Итан Бортник: «Оставаясь скромным, убедись, что не остался в тени»
17-летний американский пианист Итан Бортник приехал в Киев в качестве специального гостя на концерте Ассии Ахат в Национальной Опере Украины. Хотя о его «американистости» говорит лишь прекрасный английский, ведь в жилах мальчика-гения, который в возрасте 6 лет отыграл свой первый концерт перед семью тысячами зрителей, течет украинская кровь.
Брать интервью у человека, который пел на одной сцене с Бейонсе и участвовал в передаче Опры Уинфри, – задача нелегкая, думала я, отправляясь на интервью с Итаном. Его имя внесено в Книгу рекордов Гиннесса как самого молодого человека, выступавшего с сольной программой в турне (на тот момент Итану было всего 9 лет!). Но мои опасения развеялись, как только этот скромный парень вошел в комнату и приветливо улыбнулся.
Вы впервые в Украине?
Да, я впервые в Украине, так далеко от США, и здесь удивительно! Я даже не мог представить, на что это похоже. Я ожидал чего-то подобного, но не думал, что здесь такие милые люди. Меня это шокировало – все такие добрые, любезные, и еда просто замечательная. Даже несмотря на то, что здесь совсем не так тепло, как во Флориде, здесь красиво до невозможности.
Что вы уже успели посмотреть в Киеве?
До сих пор нам удалось увидеть не слишком много, но мы уже успели побывать в торговых центрах, в паре ресторанов, увидели центр города. Планируем посетить еще несколько музеев, узнать больше об истории Украины, но это оставим на выходные, когда будет время.
Ваши родители переехали из Украины в Америку до вашего рождения. Как вы думаете, могли бы вы в Украине (с тем же талантом и с той же страстью к музыке) реализоваться так, как в США?
Хм, это интересный вопрос. Я думаю, да. Кажется, будто в США музыкальная сцена гораздо больше и музыка так важна, но, я думаю, музыкальная сцена в Украине еще более важна для страны и для культуры. Честно говоря, я думаю, что был бы лучшим пианистом, если бы жил тут. Да, я думаю, что смог бы реализоваться здесь.
Не могу не спросить. В Америке алкоголь продают с 21 года, а в Украине – с 18-ти. Воспользовались ли вы уже такой возможностью?
(Смеется.) Я очень-очень-очень плохой человек – я не пью вообще. И мои родители не пьют. Единственный человек в семье, который употребляет алкоголь, это моя бабушка (и то, она даже водку не пьет). И мне же еще даже 18 нет.
Говоря о вашей карьере, люди спрашивают, с чего все началось, но это легко найти в сети, поэтому задам другой вопрос. Когда вы поняли для себя, что вы необычный ребенок?
Сложно сказать, потому что, с одной стороны, я вел себя как обычный ребенок. Мои родители всегда убеждали меня: что бы ни произошло, у меня должно быть нормальное детство, я должен ходить в школу, заводить друзей, играть в видеоигры, заниматься спортом, иногда готовить. Но сам я понял свою необычность, когда получил возможность внести свой вклад в важное дело: когда мы с одним фондом собирали средства для больницы (Детский госпиталь в Майами. – Ред.), где делали операции моему младшему брату с врожденным пороком сердца.
Когда я начал играть на пианино в четыре года, в пять, шесть лет, я помогал фонду собирать для больниц средства. Однажды мы сделали концерт, куда пригласили выступать Бейонсе, Смоки Робинсона и Глорию Гейнер. Тогда мне было 8 лет, и я должен был стать главным на этом концерте. Я не знаю, о чем думали организаторы, но я выступил там. Когда я понял, насколько особенна эта возможность, и узнал, что за один вечер мы собрали 12 миллионов долларов и скольким детям теперь можем помочь, в тот момент я понял, что в этом моя особенность, что я могу своей деятельностью совершать много добрых дел.
В заголовках СМИ вас именуют не иначе как Prodigy или “ребенок-гений”. Понятное дело, что пока это применимо, вам только 17 лет, но скоро вы перейдете этот подростковый рубеж. Какую характеристику себя вы бы хотели слышать вместо этого? Чтобы о вас писали и говорили как о ком?
Первым делом, я надеюсь, люди будут ассоциировать меня с песнями, которые я пишу, потому что для меня главная цель – писать музыку, которая каждому будет близка. Чтобы в тяжелые времена люди могли послушать мою музыку, развлечься, потанцевать. Для меня это главное – чтобы люди могли почувствовать что-то родное в моих песнях. А второе, чего я хотел бы, – чтобы люди вдохновлялись моим стремлением помогать другим, узнавали, какими делами занимаюсь я, и поняли, что они также могут сделать все, что в их силах, для улучшения жизни других людей.
Просмотрев видео с ваших выступлений (совсем ранние и недавние), можно сказать, что вы очень уверенно чувствуете себя на сцене. Но при этом вы говорите всегда, что вы должны быть скромным. Считаете ли вы до сих пор, что должны сохранять эту скромность в мире, где нужно себя проявлять и показывать?
Оставаясь скромным, убедись, что ты не остался в тени. Я подстраиваюсь под ситуации, веду себя так гибко, как это только возможно, но, когда приходит время показать, на что я способен, я прежде всего убеждаюсь, что мой голос будет услышан и я смогу сделать все возможное. Чем больше мы выступаем, чем больше проходит туров по всему миру, тем сильнее я чувствую, что сдерживающим фактором, который меня “заземляет”, является моя семья. Где бы мы ни выступали, все это время я беру в туры семью, езжу по миру со своей бабушкой, братом, родителями. Это дает мне ощущение, что все нормально, заставляет меня сосредотачиваться на деле и быть скромным.
Какие песни из своего плейлиста вы слушаете чаще всего?
О боже, сложно будет выбрать! Я слушаю всякую музыку. Вы можете спросить любого, я слушаю рэп, слушаю классическую и альтернативную музыку, металл, джаз. Итак, пять песен (Вздыхает)…
Извините.
Нет, все нормально, мне просто нужно подумать. Первой песней будет “Clair de Lune” Клода Дебюсси. Это одна из самых эмоциональных композиций. Затем, скорее всего, я выберу “Giant Steps” Джона Колтрейна, одна из самых знаменитых джазовых песен. Следующая – “How Much a Dollar Cost” Кендрика Ламара, так как альбом, в который входит этот трек, один из моих самых любимых альбомов всех времен. И еще я бы назвал “Scenes From An Italian Restaurant” Билли Джоэла, партии пианино из этой композиции меня очень вдохновляют. И последней песней я бы назвал “My Way” Фрэнка Синатры.
Какая песня играет у вас на мелодии звонка?
У меня нет специфического рингтона, использую стандартный. Но у меня есть интересная история на эту тему. На каждом своем концерте я люблю писать музыку прямо там, в этот момент – абсолютно новую песню. Все, что я делаю, это выбираю человека из аудитории, прошу его включить рингтон на его мобильном телефоне, копирую эту мелодию на своем пианино, а затем создаю совершенно новую песню на основе мелодии. Это такая забавная штука, которую я люблю устраивать на своих концертах. Я делаю это с 9 лет.
Записываете ли вы как-то, фиксируете ли эту музыку потом?
Нет, потому что, когда я в этом моменте, я не запоминаю созданную мелодию. Но иногда, когда мы записываем треки, я могу вспомнить и использовать какой-то фрагмент.
Вы играли главную роль в фильме Anything Is Possible, когда вам было 11 лет. Были ли вы собой довольны после того, как сыграли там? Понравилось ли вам быть в роли актера?
Для меня это был совершенно новый опыт, я действительно не знал, как играть, у меня не было понимания, что я делаю. Но я должен был также отвечать за музыкальное сопровождение фильма, что было для меня просто удивительным, я написал 10 песен для фильма. Для меня это был бесценный опыт, который я бы повторил. Я работал с удивительными людьми и был счастлив делать это. В турах приходится делать много разных вещей, а здесь ты должен на протяжении долгого времени работать над чем-то одним.
Если бы о вас снимали фильм, кого бы вы хотели видеть в роли себя?
Шона Мендеса? Но он не актер… У меня все плохо с именами актеров (смеется). Как вы думаете? Может быть, Джордж Клуни? Но нет, я не думаю, что мы очень уж похожи (улыбается). Пусть будет Дрейк, нас часто сравнивают.
У вас есть цель в жизни, после достижения которой вы не то чтобы остановитесь, но сможете выдохнуть и сказать: “Я это сделал, я реализовался!”?
Несмотря на все, что мне удалось сделать за мою долгую жизнь (Улыбается), у меня никогда не было цели. Что бы ни случилось, у меня есть страсть к делу моей жизни, но конкретных целей у меня нет. Я бы сказал, главная моя задача – продолжать своей музыкой помогать людям и достучаться до слушателей.
Как долго вы знакомы с Ассией Ахат? Доводилось ли вам слушать песни современных украинских исполнителей?
Я не был слишком уж знаком с украинской музыкой. Иногда я слышал, как моя “babushka” немного играла, когда я был ребенком, но это была старая и скорее народная музыка. У меня есть знакомые музыканты, которые играют для украинских артистов, так что я немного знал об этом. Но с Ассией мы познакомились благодаря одному продюсеру. Мы делали с Ассией шоу, помню, мы играли песню “Silent Night” (только я и она, без группы и оркестра), и эта песня сорвала самые большие овации за весь вечер, люди кричали от восторга. Когда мы взяли Ассию в свой тур по Америке, реакция зрителей была удивительна, это было так круто наблюдать, как и работать с Ассией. Я считаю, что самое классное в Асии – это ее умение поддерживать и ее страсть к музыке.
Скоро рождественские праздники. Если бы у вас была возможность любого человека в мире пригласить на рождественский ужин, кто бы это был?
Любого?
Да.
Можно выбрать только одного?
Окей, вам можно нескольких.
Я бы пригласил на ужин семью, которая не может себе позволить отпраздновать Рождество.
Здорово. Что бы вы пожелали себе самому на 2019 год?
Несмотря ни на что продолжать заниматься любимым делом с той же страстью, драйвом и желанием помогать другим. А также играть свою музыку для еще большего числа людей.