Спецпроєкти

Украсть краденое: как киевские пиарщики Бэнкси делили


1 89

Дисклеймер: Примите наши поздравления, если вы не слышали о “бэнкси-хайпе” за последнюю неделю. Если вам ни разу не попадались посты о граффити, подписанные авторством британского художника, то готовы всей редакцией выслушать лекцию об избегании информационного шума.

На прошлой неделе, казалось бы, подошел к концу очередной фейсбучный хайп – в консалтинговом агентстве Underdog сделали “каминг-аут” и признались, что именно они нарисовали граффити, которые некоторые пользователи обозначили как “Бэнкси в Киеве”. Но другое пиар-агентство – Yabloko ideas studio обвинило “андердогов” во лжи и присвоении своих заслуг.

Конечно же, это граффити – не дело рук #Banksy.Но могло бы быть.Здесь явно не хватает мастерства и техники.Но Banksy…

Опубліковано “Underdog” The UnLawyers Середа, 1 серпня 2018 р.

Как говорил классик, “и треснул ФБ мир напополам, горит пукан дымит разлом”: прения по поводу аутентичности рисунков затмились разговорами о правоте двух компаний и заполонили наши ленты, как шутки об Олеге Виннике. Поэтому мы решили разобраться, кто у кого и что украл. И причем здесь Banksy.

Первые фотографии с Жилянской появились наутро после концерта. Чуть позже снимком с заправки поделился ее основатель на своей странице в соцсети. После этого в комментариях к нашей публикации в ФБ появились фотографии человека, который рисует граффити в брендированной кофте с надписью Underdog. По поисковому запросу “underdog киев” можно найти фотографии электрокара “Тесла”, что могло в некой степени объяснять, почему граффитчики выбрали для “бомбежки” электрозаправку.

Через несколько дней нам на рабочий ящик написали представители консалтингового агентства Underdog и рассказали, почему решили пропиариться на имени Бэнкси, обратив внимание на свою компанию. По их словам, сама идея появилась за месяц до концерта Massive Attack в Киеве. На придумывание сюжетов, отрисовку иллюстраций, подготовку трафаретов, выбор подходящих локаций, проработку детального сценария кампании, составление плана PR-поддержки и непосредственно саму реализацию ушло три недели.

Но после публикации “каминг-аута андердогов” в комментариях к записи несколько пользователей уверяли, что именно они авторы граффити, а компания Underdog просто использовала их втихую.

Всех пользователей объединяла работа или дружба в агентстве Yabloko ideas studio. Именно эта компания взяла на себя ответственность за граффити на электрозаправке. Примечательно, что сооснователь “яблок” и заправки – один и тот же человек. В первой публикации рисунков руководителем компаний его подопечные разыграли диалог, создавая хайп вокруг граффити с подписью Бэнкси.

А после этого в медиа появились первые идентичные публикации с упоминанием заправки. Стоит отметить, что спустя некоторое время рекламные публикации использовали и конкуренты “яблочных”.

Как все было: версия Yabloko ideas studio

“К ночи с 26 на 27 июля у нас было готово все, начиная с трафарета и заканчивая видеосъемкой с камер наблюдения. Эскиз граффити был подготовлен нашим арт-директором Дмитрием Степаненко, который адаптировал уже знакомую всем gasoline bird самого Бэнкси под острую, актуальную социальную и политическую тему в Украине”, – рассказали нам в агентстве.

Заранее напечатанный макет на трафаретной двухсторонней самоклеющейся пленке просто зажевал сам себя, когда художники пытались прикрепить его к стене. Неровная поверхность и тонкая печать не справились с задачей и не оставалось ничего, кроме как просто выкинуть его. Но “яблокам” важно было сделать это именно в ночь выступления Massive Attack.

“К счастью, в Киеве есть круглосуточная полиграфия, которая и спасла нас. Примчав бегом туда, добрые ребята из печати предоставили нам все: распечатанный макет, канцелярские ножи, скотч и даже пол. Уже около 3:00 ночи, а мы все сидим и вырезаем фрагменты того самого Бэнкси.
4 утра – мы снова приехали на локацию, и уже тогда старым дедовским способом, прицепив трафарет на скотч, забомбили эту стену”, – утверждают в Yabloko ideas studio.

И когда все лишь ждали того, что вот-вот на стенах Киева появятся его граффити, мы просто взяли и сделали это.

Но в компании даже не могли предположить, что кому-то в голову придет идея присвоить себе их граффити. Согласно их плану, PR-акция должна была закончиться через неделю. Но все значительно ускорилось.

О граффити на улице Жилянской “яблоки” узнали в тот же момент, как появились первые публикации в СМИ с их работой – вечером 27 июля. В компании были уверены, что это не может быть настоящий Бэнкси (исходя из качества выполненной работы), а также пресс-центр художника опроверг причастность к граффити в Киеве. Имя автора рисунка на Жилянской в агентстве не знают до сих пор.

“Мы не ожидали, что спустя несколько дней, когда мы лишь следили за новостной лентой и считали количество публикаций, на глаза попадется та самая новость: «Появились фото художника, рисовавшего Бэнкси». Само собой, это были не наши фото, и даже не фото мимо проходящего шутника, а каких-то Underdog”, – поведали нам в Yabloko ideas studio.

Стоит отметить, что в компании позаботились о доказательствах создания этого граффити именно “яблоками” и весь процесс снимали на видео.

Хайп месяца №1. #чистосердечноеЗа три дня, событие про граффити #Banksy на электрозаправке TOKA, стало самым…

Опубліковано Stanislav Lutskovych Четвер, 2 серпня 2018 р.

Также “яблоки” поделились результатами акции: “Прежде всего это продвижение нашего клиента – сети станций для зарядки электромобилей “ТОКА”. Загрузка станции на локации с граффити выросла на 60%. Про нашу работу писало более 100 украинских, российских и зарубежных изданий, а количество запросов «Бэнкси» в Google возросло в разы. Мы однозначно достигли своих результатов”.

А приписанное авторство граффити Underdog сыграло на руку, уверены в компании.

Как все было: версия Underdog

“Мы понимали, что нарисовать что-то на стене – дело нехитрое. Тут основной челлендж в том, чтобы люди поверили в подлинность рисунка. А значит, запускать кампанию надо медленно, осторожно и последовательно. Если мы хотим, чтобы инфоповод раскрутился органически, давить на общественное мнение нельзя ни в коем случае. Но при этом нельзя и слишком тянуть – обычно Banksy опровергает или подтверждает свое авторство в течение 24 часов”, – объяснили подготовку в Underdog.

Во время концерта бристольцев художник “андердогов” бомбит дом на Жилянской и сбрасывает отчет в чат компании в 02:32 ночи.

Но после первых публикаций в медиа “андердоги” поняли, что кроме их рисунка в Киеве постарался еще один “лже-Бэнкси”. В компании уверяют, что сразу увидели коммерческую составляющую других рисунков и решили играть на опережение.

Анализируя результат, в компании осознают, что все старания вызвать органическое обсуждение в медиа и социальных сетях пошли коту под хвост. “Два новых граффити – это чистой воды коммерческая акция, и это видно даже невооруженным глазом”, – уверяют нас в Underdog. В подлинность своих рассуждений в компании находят несколько подтверждений коммерциализации: Banksy практически не подписывает свои outside-работы, он отошел от монохрома и практически точь-в-точь перерисовал свое старое граффити и просто приделал стервятнику еще одну голову.

“Мы, конечно, тоже взяли за основу один из предыдущих сюжетов художника, но хотя бы изменили позу, одежду и ракурс. А вот такое Ctrl+C, Ctrl+V – это очень странно”, – делятся “андердоги”. Попутно высказывается недоумение по поводу того, мог ли британец бесплатно сделать граффити на коммерческой собственности, а если даже так, то почему нарисовал сразу два абсолютно разных и никак не связанных между собой граффити на одной локации?

Слева – старое графити Banksy. Справа – рисунок на электрозаправке.

Поэтому “андердоги” обвиняют своих ситуативных конкурентов в том, что граффити на электрозаправке – это недобросовестно подготовленная реклама.

“Во-первых, та команда явно плохо изучила матчасть. Во-вторых, во многих медиа практически одновременно выходят новости, написанные по одному пресс-релизу. Более того, в этих новостях есть прямое упоминание названия «ТОКА». Все, кто хоть немного работал в медиа, знают, что названия коммерческих компаний появляются только в проплаченных новостях. А в органических их в большинстве случаев заменят на «на одной из столичных электрозаправок», – сетуют “андердоги”.

Но в Underdog решили попробовать извлечь максимальную пользу из ситуации.

“Если в Киеве есть целых два анонимных художника, жаждущих славы, можно устроить между ними добрую ироничную перепалку в духе McDonald’s VS Burger King или Pepsi VS Coca-Cola и поднять совместный хайп”, – рассказали в Underdog.

Дальше “андердоги” воспользовались молчанием “Бэнкси-конкурентов” и просто сделали фотографии возле рисунков в брендированных худи и подкинули их в комментарии к публикациям онлайн-медиа в социальных сетях.

Но на этом в компании не остановились.

После того, как авторы рисунка на электрозаправке не ответили на агрессивный пиар “андердогов”, те прикрепили таблички со своими манифестами и своим логотипом возле каждого рисунка – и возле своего на Жилянской, и возле чужих на электрозаправке.

Такое авторы с Yabloko ideas studio терпеть не стали и в нецензурной форме озвучили свое недовольство интеллектуальной кражей своего творчества. “Признаться честно, не такого ответного слова мы ждали. Сотрудник агентства Yabloko ideas studio, которое, как оказалось, и готовило эту акцию для электрозаправки «ТОКА», лаконично высказал свое мнение по поводу случившегося”, – ответили в Underdog.

Сукаблядьнахуй. Я мовчав, але вже не можу. Якщо ви чули про хайп з Бенксі в Києві (більше ста видань з України США та…

Опубліковано Taras Yefimenko Четвер, 2 серпня 2018 р.

Впрочем, в Underdog считают такой финал своей кампании как “Украсть украденное”. И уверены, что резервировать за собой право “копировать Бэнкси как минимум глупо”.

“С пеной у рта представители студии утверждали, что хайп вокруг граффити – это только их гениальная заслуга, только их гениальная идея и вообще они все сделали первыми. Даже видео опубликовали, на котором рассказывают, что после первой неудачной попытки граффити таки удалось сделать в 4 часа утра”, – подытожили “андердоги”.

Мы не берем на себя прерогативу третейского суда оценивать действия обеих команд и решать, кто прав, а кто нет. Но мы приглашаем представителей Yabloko ideas studio и Underdog на публичную дискуссию и устроить лайв-трансляцию этого PR-баттла.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь