Спецпроєкти

Почему современный мир принадлежит подросткам

Когда я пересматривала выпуски украинского вокального шоу «Голос країни», заметила, что «детские» выпуски смотреть куда интереснее, чем «взрослые». Не только из-за вокала первых (хотя и это, несомненно), но и из-за внешнего вида участников. Детский стиль, одежда и прически привлекают внимание, дети выглядят эффектнее, чем взрослые участники программы.

Можно даже сказать, что дети-конкурсанты выглядят на том же уровне, что и звезды, которые сидят в судейских креслах. Не потому что подражают этим звездам. Скорее, наоборот – потому что звезды, чтобы оставаться актуальными для этой аудитории, следят за популярными детскими и подростковыми трендами.

Прошло то время, когда модные тенденции были уделом мира взрослых. Того несколько тайного для детей мира духов, украшений и модных трендов, к которому хотели быть причастными все девочки. Они старались выглядеть взрослее, подражая маме, старшей сестре, стильной соседке, знаменитой актрисе или просто картинке в журнале. В целом – подражая старшим. Сегодня подростки не засматриваются на взрослых. У них свои трендсеттеры и иконы стиля в Инстаграме и на Ютубе. У них свои кумиры, которые становятся все моложе и моложе. На смену Джастину Биберу приходят Open Kids, малолетние блогеры рассказывают, как сделать  стильный макияж для школы, чтобы при этом не палиться перед учителями.

Современный мир в большей степени принадлежит подросткам. Точнее, так: если раньше дети сталкивались с тем, что они недолюди («вот вырастешь, тогда и будешь…»), то сейчас подростки все больше чувствуют себя если не хозяевами жизни, то хотя бы ее полноправными участниками.

Для родителей и для старших поколений в целом это своего рода потрясение. Во-первых, в мире маркетинга ребенок стал самостоятельной покупательской единицей. Теперь в магазине между рядами с одеждой десятилетний мальчик помогает другу выбрать подходящий свитшот. Они обсуждают модели, длину рукава и будет ли ему удобно в той или иной шмотке. Еще каких-то пятнадцать лет назад невозможно было всерьез представить себе ребенка, вдумчиво покупающего что-то серьезнее канцтоваров.

Детям сегодня стало гораздо проще зарабатывать. И речь вовсе не о мойке автомобилей или стрижке газонов. Сегодня более продвинутые в техническом плане дети могут заработать на карманные расходы, например, продавая предметы в компьютерной игре. А владелец популярного паблика в соцсетях или успешного ютуб-канала при хорошем раскладе иногда может зарабатывать больше, чем те же родители.

Пусть все это пока не повсеместная практика. Но она четко проявляет тенденцию, в которой подростки становятся полноправными участниками рынка.

Когда-то мы уже такое видели. Если почитать художественную литературу столетней давности и раньше – сплошь и рядом примеры того, как маленькие люди женятся, становятся кормильцами и получают разного рода права. Тогда картина дополнялась еще и тем обстоятельством, что многие из них рано завершали свой жизненный путь. Такое «ускоренное» взросление было продиктовано необходимостью и жизненными реалиями.

Сегодня же ситуация совершенно обратная: продолжительность жизни только увеличивается. Это создает столкновения разных поколений на станциях взросления. И если нам, молодым родителям, становится страшно от того, что наши дети повзрослели как-то уж слишком рано, есть смысл задуматься о том, что, скорее всего, это мы несколько подзадержались в зоне подростковых интересов.

Относительно недавно Всемирная организация здравоохранения официально пересмотрела возрастные нормы. Согласно этой возрастной классификации, «молодость» заканчивается в возрасте 44 лет. То есть получается, отцы и дети теперь вполне могут находиться в одной возрастной градации. Насколько корректно сегодня говорить о конфликтах поколений, когда мы вместе слушаем рэп-баттлы, носим чокеры и обсуждаем выбор стильного чехла на айфон?

Оставаться привычным родителем в таком формате становится сложно. В современном мире остается все меньше ситуаций, которые доступны взрослым, но недоступны детям. Исчезает безусловный авторитет старших. Порой и вовсе может оказаться, что в каких-то вопросах вы разбираетесь хуже собственного десятилетнего сына.

Нам сложно принять ситуацию, в которой проверенные рецепты жизни и схема «школа-институт-работа в офисе» могут оказаться неактуальными для собственного ребенка. И что личный накопленный опыт может ему не пригодиться: рабочий опыт может нивелировать роботизация труда, а социальный – изменения, происходящие в обществе. Но есть кое-что, чем мы всегда сможем поделиться с ребенком. Ведь все мы были подростками, пытались вписаться в этот сложный мир взрослых. Речь идет об опыте взросления как процессе. Дать поддержку своему ребенку в этот период – это и есть задача всякого родителя в любой исторический период, несмотря на уникальные вызовы, которые он в себе таит.

Нас не должен смущать тот факт, что наши дети оказываются круче нас. В конце концов, именно в этом и состоит задача эволюции.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь