Cпецпроекты

Почему человека нельзя лишать его дикости


0 1209 0

Люди, которые строго ограничивают мат в речи, которые не выходят из себя или, скажем точнее, выходят из себя только по социально приемлемым поводам, не вызывают доверия. Люди, которые готовы соглашаться с любыми переменами в идеологической среде, но не готовы спорить с абсурдными дуновениями ветра, выглядят неубедительно.

Женщины, которые считают, что никогда не должны ругаться с мужем, что он всегда прав, даже когда поднимает руку, вызывают жалость. Или мужчины, готовые беспрекословно, не покряхтев минуты, поехать среди ночи за мороженым для своей девушки. Они не гневаются, не бесятся, не ведут себя смешно.

Невозможно доверять людям, ограничивающим природные, хтонические проявления собственного «Я», считающим дикость пережитком животного прошлого.

Достаточно посмотреть на наше повседневное поведение, и мы поймем, что цель общества задана безальтернативно: прийти к дехтонизированному социуму. Когда дети будут взрослеть в исключительно дружелюбной среде, уличной преступности не будет, курение будет запрещено повсеместно, а травматичность окружающего мира будет сведена к минимуму.

Отсюда берет свое начало причисление к девиации мата, сексуальной невоздержанности, любой формы нарушения административных законов, ярко выраженных конфликтов. Рассуждения эти построены на стандартной дихотомии «хорошо/плохо», где логика предельно примитивна: стоит отказаться от всего «плохого» — сразу станет «хорошо». Нет, это не так.

Запретив то, что считается «плохим», мы запретим еще и составные части повседневной жизни, которые органично вплетены в «плохое», чего мы обычно не замечаем. К примеру, для борьбы с преступностью можно поставить полицейских на расстоянии 25 метров друг от друга по всему городу. Но тогда вы невольно даете полиции полный контроль над всеми сферами жизни, провоцируя возникновение полицейского государства, в котором, да — не будет преступности, но также не будет и других свобод, где переход улицы в неположенном месте, бытовая ссора будут под строгим надзором.

Мы абсолютно уверены, что все вокруг нас должно непрестанно улучшаться. Мы ждем момента, когда все-все будет в рамках закона, на улицах станет абсолютно безопасно, ксенофобия исчезнет, дома будут покрашены в правильный цвет, а дети не будут обижать друг друга в школах. Конечной точки, когда цель будет объявлена достигнутой, мы не видим, а всего лишь представляем ее.

Одна из самых больших ошибок коллективного сознательного — отсутствие четкой картины будущего. Благодаря этой размытости эксперимент каждый раз отклоняется в сторону, в зависимости от того, куда дует ветер общественного мнения.

Мы продолжаем стремиться к нечеткому квазиидеалу каждый день. Когда не протестуем в связи с новыми ограничивающими законами, когда молча проживаем ограничения свободы слова, выдаваемые элитой за новые «правила приличия».

Для нас приемлемой является ситуация, когда человек прыгает с крыши, а законотворцы говорят: «Теперь это будет пресекаться повсеместно» (крыши домов вдруг будут закрыты во избежание повторения). Мы обманываемся, считая такое отношение заботой, ведь на деле это банальное потакание инфантилизму. Мы считаем, что любое проявление дикости должно быть надежно заперто под замком социальных запретов. Боимся ее, считая проблемой и помехой.

Мы находимся на сломе эпох, когда старый мир, где хтоничности отводилось законное место, уходит в прошлое. Мир транспарентности, способный запечатлеть нас пьяными в буйном угаре на десятки смартфонов сразу, заставляет лишний раз быть осторожными и осмотрительными. Пространство хтонического сжимается на радость тем, кто считает его пережитком прошлого.

Однако наше дикое начало — не просто наш спутник, но необходимый помощник. С дионисийской энергией необходимо сосуществовать, не стыдясь ее, но сознавая потребность в ней и давая ей возможность выхода.

Хтоническое начало — наш защитник от ментального рабства, куда нас вгоняет «символическая власть». Только она больше не нуждается в физическом насилии, как это было во времена классических диктатур. Символическая власть заставляет человека бояться произносить запретные слова самому себе, запрещает вести себя неприлично даже наедине с самим собой. Без формальных санкций.

Эпоха транспарентности несет не только позитивные перемены, но и угрозу потери части себя. Зажимая в тисках все дикое, мы вытесняем его лишь формально, уничтожая тем самым свою психику. Парадоксальным образом комфортная современная жизнь не становится менее травматичной. Вместо царства разума и спокойствия мы все так же подвержены разрушительным стрессам.

Отказ от проявления своих «темных сторон» неизбежно будет вести к повсеместному уничтожению внутреннего мира человека, вынужденного радикально обрубать все пути к своему ID.

У человека нельзя забирать его право быть диким. Продолжая социальный эксперимент «движения к лучшему» (который, по-видимому, никогда не закончится), мы должны осознавать, что не можем знать его результата. Мы не идем навстречу чему-то безусловно положительному. В новом мире будут новые правила, и отнюдь не все они будут направлены на освобождение человека. Война со свободами слова и личности (главные инструменты борьбы общества за независимость) будет идти в совсем иной форме и, возможно, в большем масштабе. Нарушать права человека будут опосредованно, заменяя это более мягкими словами, такими как «необходимость» или «обстоятельства».

Именно в таких ситуациях резкий всплеск ярости, физическое сопротивление, недоверие и злость могут стать надежными защитниками человека от новой формы закабаления и рабства.

Задача человека в новом веке — не отдать хтоническое, но защитить его, как оно веками защищало нас. Хотя и наделало немало зла в привычном смысле. Важно помнить: запрет на проявление дикости — первый шаг на пути установления внешнего контроля над человеком.

Спорьте, ругайтесь, взрывайтесь от ярости, не соглашайтесь, бунтуйте без причины. Ибо чем дальше, тем меньше для этого будет оставаться места.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: