Спецпроєкти

Жизнь Луи. Каким вернулся экс-фронтмен Esthetic Education


В феврале Луи Франк выпустил дебютный альбом проекта «Атлантида», над которым работает вместе со своей женой Дианой Корзун и гитаристом Ильей Галушко. До этого от Луи больше четырех лет не было никаких новостей: он презентовал в 2013-м новоиспеченную «Атлантиду», дал несколько концертов, а затем пропал из поля зрения украинской публики.

Олесь Николенко рассказывает, насколько значимой для становления украинской музыки оказалась фигура Луи Франка, а также о том, с чем музыкант вернулся спустя 10 лет после распада Esthetic Education.

«Атлантида» и место подвигу

Такое сообщение можно найти на сайте Луи Франка, который являет собой что-то вроде дневника с выразительными черно-белыми фотографиями и постами-рефлексиями на тему человеческой природы и современной культуры (достается на орехи даже супергероям комиксовых блокбастеров):

Луи Франк
Здравомыслие — это когда уже не попадаешь в плен своих заблуждений. Ваши «убеждения» и «уверенности» — пагубные ловушки, в которых можно барахтаться бесконечно. Это особенно заметно, когда впервые встречаешься с человеком, с которым до этого общался только в соцсетях или по телефону. Паутина социальных сетей оказывает на нас такой же эффект и только множит иллюзии и заблуждения. Это восхитительный пространственно-временной континуум, в котором мы застреваем и зацикливаемся на «истинах», которых не существует. У круглосуточной коммуникации есть своя цена: глубокая, коллективная галлюцинация. Как сон, который так похож на реальность до тех пор, пока не проснешься. Сон длиною в жизнь. Интересно было бы посмотреть на то, как люди с затуманенным взором очнутся, когда опутывающая их паутина будет разорвана.

Этот дневник, возможно, ответит на вопросы о том, где же пропадал музыкант последние четыре года (больше) с момента презентации «Атлантиды». К примеру, в июне 2015 года Луи пишет о том, насколько изнурительным бывает Лондон, в котором все твои рецепторы забиваются разнообразием городских шумов, настроений, культур и так далее:

Луи Франк
Здесь можно заниматься лишь переживанием экспириенсов. Чтобы создать что-нибудь, нужно изолировать себя в нише, в коконе, скрытом от загрязнения. В Лондоне можно ремикшировать, соединять одно с другим, раскрасить небо, поместить все в блендер, но найти что-то новое — это уже совсем другое дело.

В этих размышлениях и ч/б-кадрах заметно желание автора обрести внутреннюю гармонию, очиститься от медиашума и той специфической суетливости, присущей жизни в мегаполисах. Похожие мотивы слышны и на полноформатном альбоме «Атлантиды», который начинается со строчек «И мысли все чисты / И все слова ясны / Сиреневые сны». Нарочитая «простоватость» пластинки, ее «незаметность» и буддистский характер — огромная редкость для современного музыкального ландшафта Украины, который в последние годы напоминает выжженное поле, где успешно приживаются только лишь мем-проекты или эстрадные фрики.

У «Атлантиды» получился релиз, в который не получится на должном уровне въехать с первого-второго раза или отслушать в режиме перемотки, чтобы зацепить какой-нибудь хит, нажать «плюсик» в Apple Music и переключиться на что-нибудь еще. Чтобы хоть немного разобрать истинную суть этих глубоко спокойных и уравновешенных песен, с ними придется пожить, победить в себе отторжение и синдром дефицита внимания, когда в голову лезут слишком импульсивные выводы или каламбуры, которые хочется тут же запостить и конвертировать в лайки. Less is more.

Но чтобы в полной мере оценить подвиг-возвращение Луи, стоит также вернуться в прошлое, во времена группы Esthetic Education, когда мы имели дело с совсем другим миром/страной.

Эстетическое воспитание страны

Дмитрий Шуров и Юрий Хусточка покинули «Океан Эльзы» в июне 2004-го, после четырех мегауспешных альбомов. Именно в тот момент, когда все наконец-то стало хорошо, а сами ОЕ взобрались на пьедестал «народной группы» и стали практически неприкасаемыми.

Если выразиться очень грубо и приблизительно, то в лице «Океана Эльзы» Украина получила своих местных Radiohead, относительно молодую и «непопсовую» группу, которой удалось выразить всю боль, переживания и надежды такой же молодой и независимой страны. Когда кусочки оптимизма из песен ОЕ начали вставлять в рекламу шоколада Roshen и агрессивно крутить эти ролики по ТВ, сомнений в «народности» группы не осталось. В общем, уходить в самый разгар этой success story — довольно странный поступок. Так почему же Шуров и Хусточка покинули проект?

Можно выдвигать множество разных версий («не захотели попситься», «устали», «Вакарчук — тиран»), искать им подтверждения или опровергать, но все равно мы никогда не узнаем окончательной правды. Это останется личной историей нескольких людей, которые вдруг решили разорвать творческие отношения. Здесь важнее сам факт совершения этого поступка, нежели его причины.

Со стороны могло показаться, что Шуров и Хусточка совершили чудовищную глупость: покинули самую успешную группу Украины ради новоиспеченного проекта Esthetic Education во главе с авантюрно настроенным бельгийцем Луи Франком, поющим в основном на английском. Но на самом деле это был очень важный жест свободы, который потом во многом повлиял на всю украинскую музыку.

Esthetic Education, на все 100% оправдывая свое название, больше десяти лет назад действительно занимались проблемами эстетического воспитания в отдельно взятом регионе. И любая нынешняя группа, поющая на английском или роняющая Запад каким-нибудь лоу-фаем, нравится им это или нет, идет по тропе, которую когда-то протаптывали Луи Франк, Дмитрий Шуров и Юрий Хусточка. Они были первыми. Но на первопроходцев почет и слава сваливаются редко. Вероятно, музыканты это понимали, но никакие обстоятельства не помешали им ярко вспыхнуть на четыре года — и необратимо изменить культурный ландшафт страны. Эти перемены не так заметны невооруженным взглядом, но если призадуматься, то следы EE — везде.

В 2006-м, например, пиар-директором группы стал Егор Кирьянов, который на тот момент еще и возглавлял журнал «Молоко», самое продвинутое молодежное издание Украины. Только в «Молоке», который делался буквально на коленке дружественной сумасшедшей редакцией, можно было прочесть о новом альбоме Дэймона Албарна/Игги Попа или очередной очаровательный опус от Ирены Карпы под псевдонимом Соя Лось. Именно в 2006 году курс журнала еще больше сместился в сторону «эстетического образования» преданной фан-базы читателей, которые ждали каждый новый номер как маленькое пришествие. А в 2008-м продюсерский центр Esthetic Music даже предпринял попытку реформировать угасающий журнал. Правда, продлилось это все недолго, медиареволюция планировалась (с Ником Кейвом и Марком Джейкобсом на обложках), но не состоялась. Но те четыре выпуска «Молока», вышедших под управлением «эстетиков», можно смело называть коллекционными.

Что еще успели натворить «эстетики» за свою сравнительно короткую карьеру? Киноконцерт «Антенна», в рамках которого они отыграли живой сет под фрагменты из одноименного черно-белого фильма аргентинского режиссера Эстебана Сапира. Мультимедийный «Artefact-тур» по Украине, в рамках которого предполагалось, что билет на концерт нужно не купить, а «нарисовать»: обменять собственный рисунок на пригласительный, а затем творить прямо во время концерта. Мощный концертник «Live at Ring», который помнят до сих пор (а много вы знаете выдающихся концертных альбомов украинских групп?). Фестиваль Moloko Music Fest, первый эпизод которого в качестве конферансье вел Василий Васыльцив, львовский антифолк-самородок, записавший больше десяти альбомов странной красоты, и герой одной из самых узнаваемых песен Esthetic Education.

Оглядываясь назад, можно сказать, что «эстетики» действительно были историей не только про музыку. Они показывали пример того, что можно создать на энтузиазме и какого уровня профессионализма добиться от себя. EE всегда собирали вокруг себя «своих» людей, были такими культурными маячками. Благодаря их существованию перезнакомилось потрясающе огромное количество людей, которые сейчас активно участвуют в культурной жизни страны, двигают украинскую музыку вперед, пишут, рисуют и создают. Теперь слово — за ними (за нами?).

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь