6 мифов о балете, которые пора забыть
В преддверии премьеры постановки Complexions Stardust под музыку Дэвида Боуи мы решили написать о самых распространенных клише, которые мешают полюбить классический танец. Ведь постановка, которая будет представлена в Украине уже 25 ноября, – абсолютно необычное явление в «классическом балетном мире».
Будем честны, балет – искусство специфическое. В то время как ученые покоряют природу технологиями, танцовщики бросают ей вызов собственными телами. Ежедневно борясь с гравитацией и внешними несовершенствами, они выворачивают суставы, вытягивают и укрепляют мышцы, становятся, наконец, на пуанты. Всячески подражают стихии, чтобы в итоге взять ее под контроль.
Радикальность мотивов и методов сделала балет чем-то вроде закрытого клуба: не так много в мире фанатиков, готовых всю жизнь бороться со своей природой, и тех, кто готов их усилия оценить. В итоге балет плотно оброс мифами, которые больше похожи на оправдания: почему одним дано грациозно взлетать ввысь, а другим – только смотреть себе (и им) под ноги.
Артисты балета не едят
В народе до сих пор цитируют Майю Плисецкую и ее знаменитое «не жрать». А журналисты все еще спрашивают балерин не о работе, а о диетах – в ожидании шокирующих своей низкокалорийностью подробностей. На самом деле, артисты редко отказывают себе в еде. А порой позволяют даже больше, чем «обычные люди». Подумайте сами: утренний класс, несколько репетиций, иногда спортзал и вечерний спектакль. На одном салате далеко не уедешь. Плитка шоколада в течение дня – вообще норма для артиста, когда нет перерыва на обед, и нужно быстро подзарядиться энергией.
Балерины не заводят детей
Если балерины и не заводят детей, то не потому что боятся выйти из формы, а потому что не хотят делать перерыв в карьере в расцвете сил. Хотя многим удается совмещать: сегодня танцовщицы выходят на сцену до последнего и ходят на классы даже на 9-м месяце беременности. А спустя несколько недель после родов возвращаются к работе. Современный тренировочный процесс развит и разнообразен, так что балерины подбирают оптимальные нагрузки, чтобы не терять форму и быстро восстанавливаться. Но даже 2 столетия назад танцовщицы не боялись материнства. Например, у солистки Датского королевского балета Марии Вернинг было 7 детей.
Чтобы быть танцовщиком, нужно заниматься с раннего детства
Официально хореографические училища и академии принимают детей с 10 лет, поскольку в этом возрасте скелет ребенка уже достаточно сформирован, а связки еще не потеряли эластичность. Но есть немало случаев, когда успехов в балете добиваются те, кто начал позже. Например, одна из самых известных танцовщиц, прима American Ballet Theatre Мисти Коупленд, попала в балетный класс в 13 лет. А танцовщик и хореограф, основатель труппы Complexions Дуайт Роден встал к станку только в 17. Так что данные и упорство решают в балете если не все, то очень многое.
Артисты балета необразованны
Общеобразовательным предметам в балетных школах действительно уделяют меньше внимания, чем в обычных. Но ведь и искусство в средних школах почти не преподают. К тому же исследования давно показали: из-за того что танец активно задействует сенсорные и моторную системы, танцовщики гораздо способнее к изучению нового, у них хорошо развита память, они сохраняют ясность ума даже в глубокой старости. У артистов также очень развита эмпатия, а значит, они легче понимают других людей.
Танцовщики рано уходят на пенсию
Артист может выйти на пенсию, прослужив в театре 20 лет. То есть средний пенсионный возраст танцовщика – 36−37 лет. Но многие задерживаются на сцене и дольше – до 40 так точно. Например, знаменитой этуали Алессандре Ферри 54, и она до сих пор в строю. Майя Плисецкая выходила на сцену и в 70. Все зависит от здоровья танцовщика и масштаба его личности. Михаил Барышников, например, тоже недавно исполнил премьеру – соло Fiver, которое для него поставил хореограф Джастин Пек.
К тому же, попрощавшись со сценой, танцовщики не прекращают работать. Многие остаются в театре как педагоги-репетиторы, кто-то идет преподавать детям, кто-то становится хореографом. Бывшего артиста могут назначить художественным руководителем труппы. Некоторые осваивают кардинально новые профессии: все-таки 37−40 лет в современном мире – не приговор.
Балет – это 3 акта и Чайковский
Этот миф особенно распространен на постсоветском пространстве, где сильна классическая традиция. И чаще касается не балета, а потенциального зрителя, который предпочитает держаться от театра подальше, потому что там царят наивные истории про принцев и принцесс на 3 часа, пыльная бутафория и громогласный оркестр.
На самом деле, классических спектаклей, которые попадают под это описание, осталось около 10, и не все они в постоянном репертуаре театров. XX и XXI век подарили балету новую пластику и новые формы. Увидеть балерину в пачке теперь скорее редкость, а на пуанты иногда становятся даже мужчины. На сцену могут выйти босиком, на каблуках или в кроссовках, танцевать – совсем без музыки или под рок, как во многих постановках Complexions. Декорациям все чаще предпочитают пустую сцену и активно осваивают 3D-мэппинг. Западные театры, особенно в США, специально строят репертуар так, чтобы в течение сезона каждый человек мог открыть для себя балет, который ему понравится. И потому чередуют классические спектакли, которые постоянно обновляются, с современными. Продумывают даже благотворительные программы для малообеспеченных семей, привлекая в театр как можно больше новых зрителей.
Увы, в украинских театрах классика все еще в основе репертуара и обновляется крайне редко. Но всегда можно спланировать поход на балет в путешествии (западные театры обычно публикуют афишу на сезон вперед) или следить за независимыми гастролями зарубежных трупп в Украине.
Увидеть необычный балет под музыку Боуи:
25 ноября — Киев
27 ноября – Одесса
***
Автор: Полина Булат