Cпецпроекты

Есть ли жизнь после венских стульев и трюмо? Как современная мебель превращается в искусство


0 3564 1

Советский человек стоял в очереди за парой стульев, диваном и стенкой в гостиную эпохи позднего модернизма. Советский человек знал, что у него нет выбора, но ему нравилось, что у него будут стулья, диван и стенка в гостиной. Также он знал, что для дизайна собственной новой хрущевки в промышленном районе столицы он повесит на стены репродукции Шишкина и, быть может, Левитана. Знал, что развесит фотографии своих родственников, природы или городских пейзажей, дабы сделать свое жилище более оригинальным.

Советский человек знал многое. Вернее, он так считал. Только не знал он, что дизайн той самой мебели, в очереди за которой он стоял, появился в 1954 году. В году, когда Хрущев выступил с заявлением о том, что все строительство последних 20 лет — это преступная растрата и излишества. Не знал он, что Никита Сергеевич, враз отменив сталинский ампир, объявил архитектурную перестройку, преследуя две цели: дать отдельную квартиру каждой семье и обставить ее максимально дешево. А это значит не тратиться на дизайн и штамповать все по одному образцу, который будет максимально функционален и минимально эстетичен. Советский человек был обезличен, обезличено было и его жилище.

Со временем все изменилось. Человек расправил плечи и начал смотреть за границы территории, которая считалась самой мощной державой на карте мира. Человек начал видеть, что эстетика — это не пара кресел, диван, стулья и репродукция Шишкина на стене. Что дизайн помещения — это не стена из фотографий родственников и хрусталь на стеклянных полках стенки эпохи позднего модернизма, расположенной по центру стены напротив дивана.

Современные реалии дают нам возможность смахнуть пыль с типичных тумбочек и табуретов, а лучше выбросить их на свалку постсоветского пространства, оставив место для новых идей. С появлением такой профессии, как дизайнер интерьеров и мебели, будучи ранее безликим, человек начал узнавать, что диван может быть тем самым Левитаном, только подлинным. Что можно не захламлять свое жилище несчетным количеством статуэток, а формировать эстетику пространства при помощи дизайнерской мебели.

В этом человеку, совершенствующему свои вкусы, помогают выставки предметов искусства, в том числе дизайнерской мебели. Поговорим об истоках.

В 1840 году мебельная фабрика Михаэля Тонета начала производить необычную для того времени мебель — из гнутой древесины. Среди прочих образцов присутствовал и знаменитый венский стул, который по сей день занимает свое почетное место в кафетериях класса полулюкс и люкс, в загородных домах, городских квартирах. Казалось бы, сейчас все изменилось, но именно благодаря тем самым гнутым формам дерево перешло в металл, а способ производства мебели упростился, позволяя создавать более интересные изделия. Далее за дело взялись архитекторы, которые стали совершенствовать формы и придавать им новые смыслы.

На рубеже XIX и XX веков Антонио Гауди, Чарльз-Ренни Макинтош и другие модернисты опять изменили архитектурные очертания окружающего мира, акцентируя внимание не на технологии, а на форме предмета. Будь то жилой дом или предмет интерьера, который в этом доме находится. Архитекторы все больше осознавали себя законодателями мод, хотя дизайн еще не выделился в самостоятельную сферу искусства.

Сооружения из металла, металла и стекла, канатов и металла конкурировали с еще одним новомодным типом конструкций — из железобетона. Главной художественной идеей во всех этих случаях было использование «чистого» каркаса без всяческой мишуры. Следующим шагом в развитии этой тенденции (по времени это 1925−1939 годы) стала мебель из гнутых стальных трубок.

Собственно, в мире все текло и все менялось. Пока советский человек только формировался, мир изменил свои формы множество раз. Мир был стальным, как Баухаус (немецкая высшая архитектурно-художественная школа), был промышленным и кубическим, был геометрическим.

Советский человек еще не знал, но в 30-е годы дизайн мебели стал массовым. В это же время Ле Корбюзье предложил мобильный каркас для кресла-кровати (широко известное «комфортабельное кресло»). Мис ван дер Роэ обтянул стул плетеной сеткой. В мебели вообще появилась некоторая кривизна.

С этого времени, пожалуй, в жилых помещениях и офисах появились диковинные конструкции, которые тем не менее отвечают своему функциональному назначению. Мебель из гнутых стальных трубок развивала такие идеи художественного авангарда, как функциональность, стандартизация, применение новых технологий. Технологии, которые развивались и занимали свою нишу в мире искусства. Советский человек же, как вы помните, стоял в очереди за стульями, диваном и стенкой.

В XXI веке все этапы изменения форм, цветов и фактур предметов интерьера, мебели и любого другого вида современного искусства происходят гораздо быстрее. Мир также не стоит на месте. Любой уважающий себя человек прогрессивного поколения считает своим долгом — что, несомненно, правильно — посещать выставки искусства. Современный человек ходит в музеи, арт-центры и галереи. Наряду с галерейным форматом, где представлены фотографии, картины, скульптура и разнообразные инсталляции, стоит дизайн.

Стало быть, спустя каких-то двести-триста лет, человек признал, что мебель является не просто симпатичным элементом функционала, а может представлять собой искусство, коим, собственно, и является. За все те же 200−300 лет мы поняли, что выставки — это не только картины или фотографии, но и дизайнерская мебель. Мы осознали, что, когда хотим украсить свое жилище, состоящее из четырех белых стен и серого бетонного пола, необязательно вешать на стены репродукции или даже подлинники Левитана, Шишкина или Ван Гога — достаточно подобрать яркий и сочный диван, стол и пару стульев.

В каждой прогрессивной стране интерьерам отводят свое почетное место. Человек культурный, он же интересующийся, считает своим долгом раз в год посетить хотя бы единожды такие мероприятия, как: концерт, театральное представление, выставку картин и скульптуры и, конечно же, выставку мебели. Естественно, дизайнерской. Посетить и узнать больше. Посетить и декорировать лучше. Посетить, вникнуть и использовать в быту.

Именно благодаря выставкам мебели для человека думающего все стало проще. Ему уже не в обязательном порядке необходимо нанимать дизайнера, который составит индивидуальный интерьер, объездив все уголки города или даже мира. Теперь, в XXI веке, человек думающий обводит красным маркером в календаре день, когда начинается выставка мебели в его городе, и идет на нее, чтобы составить свой интерьер согласно всем правилам и последним мировым тенденциям, так как на подобных выставках собрано лучшее. В одном месте. В одно время.

О человеке можно многое сказать после того, как побываешь у него дома. Стол расскажет о чертах характера, диван — о чувственных качествах, а люстра — о понимании эстетики в целом. По тому, как ты обставишь свою квартиру или дом, легко сказать, какой статус ты занимаешь в обществе, оригинально ли твое мышление, насколько развит уровень креатива.

Во времена, когда современный человек уже пресытился не только материальными благами, но и благами интеллектуальными, мы бы порекомендовали сходить на выставку дизайнерской мебели. Сформировать свое представление о современных тенденциях и подобрать для себя те предметы интерьера, по которым, зайдя к тебе в дом, можно будет четко понять, кто ты.

Примечание от редакции: уже завтра Design. Living Tendency  представит новинки в сфере дизайнерской мебели, поможет вам определиться с выбором и стать дизайнером любого помещения, будь то дом, офис или уютная квартира. Узнать о мероприятии подробнее можно здесь.

 

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: