Спецпроєкти

10 фильмов, о которых чаще всего врут, что их видели


6
Вы все знаете, как это бывает. Заходит очередной разговор о кинематографе, кому-то хочется произвести впечатление или просто не выделяться из толпы. «В смысле ты не смотрел/а «Звездные войны»?!» Рассказываем о десяти знаковых фильмах, которые чаще других становятся предметами вранья. (И призываем их посмотреть, если еще не видели. Кроме «Сумерек».)

«Звездные войны»

Ложь об этой киноэпопее в жизнях многих из нас тянется еще с детства. Искушенные и особенно жестокие школьники любили подлавливать врунов на классических вопросах. «А с какой части ты начинал(а)?» Неофиты, плохо знакомые с вселенной, часто срезались уже на этом вопросе, отвечая, что с первой, конечно же, а как иначе. И тут же подвергались насмешкам. Более прожженные лгуны узнавали о ломаной хронологии, основных сюжетных поворотах и культовых цитатах («Люк, я твой отец») и вывести на чистую воду их уже было сложнее.

И чем больше проходило времени, тем сложнее было настроиться и посмотреть сразу все фильмы. Здесь дело еще и в особой обманке со стороны человеческого восприятия. Культурный вес «Звездных войн» настолько внушителен, что всеми правдами и неправдами проникает в нас на уровень подсознания и создает иллюзию «переработанного материала». И в результате у людей, кто до сих пор не видел, но в целом в курсе происходящего, возникает логичный внутренний вопрос: а зачем смотреть, если и так примерно понимаешь, в чем там соль? Аргументы про «величайший эпос в истории научной фантастики» не выглядят убедительными в силу своей субъективности. В общем, все сложно…

«Сумерки»

Десятилетие назад романы Стефани Майер про любовь школьниц и вампиров серьезно потрясли мир. Пока более взрослая и зрелая публика вопрошала, как же «это» имеет право на существование, миллионы подростков по всему миру нащупали в этих произведениях нерв времени, метко выраженный во фразочках вроде «ты — мой личный сорт героина». Но экранизации бестселлеров — совсем другое дело. Выдерживать двухмерного персонажа Кристен Стюарт, Беллу, которая одну половину фильма присматривается к вампиру Эдварду, а вторую — немногословно любит его всей душой, могли только истинные и закоренелые фанаты саги. Поэтому и вранье вокруг этих фильмов, как правило, было связано с личными историями и поползновениями вокруг фанатов. Кто-то хотел кому-то понравиться, все мы люди… Но фильмы это не делало лучше.

«Космическая одиссея 2001 года»

Есть кощунственная теория, что один из самых величайших фильмов всех времен и народов также является и самым переоцененным. Не все способны выдержать длинные медитативные сцены космоса и дождаться начала «сюжета», люди в гриме обезьян сегодня вызывают лишь сдержанную усмешку. Да и чтобы в полной мере считать все те смыслы, которыми Кубрик нашпиговал свой монументальный шедевр, понадобится много лет жизни. Конечно, о таком фильме гораздо проще соврать. Но во вред ли эта ложь или во благо? Это уже совсем другой вопрос.

«Американский пирог» (какая-нибудь часть, кроме первой)

Да, незабвенная сцена, в которой парень трахает яблочный пирог, и легендарная мама Стифлера, волнующая умы не одного поколения, останутся с нами навсегда. Но кто может похвастаться тем, что выдержал остальные сиквелы? Особенно если учесть, что они ухудшались в геометрической прогрессии.

«Крестный отец»

Общая продолжительность гангстерской кинотрилогии Копполы составляет без малого девять часов. В современном мире, живущем в ритме перманентной спешки, фильмы дольше двух часов обычно вгоняют людей в спячку (о чем они с радостью сообщают классическим «опять заснул в кинотеатре…»). «Крестный отец» — идеальный посягатель на ваш сон. Фильм движется медленно, степенно, в нем практически нет экшена в классическом понимании этого слова. В общем, кино оказывается достаточно требовательным к своему зрителю. Во многих случаях — слишком требовательным. Сколько же благородных и чистых попыток глянуть «лучший гангстерский фильм в истории» сломалось о неторопливое развитие персонажей…

«Зеленый слоник»

Magnum opus русскоязычного трэш-кино, снятый Светланой Басковой, оказался увековечен интернет-культурой в виде нарезки мемов про братишку, который покушать принес, мэшапом блогера Enjoykin и так далее. В общем, широкая общественность знакома с этим фильмом в основном фрагментарно. Понятное дело, что у людей, претендующих на собственную элитарность, возникает соблазн заявить: «А я вот смотрел полностью! И ничего, выжил». Таких людей легко разоблачить, спросив у них про «Пять бутылок водки» (или другие трэш-нетленки Басковой и компании). С другой стороны, вам же лучше, если собеседник всего-навсего врет о «Зеленом слонике». Без специальной подготовки такие фильмы могут серьезно пошатнуть представления о нашей реальности.

«Восемь с половиной»

Сюрреалистическая итальянская мета-комедия родом из 1960-х про режиссера, который толком не знает, как снимать фильмы. Медитативное повествование, чей хронометраж превышает два часа. Идеальный козырь, чтобы выложить его на поверхность во время очередного разговора на тему «а какие фильмы тебе нравится?». Ловушка в том, что навороченный синопсис и общепризнанный статус фильма уже позволяют изящно о нем соврать и продемонстрировать «тонкий вкус», а смотреть его при этом вовсе необязательно. Но вы посмотрите все равно. Даже если не учитесь в киновузе. Имейте совесть.

«Гражданин Кейн»

Еще один фильм, который совершенно точно способен создать вам ауру «насмотренного человека, любителя хорошего кино». Вероятно, здесь еще и дело в том, что один из главных фильмов Орсона Уэллса регулярно кочует из списка в список «лучшего кино за всю историю». По версии такой-то, по мнению такого-то журнала. И всегда где-то на верхних позициях. Здесь снова статус фильма довлеет над его непосредственными плюсами. Как минимум над тем, что «Кейн» по-прежнему на несколько уровней выше всех современных байопиков и способен держать в напряжении даже зрителя, ничего тяжелее «Трансформеров» не потребляющего.

«Бегущий по лезвию»

Дени Вильнев снова сделал «Бегущего…» модным. Но одновременно и оказал медвежью услугу фильму 1982 года. Какой процент из тех, кто посмотрел творение Вильнева, перед походом в кинотеатр знакомился с оригиналом Ридли Скотта, благословленным самим Филипом Диком? Промокампания вильневского «Бегущего по лезвию 2049» (и сарафанное радио) успокаивали неискушенных зрителей: режиссер рассказал самодостаточную историю, расширил вселенную Скотта и автора «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и так далее. Это, на наш взгляд, чудовищная ошибка. Картина Дени Вильнева намертво завязана на вопросах, поставленных оригинальным фильмом (которые актуальны до сих пор): что из себя представляет человек? что вообще такое «жизнь» по своей сути? а как насчет концепта «любви»?

В общем, здесь снова вышла классическая история в духе «хотели как лучше, а получилось как всегда». Культовый статус «Бегущего по лезвию», снятого Ридли Скоттом, остается неизменным, но яркая и глянцевая история Дени Вильнева, скорее, оттянула на себя одеяло, нежели обратила внимание на оригинал. О котором по-прежнему врут из лучших побуждений, заносят в список «посмотреть попозже», до которого обычно добираются единицы…

«Властелин колец»

Да, представляете, до сих пор есть такие люди, которые не видели оригинальную трилогию Питера Джексона. Но продолжают убеждать нас в обратном. Тут даже без комментариев. Одно из двух: либо у них нет сердца, либо не было детства и телевизора…

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь