Спецпроєкти

Как умирают сообщества взаимопомощи. И при чем здесь рынок


1

Ищете квартиру или нужна срочная консультация врача? Хотите сделать подарок или быстро добраться до метро? Для этого есть сообщества взаимопомощи, которые не конкурируют с бизнесом. Они появляются там, где не хватает качественных услуг.

Кажется, что это сотрудничество находится вне координат «поставщик услуг – клиент», а речь идёт лишь о стремлении сделать жизнь комфортнее и логичнее. Однако и сюда добрались желающие заработать. Бизнес нагло врывается туда, где люди помогали друг другу. Взаимопомощь превращается в товар, и противостоять этому бесполезно.

Агенты хитрости

В сообществе «Риелторы – зло» встречаются хозяева жилья и потенциальные арендаторы. У многих тут получается договориться об аренде, не прибегая к услугам агентов по недвижимости. Таким образом, арендаторы могут сэкономить, а арендодатели – контактировать напрямую с людьми, которые будут жить в их квартире. В результате и те, и другие экономят время, деньги и нервы. В группе «Риелторы – зло» можно найти именно «свою» квартиру и наладить адекватные отношения с хозяевами жилья.

Но периодически появляются привлекательные объявления об аренде недвижимости, за которыми стоят риелторы. Это выясняется, когда стороны обсудили все детали и сроки, когда по всем пунктам достигнута договорённость и вы вот-вот получите ключи. Собеседник превращается в риелтора и заявляет, что к расходам добавляется его вознаграждение. Вот так в группе “Риелторы – зло” вы можете нарваться на то самое «зло» – риелтора.

В группе случаются чудеса – время от времени владельцы жилья выкладывают выгодные предложения, на которые немедленно реагируют потенциальные наниматели. Как говорят завсегдатаи группы, выгодно снять жилье – вполне реально. Для этого нужно мониторить новые предложения и быстро отзываться на них, грамотно формулировать свои требования и быть готовым немедленно договариваться об аренде. Если речь идёт о подселении в многокомнатную квартиру, то нужно внимательно изучить требования к соседям, чтобы новоселье не стало разочарованием для всех. Но самый важный пункт, который нужно уточнить до переговоров, – имеет ли та сторона переговоров право распоряжаться жильём.

Как можно комфортно добраться? Нарушая правила

Из пригородов в столицу можно доехать на электричке или маршрутке. А можно в удобных условиях на машине. Люди, которые едут в Киев или возвращаются в пригород, подвозят попутчиков. Это удобно, быстро и очень доверительно. Конечно, водители берут символическую плату, равную стоимости проезда в маршрутке, которые переполнены в час пик. Часто бывает, что водители и пассажиры в одно и то же время встречаются у метро или на остановке. Завязываются приятельские отношения и полезные контакты. В условиях отчуждённости это несомненный полезный социальный эффект. То доверие, которое проявляют попутчики, указывает на огромный ресурс взаимовыручки и потребность проявлять её.

Но у этой идиллии есть противники, и на их стороне закон и полиция. Перевозчики не хотят и не могут справиться с пиковым наплывом пассажиров. Они извлекают прибыль, когда перевозят людей в битком набитых автобусах. Зажатые в душном салоне пассажиры – дополнительный заработок перевозчика. Водители, подбирающие попутчиков у метро, – нарушители правил дорожного движения.

Свалка ненужных котят

Здесь можно не только продавать или покупать вещи, автомобили или недвижимость. На OLX предлагают и получают помощь, занимаются благотворительностью и отдают даром тысячи вещей. Иногда это детская одежда и недорогие предметы быта. Иногда бывает, что люди предлагают отдать бесплатно какой-то хлам. Редко, но попадаются действительно нужные вещи – детские коляски, строительные инструменты и старые мобильные телефоны.

Но чаще всего здесь отдают беспородных котят и щенков. Страшно подумать, что с ними будет, если хозяева так и не смогут раздарить их. Рубрика «Отдам даром» шантажирует нас милыми фотками. Ни о каком дарении речь в этом случае не идёт. Просто есть желание избавиться от обузы. Конечно, дареному коту в зубы не смотрят, но приплачивать за эту услугу никто не хочет.

Коммерческая жилка зародилась из чувства, когда выкинуть жалко и хранить не хочется. А вдруг, думает владелец какого-то хлама, на всю эту рухлядь найдётся покупатель? Да-да, спим и видим, как за 1000 гривен купить мебельную стенку 70-х годов или ковёр того же времени.

Не обольщайтесь, бизнес сильнее

Для достижения доверия и лояльности между бизнесом и клиентом нужны годы работы и репутация. Для того чтобы предложить свой товар или услугу в сообществе взаимопомощи, нужен только интернет.

Чтобы сделать пассажирские перевозки комфортными, нужны инвестиции и последовательное бизнес-планирование. Для того чтобы справиться со стихийно возникшими конкурентами (попутками), достаточно вызвать полицию, чтобы та штрафовала водителей остановившихся автомобилей.

Дух волонтерства и взаимопомощи благороден, но слаб по сравнению с желанием заработать. Кооперация и солидарность всё так же проигрывают бизнесу. Там, где возникает коммерция, речь более не идёт о взаимовыручке. Бизнес, мимикрирующий под благотворительность, находит клиентов в сообществах взаимопомощи. И похищает внезапно возникшее чувство доверия между ничего друг другу не обязанными людьми.

Несмотря на то, что бизнес сражается за деньги, а стихийное волонтерство – за чувство коллективной близости человека, люди испытывают тоску от того, что сами по себе они никому не нужны. Волонтерские инициативы становятся равнодушными к конкретному человеку, как только вырастают до заметных проектов.

Так ли важно, где обманут человека: в маршрутке, попутке или группе по поиску жилья?

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь