«Я был задротом и не жалею об этом». Интервью об играх с Максом Фраем
В век глобального прогресса, когда физический труд уступает место умственному, человечество ищет новые пути разрядки, прибыли и фана. Нас уже не удивить практически ничем, нас все сложнее развлечь. Но чем большего мы требуем, тем больше получаем. Раньше только в спорте, теперь – в киберспорте.
Совместно с WePlay! редакция bit.ua провела серию интервью с людьми, которые достигли успеха в сферах деятельности, не связанных с киберспортом, но при этом любят поиграть в свободное время.
Наш третий герой – Макс Фрай, один из лучших программистов Украины, который написал систему входа для Atlas Weekend, создал сайт huevo.me и заработал свои первые 1000 долларов в 14 лет. Макс рассказал о влиянии видеоигр на сознание, о системе образования и о развитии человечества в целом.
О том, с чего все началось
Я очень рано начал заниматься программированием. В шесть лет разбирал компьютер, а в десять приступил к программированию вплотную. Дети всегда быстрее схватывают. Думаю, из-за такого раннего старта у меня получилось многое узнать. Каждый день я читал массу книг, изучал распечатанные из сети стопки текстов, развивался в этом направлении.
Некоторые люди говорят, что школа – безоблачное время, хотят туда вернуться. Я не хотел бы, очень много времени ушло на учебу. Меня считали задротом, и да, я им был, но не жалею об этом. То, что я изучил тогда, и время, которое потратил, сейчас дает мне возможность жить и наслаждаться.
Об образовании
Украинской системе образования не хватает скорости обновления информации. Не знаю, как обстоят дела в других направлениях, но в программировании учебная программа не успевает обновляться. Технологии движутся чуть ли не каждый день вперед, а программа в университетах не может уследить за таким темпом. Нет смысла учить что-то в университете, оно уже 10 лет, как утратило свою актуальность. И это огромный минус.
О прибыли
В 14 лет я заработал свою первую тысячу долларов. На одном из сайтов для фрилансеров меня нашла контора из Германии, которая предложила написать им софт для игровых автоматов, я успешно с этим справился. Они так и не узнали, сколько мне лет.
Об Atlas Weekend
Atlas – очень длинная история. Все началось с того, что я познакомился с владельцем игрового пространства Around Space, мы подружились. Его бизнес-партнер, собственно, и является владельцем Atlas. На тот момент их команда искала человека, который сможет написать программу для Atlas Weekend в крайне сжатые сроки за адекватный бюджет.
Это огромная ответственность и время. В 2017 году я написал все за месяц: систему входов, контроль посетителей, многое другое. Пришлось писать с нуля, адаптировать. Мы до последнего не знали, будет все работать или нет. Помню, что в прошлом году сидел на входе и некоторые вещи переписывал прямо на ходу.
К данной системе я пришел еще раньше. Мы организовывали вечеринки в Аквапарке, на тот момент оплата производилась жетонами, карточками, которые при длительном контакте с водой размокали. Это была проблема, и ее нужно было решить. Тогда я придумал решение. Все очень просто: у каждого браслета RFID есть маленькая антенна-чип. На каждый чип записано уникальное число – это и есть твой код. У работника фестиваля есть прибор, который может считать это число, т.е. это твой идентификационный номер. Так как эта система является магнитной, она не зависит от погодных условий или четкости штрихкодов, которые нужно считать оптически. В этом ее главное преимущество.
В 2018 году мы усовершенствовали программу, даже вход на сцену был по браслетам. Только для работников мы выдали около 7000 браслетов, в каждом браслете было записано, кто этот человек, какие локации он может посещать, когда заканчивается срок работы. Это очень удобно.
Мне было интересно этим заниматься. Думаю, пока ты молод, нужно пробовать и рисковать. Если бы мне было сейчас 30, я бы не согласился на подобную авантюру. Слишком большая ответственность.
О проекте huevo.me
Такие идеи приходят спонтанно. В какой-то момент я открыл домашнюю аптечку и увидел огромное количество таблеток, о которых ничего не помнил. Ни от чего эти таблетки, ни как их применять. Думаю, у каждого, кто сталкивается с фармацевтикой не каждый день, есть подобная проблема. Когда начинаешь читать описание препаратов в интернете, видеть все эти непонятные слова, ты все равно до конца не можешь понять, для чего они. Так как моя мама – медик, однажды я пришел к ней и сказал: «Выбери самые популярные лекарства, забей на побочные эффекты, забей, что их нельзя принимать без предписания доктора. Люди все равно их принимают, давай просто распишем в двух словах, что это». По-моему, идея просто идеальная.
Я дописал программу весной, смотрю на календарь, а там как раз первое апреля! Самое важное в проекте – это правильно его запустить, и тут домен huevo.me, таблетки, первое апреля – все сложилось. Очень разошлось из-за того, что подумали, что это первоапрельская шутка. Думаю, если бы я запустил этот проект в другой день или на домене, например, tabletki.com, оно бы так не зашло. А так, huevo.me, первое апреля, шутки – и все завертелось.
О первой
Моя первая приставка – Dendy, она была очень популярна. На эту приставку было тяжело достать картриджи, поэтому все, у кого она была, обменивались редкими играми. Те времена до сих пор вызывают самые теплые чувства. Потом появился первый компьютер, обмен редкими пиратскими дисками. Затем возможность запустить любую игру. Пошли первые игры: GTA Vice City – это был взрыв сознания, ты мог передвигаться по целому острову, еще раньше – GTA III, где можно было ходить по практически открытому миру, вот это было классно.
Из-за того, что компьютеры были редкостью, они очень часто лагали, тормозили. На приличный уровень игры вышли уже тогда, когда я заканчивал школу. Пошел бум игр, вышел Crysis – игра от Crytek. Был взрыв, когда они ввели очень много эффектов на шейдерах, начали делать новые видеокарты под эффекты. Мне кажется, эра Crysis – это стартовая точка спецэффектов, графики современных игр. Думаю, сейчас, если запустить эту игру, можно будет подумать, что это новая игра. Картинка очень красивая до сих пор.
Первые игры
Из глобальных – серия GTA-игр. Из того, во что я задротил – Counter-Strike. Еще была классная игра Urban Terror. О ней, наверное, мало кто знает. Это была стрелялка, созданная по аналогии с Counter-Strike, там были свои фишки, можно было прыгать по стенам, скользить. В этой игре было четыре игрока, у каждого – свой набор, оружие очень прикольное. Это была бесплатная игра, открытая, на очень крутых картах. Где-то в 10-м классе я в нее задротил вместо экзаменов. Желание было быть первым, попадать, развивать скорость. Наверное, это то, что затягивает в играх.
Случай из жизни
В детстве, когда родители куда-то уезжали, мы оставались с сестрой одни дома. Она была старше, соответственно, сильнее. В один злополучный день она забрала у меня компьютер во время игры, а я вылил на нее ведро воды в отместку. Конечно же, потом отхватил за это.
О событиях, изменивших стереотипы
Думаю, одной из главных игр, которые изменили стереотипное мышление о том, что игры не приносят никакой пользы и играют в них только бездельники, была Counter-Strike. Такие игры, как Doom или Counter-Strike, брали тем, что интереснее стало играть с живым человеком, а не с компьютером. Сейчас некоторые издатели, такие как EA (Electronic Arts) выступают с заявлением, что игрокам неинтересны SinglePlay-игры (в которых ты играешь с компьютером либо по сценарию). Сейчас необходимо выпускать игры по сети, другие – нет смысла. Тогда же пошли турниры и мода на эти игры, сформировалась целая субкультура.
О фаворитах
Зачастую играю в футбол, так как люблю футбол сам по себе. В какой-то момент я понял, что если раньше мне просто нравилось смотреть, как пинают мяч, то сейчас больше интересует стратегия игры. Начинаешь вдумываться, замечать, почему тактика построена так, а не иначе. Смотришь уже не на мяч, а на игроков. Есть две игры – FIFA и PES (Pro Evolution Soccer). Если о FIFA знают все, то PES (от японского производителя Konami) больше известна ценителям. Японцы также делают футбольную игру, но, в отличие от FIFA, в PES упор идет на реалистичность физики мяча, тактик, указать, какому игроку где бегать, какие зоны покрывать, чтоб можно было прочувствовать, что ты в футбол играешь, а не просто пинаешь мяч. Это очень интересно, ты можешь прорабатывать игрока, навыки. Сейчас это появляется и в FIFA, но благодаря PES стала интересна именно стратегическая часть игры.
Кстати, 28 сентября выходит новая FIFA, это довольно большое событие. Даже такие профессиональные игроки, как Роналду или Неймар, участвуют в рекламной PR-кампании. FIFA придумали очень классные вещи, например, карточки игроков с их общим рейтингом. Игроки в реальной жизни сражаются за то, чтобы в FIFA у них этот рейтинг был выше.
И еще об играх
Так как раньше я занимался разработкой игр, люблю атмосферные игры. Недавно вышел классный эксперимент – игра A Way Out (“Побег из тюрьмы”), где экран делится на две части и ты играешь с человеком по сети либо с тем, кто сидит с тобой рядом. Получается, вы видите обе стороны экрана, но ты управляешь только левым персонажем, он – только правым. Вам надо сбежать из тюрьмы, помогая друг другу. Может быть, на создание этой игры повлиял сериал «Побег» (Prison Break), но это лишь 1/3 всей игры. Сама идея необычная, а также очень красивые кадры, именно проработка.
Я люблю смотреть, как разработчики решают проблему, как они рисуют, создают эффекты. Когда ты видишь горы, траву, закат и оранжевое небо, ты не понимаешь, насколько это тяжело запрограммировать.
О времени
Рядом со мной всегда лежит джойстик, напротив – телевизор. Так что, если мне нужно отдохнуть или решить сложную задачу, я этот вопрос откладываю и начинаю играть. Думаю, каждый день на игру уходит около двух-трех часов. Никакая игра меня не может втянуть настолько, чтобы я посвятил ей все свое время.
О терапевтическом эффекте
Не понимаю, зачем запрещать детям играть в игры, это развивает мелкую моторику, логику. Кто-то ходит в клубы танцевать, кто-то играет – какая разница?
В играх тоже можно много чего узнать. Это как прочитать сценарий, книгу, посмотреть фильм, только нужно участвовать в процессе. Мы погружаемся в другие вселенные, в другое время: там рыцари, пустыни, другие цивилизации, виды военной техники, разнообразные тактики и стратегии. Сейчас разработчики стараются разнообразить игру.
Я считаю, что игры – это очень круто и нельзя запрещать ребенку проводить время за приставкой или компьютером. Разумеется, у всего есть грани. Если ребенок адекватен и понимает, когда нужно остановиться, он успевает учиться, выполнять другие свои обязанности, то пусть тратит времени столько, сколько хочет.
О киберспорте
Недавно видел запись, как играют профессиональные контрстрайкеры, и мне кажется, по эффектности это действие не уступает реальному футболу. У них огромный зал, куча спецэффектов, анимаций, все в экранах. Есть комментаторы. Думаю, киберспорт уже выходит на уровень, когда люди покупают билеты, чтоб пойти посмотреть на игру команды в реальном времени, делают ставки.
О перспективах
В нашей стране киберспорт пока что не набрал огромных оборотов, не тот масштаб. Но при этом даже в Киеве есть большое количество разных команд, которые выступают на соревнованиях. На старте необходимо иметь некую «подушку финансовой безопасности». В целом, если ты хорошо играешь, вполне реально стать спортсменом клуба «Динамо Киев», ездить на соревнования по футболу от “Динамо”, попасть в FIFA, ведь у многих футбольных клубов есть команды в киберспорте с таким же названием, которые выступают на соревнованиях.
О турнирных таблицах
Слежу за турнирной составляющей в киберфутболе. Иногда смотрю Counter-Strike, Navi. Каждый матч не смотрю, а финалы – интересно.
О прогнозах на будущее
Киберспорт развивается, потому что развивается интернет. Он ускоряется, становится очень быстрым. Улучшение производительности компьютеров, приставок и другой техники позволяет внедрять больше функционала, больше графики, больше идей. Уже понятно, что со временем все станет еще круче. Рано или поздно киберспорт будет массовым явлением, и я думаю, что это круто.