Cпецпроекты

«Я избегаю элегантности». Интервью с художницей Иной Будрите


0 534 81

23 мая в рамках Kyiv Art Week откроется украино-литовский проект «Ужупис: Ответственность за свободу». Среди прочих на выставке впервые в Украине будут показаны работы художницы Ины Будрите. bit.ua публикует сокращенное интервью Дангуоле Буткене с литовской художницей.

Детство художника

До 4 лет я жила в городке Силюте. У нас был участок в предместье, и я до сих пор помню образы того времени. Большую капусту и листья латука. Ряды деревьев по дороге в Клайпеду. Нашу корову, пасущуюся между деревьев. Босую женщину, ходившую по грядкам, и ее юбку, развевающуюся на ветру.

Помню, мне однажды приснился кошмар: будто божья коровка забралась ко мне в постель и подбиралась все ближе, ближе, и становилось все страшнее, страшнее. Когда она подползла к самому краю одеяла, стало так страшно, что я начала кричать и проснулась. Такая чудесная божья коровка, а сон вышел такой ужасный. Принцип сна часто используется в искусстве, когда смысл работы сокрыт в обманчивости предмета.

Из того времени, когда меня отдали в детский сад в Вильнюсе, я помню худенького мальчишку, которого звали Валера. Дети смеялись над ним, потому что он часто писался в штаны. Однажды то же произошло и со мной. Мы сидели рядом на маленьких стульях — я и Валера, и я сделала лужу прямо под свой стул. В ужасе я ожидала реакции от воспитателя и насмешек детей. Воспитатель спросила, кто это сделал, и я ответила, что это был Валера. Воспитатель посмотрела на Валеру, а тот даже не спорил, кажется, он и сам верил в то, что это он «наделал».

Был еще какой-то праздник в детском саду – вроде прощания с теми, кто уже шел в школу. Валера был среди них. Все выпускники стояли посреди сцены, счастливые, окруженные родителями и друзьями. Когда гости стали рассаживаться по местам в зрительном зале, все дети были «завалены» цветами, кроме Валеры. Его родители не пришли, и цветов ему никто не подарил. Мне было так грустно, до слез. Не знаю, хотелось ли плакать Валере, но он кивал на все стороны радостно, и, казалось, он самый счастливый человек из присутствующих. Не знаю точно, как связаны все эти воспоминания с моим творчеством, но я твердо уверена, что в детстве я встретила ребенка самого Бога.

Ина Будрите. «Навязанные заботы». 2017

Первые шаги в искусстве

Моя страсть к рисованию не утихала, потому отец отвел меня вначале в кружок искусств, а потом на отделение изобразительных искусств в Школу искусств им. Чюрлёниса. Выпускники этой школы вполне логично хотели затем поступить в Академию искусств. Мне удалось это лишь с третьей попытки, на курс монументальной живописи. В группе было всего четверо студентов, и у одного из них была фамилия Будрис (мужская форма фамилии Будрите). Часто встречающаяся фамилия в Литве.

В отделении изобразительных искусств в Национальной школе искусств им. Чюрлёниса учителя относились к ученикам так, будто это были высокоуважаемые индивидуумы, не некая масса, которую нужно было обучить. Я это сразу почувствовала и очень ценила такое отношение и чистый дух школы, и учителей, которые его олицетворяли. Когда же я поступила в академию, ничего подобного не встретила. Там было что-то вроде золотой середины между богемным стилем и учебой. Хотя были, конечно, некоторые интересные и очень любимые лекторы и в академии. Антанас Кмиеляускас и Альгимантас Свегзда, которые преподавали рисование. Им нравилось и рисовать, и преподавать, и вскоре студенты заразились этой любовью. Я никогда не пропускала и лекции Антанаса Андрияускаса.

Ина Будрите. «Подарок». 2017

Фрески и монументальная живопись

Выпустившись из Академии, я расписывала фресками госпиталь и поликлинику в вильнюсском районе Антакальнис. Росписи до сих пор есть в большом актовом зале госпиталя, в вестибюле поликлиники на втором этаже и в некоторых местах поменьше. Честно признаться, я не горжусь этими работами. После выпуска мне было важно освободиться от студенческого стиля (потому как я по природе человек, идущий против течения). Однако я не могу сказать, что мои новые задания помогли избавиться от того, от чего я так бежала. Время и подготовительная работа нужны для того, чтобы освоить такие пространства. Я затем перешла к более мелким форматам и почувствовала себя в зоне комфорта, но я все равно очень ценю монументализм и считаю, что даже в малых формах этот метод эффективен.

Ина Будрите. «Врачи Вильнюса». Фреска в большой аудитории клиник в р-не Антакальнис, Вильнюс

Ина Будрите. «Из истории г. Яшюнай». Фреска в средней польской школе в г. Яшюнай. 1982. Дипломная работа художницы

Индивидуальный стиль и техника

Это произошло после выставки в Каунасе, где около 20 лет назад я увидела работу, сделанную в двух цветах, разделяющих полотно пополам. Краски были нанесены таким образом, что создавали странное напряжение. Линия, где встречались два цвета, вызывала волнение, заставляла подойти поближе, изучить работу детальнее. Это было полотно Хянрикуса Салкаускаса. Позднее я узнавала его работы по этому напряжению и привлекательности. Картина, рассказывающая историю, создающая контакт со зрителем, художник, способный вдохнуть жизнь в свою работу, и необъяснимая энергия, исходящая от самой картины, которая заставляет тебя остановиться и разглядеть эти магниты, манящие зрителя (ну, это я так чувствую, другие, возможно, чувствуют иначе). Работа, в которой таких магнитов нет, не представляет для меня интереса, как бы искусно и профессионально она ни была выполнена. Я стараюсь «заложить» такой магнит в каждую свою картину.

Я все не могу понять этого требования к искусству – отражать современность. Искусство – это сон, происходящий по желанию человека (ведь настоящие сны происходят независимо от его воли). Сны вне времени, все времена смешиваются, даже если вам снится то, что происходит сейчас, например, какой-то кризис. Эта способность пренебрегать временем и есть одно из преимуществ искусства.

Во время открытия одной из ежегодных художественных выставок в Вильнюсе парень, проходящий мимо моих работ, сказал: «Это мне не нравится – элегантности не хватает». Вот это обо мне – я избегаю элегантности.

Ина Будрите. «На берегу озера». 2015

Мировые художники и влияние в искусстве

Меня всегда впечатляют художники, которые включают в работу часть себя, своей жизни, индивидуальности, мировоззрения, переносят их на мертвую ткань полотна либо используют звуки для этого. Тренды и течения – предмет изучения искусствоведов. Я, пожалуй, никогда не встречала художника, наиболее подходящего для меня. Их так много, и один человек не может ведь видеть все в мире, например, во второй половине чьей-то жизни, когда становится меньше новых знакомств в сфере искусства, больше времени уделяешь своим работам. Недостатка в хороших художниках в Литве не было никогда.

Джотто, Мантена, Кирико, Баския, Чюрлёнис, Салкаускас, Кисараускас, Вайтиекунас, Барткевичус, Герликене, Наталевичус, акварели Антанавичуса, Линас Катинас, Савицкас, ранние работы Стасюлевичаса, Балакаускайте, Пиросмани, мозаичные плиты, найденные во дворце великих князей литовских, народное искусство, искусство мира, ранний Ренессанс, готика, современное искусство и многое другое.

Влияние на меня оказывают и другие очень важные виды искусства – музыка и литература. Все, окружающее меня, все, с чем я сталкиваюсь, так или иначе оказывает влияние.

Я люблю рисовать, обожаю своих котов, кататься на велосипеде, скачивать музыку, играть, делать модельки. Нужно иметь настрой, чтобы рисовать, сфокусированность, а вот другие дела могу начинать и заканчивать в любое время. Не люблю домашнее хозяйство.

Я стала слушать музыку гораздо больше, когда стало удобно доставать ее в интернете. Не могу сказать, что привязываюсь к конкретному жанру или стилю, всего по чайной ложечке, как говорится. Getatchew Mekurya, Daby Balde, SunRa – мои находки. А что касается литературы, то в последнее время интересуюсь литовскими писателями: Слепикас, Тамосайтис, Серелите, Парулскис, Калинаускайте, Навакас.

Ина Будрите. «В путь». 2015

Как рождаются работы

Иногда я беру чистый лист бумаги с четким осознанием того, что нарисую, но вообще ясность приходит в основном, когда ты хорошо углублен в процесс, работал вчера, позавчера, целую неделю. А если я не работаю такое количество времени, эта ясность покрывается паутиной, туманом. И тогда необходима какая-то зацепка, какой-то толчок к тому, чтобы преобразовать это в какую-то форму, чтобы достать эти формы и цвета из тумана. Даже точка на холсте может стать началом истории и превратиться в картину. Картины маслом, которые по какой-то причине не получаются, я просто переворачиваю вниз головой или на сторону – и вот: готова почва для новой работы. Как только начинаешь, творческий процесс высвобождает все формы и мотивы, они просто появляются и ложатся на полотно. А вообще фокус должен быть на высказывании, которое оформляется на второй волне всего процесса работы.

Ина Будрите. «За Родину! (Партизан)». 2011

Время и творческий процесс

Если вы имеете в виду время суток, то я сова. Если вы о периоде жизни человека, то каждое человеческое существо меняется, иногда в лучшую сторону, и мудреет, а иногда и в худшую и, соответственно, глупеет. Это изменение отражается на творчестве. И я не исключение. Я дрейфую из стороны в сторону. Если вы имеете в виду вообще всю жизнь, что мы живем, то даже самые заядлые ретрограды не могут избежать влияния времени на них. Но и сама цель идти в ногу со временем и быть в курсе всех новинок – она для молодых. Когда я вижу что-то интересное и важное в искусстве, я, конечно, интересуюсь, кем это произведено, представитель какой цивилизации и какого возраста этот человек, и совершенно не важно, закончена работа или нет.

На критику реагирую с любопытством. Всегда интересно узнать мнение других о твоей работе, и в основном оно отличается от моей точки зрения. Иногда критика больше напоминает атаку, тогда мне нужно защищаться. Иногда критика тоже требует критики.

Искусство и жизнь

Если бы искусство не влияло на жизнь, не было бы культуры. Я думаю, что искусство и культура играют очень большую роль в жизни человека, меняют качество жизни в лучшую сторону, а более высокое качество жизни меняет порядок вещей (это мудрость бравого солдата Швейка, но ничего умнее не приходит в голову).

Я рада, что мы стали легитимной частью Европы. Стало возможно попутешествовать, увидеть мир, искусство. Наверное, однажды я отправлюсь куда-то…

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: