказать, что стало причиной добровольного затворничества Эмили Дикинсон. Возможно, психологические проблемы, пуританское воспитание или утрата близких людей. Последние двадцать лет своего существования писательница провела в стенах дома, а с гостями общалась только через закрытую дверь. Даже сладости детям из соседнего дома спускала со второго этажа через окно. Похороны отца тоже не стали исключением, чтобы она вышла из своей комнаты. За всю жизнь Эмили Дикинсон написала более 1800 стихов, однако при жизни опубликованы лишь 8.
Лафайет Рональд Хаббард
Американский писатель и религиозный деятель, создатель непризнанной науки “дианетика” и основатель Международной церкви саентологии, запрещенной во многих странах.
Несмотря на бурную деятельность в 1950-1966 годах, когда была создана дианетика, которую научная общественность не признала из-за несостоятельности, и Международная церковь саентологии, в рядах которой по сей день состоят Том Круз и Джон Траволта, Рон Хаббард наладил эффективную работу во всех организациях и отошел от дел.
После длительного перерыва, до 1980 года, он вернулся в литературу и создал научно-фантастический роман «Поле боя — Земля», написанный в традициях боевой фантастики 30-х годов. Невзирая на тот факт, что книга стала бестселлером газеты New-York Times, фильм с треском провалился в прокате.
Рон Хаббард был и остаётся фигурой более чем спорной, но его заслуги перед жанром фантастики (в самом широком смысле) несомненны.
Харпер Ли
В далеком 1960 году, когда роман “Убить пересмешника” стал бестселлером и получил Пулитцеровскую премию, Харпер Ли начала постепенно отказываться от общения с журналистами. А во время всевозможных публичных мероприятий, на которых ей приходилось присутствовать, старалась оставаться в стороне.
В 2007 году писательница отказалась выступить с речью в своем родном штате Алабама, прокомментировав, что “быть молчаливым куда лучше, чем быть дураком”. Однако в свое время для журнала New York Times Харпер Ли дала интервью под названием “Разговорчивая на один день”, в котором она проявила крайнюю степень красноречия и остроумия.
Кормак Маккарти
Несмотря на то, что первая книга Маккарти вышла в 1965-м, мировую известность он получил только через 30 лет. Роман “Кони, кони” принес ему премии “Национальная книга” и Гильдии американских критиков, после чего он дал интервью для New York Times, а дальше хранил молчание на протяжении 15 лет.
Маккарти отказался от любых форм литературной жизни, прекратил организовывать чтения и не мог даже выделить время для своего агента. В 2005-2006 годах вышли два великих романа “Старикам тут не место” и “Дорога”, за которую он получил Пулитцеровскую премию. Обе книги были экранизированы и помогли писателю оказаться в программе Опры Уинфри, где ему пришлось отвечать на всевозможные вопросы. Поэтому, если он с кем-то и общался, то предпочитал компанию ученых, нежели телевизионщиков.
Томас Бернхард
Австрийский прозаик и драматург всегда довольно скептично относился к доверительным взаимоотношениям между людьми. Ранимый и чуткий к фальши, буквально никогда не покидал стены родного дома, расположенного где-то в глуши Австрии. Однако Бернхард мог иногда появиться на светском мероприятии, которое всегда сопровождалось каким-то скандалом. Описывая в своих работах несправедливость мира, он запретил в своем завещании публиковать свои пьесы и книги в пределах Австрии. Единственным человеком, чья жизнь была ему небезразлична, оказалась супруга, разница в возрасте с которой составляла более 30 лет.
Марсель Пруст
До 30-летнего возраста Марсель Пруст жил полноценной жизнью и поддерживал много контактов с людьми со всего мира. Однако после смерти отца, а вскоре и матери здоровье писателя заметно пошатнулось. Он отказался выходить из дома, решив полностью посвятить все свободное время писательству. Пытаясь справиться со своим недугом, он наглухо заперся в студии, чтобы не один солнечный луч света не смог проникнуть, а стены обил пробковым деревом, чтобы ни единый звук с улиц не нарушал тишину.
Однажды Леон-Поль Фарг решил его навестить и был поражен бледностью и ледяным холодом рук писателя. Марсель Пруст был настолько увлечен писательством, что мог писать три дня без перерыва, не отвлекаясь на потребность в еде или отдыхе.