Cпецпроекты

10 причин смотреть сериал «Конец ***ного мира»


0 2855 200

В литературе и кинематографе существуют повторяющиеся сюжеты. Их называют «бродячими» — они кочуют из романа в роман, из фильма в фильм, изменяя лишь эмоциональный окрас, смысл, какие-то оттенки вроде места действия, времени, социальных обстановок.

Но если снять все это наращенное сценаристами-писателями мясо, то останется голая фабула. Яркий пример — «Ромео и Джульетта».

Убрать город Верону, мечи и шпаги, удалить всю шекспировскую изысканность, и мы получим один из самых заезженных архетипов — историю влюбленных людей из противоборствующих лагерей. Это вечная и уже порядком надоевшая тема, которая обыгрывается и в кино — серия фильмов «Другой мир» тому подтверждение.

Поменять Ромео и Джульетту на вампиршу и оборотня, на юпитерианку и землянина, на северокорейца и южнокореянку, изменить антураж, добавить лазеры, бластеры, нацистов с темной стороны Луны, морских чудовищ, андроидов с Усамой бен Ладеном, Бората и агента Джонни Инглиша, перенести место действия в четвертое измерение — в сухом остатке получится история Ромео и Джульетты.

Тот самый архетипический сюжет, от которого никуда не деться. Он будет преследовать читателя/зрителя вечно, до скрежета зубов, тошноты и отвращения, которые испытывал фанат диснеевского мультфильма «Покахонтас» при просмотре кэмероновского блокбастера «Аватар».

Одним из таких сюжетов стала история легендарных преступников Бонни и Клайда. Если опять сорвать мясо с костей и убрать залихватские перестрелки и роль СМИ в освещении этой романтической и кровавой истории, то на выходе окажется история двух молодых людей, которые слишком далеко заходят в своем путешествии в никуда и бесцельном существовании вопреки.

«Пустоши» Теренса Малика, «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна, «Дискосвиньи» Кирстен Шеридан — это все те же старые добрые road movie, вариации на бонни-клайдовскую тему, повторяющаяся история бегства молодых людей от жестокой реальности в свой собственный мирок, тотальный эскапизм, отрицание принятых в социуме норм и формирование собственных правил.

Новый британский сериал «Конец е****ого мира» не изменяет традиции роуд-муви, однако это совершенно не делает его вторичным. В конце-то концов опыт запретной любви Ромео и Джульетты не так часто встречается в современном мире в отличие от подростковых переживаний и юношеского бунта — того кинематографически-литературного бунта, который приведет к всепоглощающему катарсису, засасывающей пустоте либо же к великой драме.

Мы называем десять причин, почему вам стоит посмотреть сериал «Конец е****ого мира».

1. Джеймс

Джеймс — 17-летний юноша с лицом и повадками маньяка-психопата. В нем себя узнают те, кто в школе был изгоем-одиночкой, который тихо сидел на задней парте и тайно мечтал о том, чтобы жестоким способом вырезать большую половину своей школы. Еще в Джеймсе можно узнать своего одноклассника, который, скорее всего, хотел с тобой что-то похожее проделать. Не зря ведь ты ловил на себе его странные взгляды.

2. Алисса

Юная бунтарка, которая точно понравится таким же девочкам-изгоям и хиленьким, слабым мальчишкам. Но не по причине своей голливудской красоты, а совсем наоборот — из-за своего внутреннего громкого крика и подавляющей внутренней силы.

Такие личности могут бунтовать без причины, просто в погоне за новыми ощущениями. Они часто провоцируют своих сверстников на драку, а когда получают ответ, плюются кровью своим обидчикам в лицо, улыбаясь разбитым ртом и хохоча инфернальным смехом.

3. Англия

Это Англия, а значит, любители черного британского юмора и характерного произношения могут радостно потирать свои сухие ладони. Английский сериал почти всегда означает едкий юмор, обилие нецензурщины и черноты, но ровно в таких масштабах, чтобы святоши не выключили его на первых минутах, а избалованные вторичностью Гая Ричи хипстеры не начали зевать от скуки в конце первой серии.

4. Путешествие в никуда

Road movie — жанр, в котором герои на протяжении всего путешествия сталкиваются с экзистенциальными ситуациями и вынуждены делать определенный выбор, чтобы продвинуться дальше, чтобы вынести некий урок. Джеймсу и Алиссе тоже предстоят испытания — порой комичные, а порой и очень мрачные. Однако в любом случае эти муки выбора пробуждают эмпатию и ставят перед выбором тебя — как поступил бы ты, насколько твой выбор был бы верным со всей твоей правильностью, трезвостью мышления и объективностью мировоззрения.

5. Общество забавных уродцев

Вышеупомянутые «Пустоши» и «Прирожденные убийцы» являются остросоциальными фильмами. В первом случае показано, как пустота окружающей реальности наполняет собой главных героев, во втором — гиперболизированная отвратительность социального, которое героев окружает и создает. В сериале «Конец е****ого мира» нет этой предвзятости, радикального утверждения «все — дерьмо» или «все пусто и бессмысленно». Здесь есть жизнь, причем без разделения на плохое и хорошее — она просто есть, и кому-то посчастливилось в эту жизнь вляпаться, а кому-то — не очень.

6. Уютный разваливающийся мирок

У тебя хоть раз, но проскакивала мысль о любви на двоих где-нибудь в хижине вдали от цивилизации. Такой сладкий эскапизм, мечта каждого подростка с разбитым на всю жизнь сердечком, и к черту всех, fuck this world, с милым рай в шалаше — знакомые мысли, не так ли? Неважно, что этот райский мирок просуществовал бы от силы пару недель, после чего существование превратилось бы в тяжкую каторгу и закончилось бы одиночным побегом домой. «Конец е****ого мира» — не об этом ласковом и нежном псевдосоциопатическом уюте, но о зрелых вещах вроде ответственности, взросления, пробуждения и травм, замаскированных под полулитрами крови, что немного роднит его с мрачными «Дискосвиньями».

7. Рефлексия и Другие

Сериал не только рассказывает увлекательную историю детского путешествия на край ночи, но и провоцирует на исследование себя. Как ты воспринимал мир в 17 лет? Как выражал свою сексуальность, боролся с внешними раздражителями, освобождался от травматического опыта и приобретал новый? Кем ты, в конце концов, стал и кто для тебя твои родители — эгоистичные ублюдки, растившие тебя как инвестицию в будущее, безвольные овощи, которые боятся сказать слово за тебя-подростка, или, наоборот, самые любимые в мире люди, лелеявшие и холившие тебя, будто в рекламе йогуртов?

8. Драма

Жизнь подростка зачастую сплошная трагедия. Издевки в школе, отсутствие собеседника, эгоизм родителей, которые родили тебя только потому, что «так надо»; поиск себя в мире и мира в себе и одновременно с этим яростное желание почему-то измениться; накопление, искра, взрыв, бунт. Кто-то обретает себя и становится цельным под влиянием внешних факторов и череды травмирующих ситуаций, а кто-то думает, что, лишь вылетев из родительского гнезда в этот прекрасный розовый мир, он наконец-то станет свободным, наконец-то сможет делать все, что угодно. Нет, розовощекий мечтатель. Настоящие личности, как и настоящее искусство, формируются из травмирующего опыта и постоянной борьбы с собой.

9. Сладкий мир детства

Метание из стороны в сторону, желание обрести себя и слабость перед тем, чтобы это сделать, уже были и у Сэлинджера, и у Томаса Вулфа, и у Стивена Кинга, однако тем слаще чужой, пусть даже и придуманный, мир детства — из-за возможности вернуться в свой и посмотреть на себя через другой увеличительный прибор. И тем удивительнее обнаружить, что твоя жизнь на самом деле состоит из подавленных желаний, жалости к себе, страха перед миром и списка виновных в твоих бедах личностей и обстоятельств — или, выражаясь проще, боязни свободы. А ту картинку, которую ты представляешь окружающим, то желаемое, что ты выдаешь за действительное, можешь оставить для своего уютного фейсбука и приятелей — таких же уверенных в своей зрелости любителей завернуться в клетчатый плед.

10. Конец е***ой сказки

Это эмоциональная и грустная история о том, что любая сказка рано или поздно заканчивается и очень часто не так, как того бы хотели ее герои или переживающие за них наблюдатели. Однако даже когда вера разбивается о скалы реальности, мечты задыхаются, надежды не оправдываются, когда рушится абсолютно все и конец этого е****ого мира уже дышит тебе в спину, из этого локального апокалипсиса рождается нечто новое, заметное только тебе самому — нечто такое, что собирает тебя воедино в последнюю минуту.

И ты понимаешь, что все твои представления о собственной роли в мире, все твои ощущения окружающего были ложны, фальшивы и надуманны, и только в этот короткий миг перед падением ты ловишь себя настоящего и, самое главное, свободного — и падаешь в пропасть с чувством глубокого удовлетворения.

Фото на главной: indiewire.com

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: