Спецпроєкти

11 главных фильмов Люка Бессона (кроме «Пятого элемента» и «Леона»)


Свой 60-й день рождения празднует один из главных людей французского кино – Люк Бессон. Люк приложил руку к нескольким десяткам фильмов как режиссер, сценарист или продюсер, а мы в свою очередь отобрали 11 из них, которые повлияли на нас.

13-й район

Да, в топы лучших фильмов попадают красивые драмы, психологические триллеры и антиксенофобские мелодрамы. И в этом круговороте красивого кино, где карнавалом заправляют эстеты типа Андерсона или Иньярриту, порой теряются обычные простецкие боевики. С хорошими героями и злыми антагонистами. Чтобы включил — и сразу понятно, что плохо, а что хорошо. Такие, где Аронофски не закладывает в один кадр 18 библейских притч.

К этому вымирающему жанру и принадлежит фильм «13-й район». Он драйвовый, динамичный и простой. Понятно, кто плохой, а кто добрый. Он показывает, что добро всегда побеждает и что человек может гораздо больше. Но главное — он показал нам паркур. Тысячи парней после этой картины увлеклись переломами и ушибами, полученными при пируэтах на заборе и школьных партах. Благодаря творению Бессона даже в самых отключенных от интернета поселках знали о ямакаси и снимали контент, который впоследствии попадет в золотой архив ютуба под тегом «сельский паркур». Большое кино!

Рейтинг IMDb: 7.2

Никита

Раз мы уже взяли «боевиковый настрой», то почему бы его не продолжить? К тому же он по нраву и сегодняшнему имениннику. «Никита» стоит отдельным постаментом в фильмографии француза. Эта картина стала первым большим успехом 31-летнего режиссера.

Избитая тема, где человек проходит через 9 кругов ада в тренировочном лагере, чтобы потом убивать кого скажут направо и налево. Бессон забрел на кухню Годара, взял оттуда «женщину» и «пистолет», приправил свое блюдо сексом (не процессом, а именно выпирающим женским либидо) и оружием – большой магнум смотрелся в миниатюрных руках Анны Парийо как игрушка. Смертельная игрушка.

Фильм не напичкан крутыми тарантиновскими диалогами (напомним, что первой работой Бессона вообще было немое кино), Наоборот, режиссер, будто специально вкладывает простейшие фразы в уста героев, что делает их ближе зрителю. Хотя мало кто из нас юная наркоманка, которая стояла на шухере и случайно пальнула в копа, убив его. Впрочем, может, Бессон знает о нас больше, чем мы сами.

Рейтинг IMDb: 7.4

Люси

Французский режиссер также не удержался и высказался о бытующем мнении, что человек использует всего 10% своих возможностей, в частности потенциала мозга.

Героиня Скарлетт Йоханссон перевозит через границу наркотики в себе (в животе, конечно). Но что-то идет не так (вот это саспенс!), и вещество начинает просачиваться в тело девушки, наделяя ее сверхспособностями. Ну а дальше по плану: перестрелки, погони, немного сантиментов и опять перестрелки и убийства. В общем, то, чем Бессон успешно зарабатывает последние несколько десятков лет.

Люси выводит на новый уровень образ женщины в фильмографии режиссера. Теперь ей не приходится изнурять себя, подобно Никите, или становиться жертвой во благо борьбы, аки Жанне Д`арк. Нет, теперь героине достаточно только подумать – и от врагов не останется ничего, ведь она теперь использует гораздо больше 10% возможностей своего мозга.

Можно порадоваться за Люка, так как сборы киноленты превысили расходы в 10 раз (а фильм не из дешевых, аж в 40 млн долларов обошелся). Но второй раз такое кино никто не пересматривает.

Рейтинг IMDb: 6.4

Револьвер

Люк Бессон — великий режиссер. В мире не так много качественных гангстерских психологических нуаров, которые можно понять без гугла, обзоров на ютубе и двухнедельного переваривания увиденного.

В «Револьвере» Джейсон Стэйтем обретает спокойствие и уравновешенность. Другая парадигма его поведения смотрелась бы странно в фильме, где в OST можно услышать «Лунную сонату» Бетховена, «Nisi Dominus» Вивальди и самую страшную мелодию, когда-либо созданную человеком за всю историю Вселенной, — «Лакримозу» Вольфганга Моцарта.

По ходу сюжета фильм кажется винегретом, получившимся у Бессон, который замахнулся на кинематографический аналог «Цезаря” с лососем. Но стоит досмотреть до титров, как начинаешь осознавать красные нити произведения, его целостность и вкус.

Рейтинг IMDb: 6.5

Заложница

Почему бы не снять очередной «Командо», где отец – отставной военный убивает 1500 людей за свою дочь? Так подумали Пьер Морель и Люк Бессон — и сняли «Заложницу». Зато Лиам Нисон показал, что он горазд не только на душераздирающие драмы, «Звездные войны» или любовные комедии.

Стоит отметить, что Нисон похож на Шварценеггера только общим горем. У него нет неуязвимости Арни и той же обезбашенности, с которой Терминатор бросается под пули. Лиам действительно военный пенсионер, который в битве с более ловкими врагами побеждает умом. И насилие в фильме не переживаешь как таковое: враги главного героя не успевают вызвать сочувствие.

Слоган фильма: «Они забрали его дочь. Он заберёт их жизни». В сети есть квинтэссенция получше: «Смотреть — одно удовольствие; что еще можно испытывать, когда у плохого человека в ногах гвозди, а хороший подсоединяет их к розетке?»

Рейтинг IMDb: 7.8

Я люблю тебя, Филлип Моррис

На днях создательница “Гарри Поттера” писательница Джоан Роулинг приподняла занавес над чувствами директора Хогвартса Албуса Дамблдора. Еще в 2007-м она заявила, что Дамблдор гей. Совсем недавно мы узнали, что у него был жаркий роман с Геллертом Гриндевальдом – темным волшебником, считавшимся самым сильным и опасным до прихода Волдеморта.

Благо в «Я люблю тебя, Филлип Моррис» все проще: сразу понятно, кто главные влюбленные по сюжету. К нашему счастью, ими стали Джим Керри и Юэн Макгрегор — и не подвели.

Герой Керри обманывал себя и жил гетеросексуальной жизнью, но в один момент решил быть честным – признался жене и ушел искать любовь. В новой жизни ему приходилось искать и новую работу, и он не придумал ничего лучше, чем переступить через черту закона. Получив пожизненное, он влюбляется в Макгрегора, но возлюбленный выходит на свободу. Благо Керри не отчаивается и знает, что из тюрьмы можно бежать.

Фильм основан на реальной истории Стивена Рассела. Стивен – американский мошенник и самозванец, известный своими многочисленными побегами из тюрьмы. Из-за того, что побеги были весьма виртуозны, в криминалистике за ним закрепились клички Гудини и Король Жуликов. Его коэффициент интеллекта равняется 163.

Рейтинг IMDb: 6.6

Малавита

Роберт Де Ниро вновь играет мафиози, но в этот раз с обостренным инстинктом самосохранения. Герой Де Ниро чести и достоинству предпочел безопасную старость. Он сдал своих мафиозных дружков в обмен на защиту по программе свидетелей и переехал из Бруклина во Францию. Да, в других ситуациях героев просто перевозят в другой штат и меняют документы, но за голову Де Ниро объявлена награда в 20 миллионов долларов.

Вместе с семьей он не затаился серой мышкой в домике, а продолжает жить себе в удовольствие, хотя и приходится вновь пачкать руки в чужой крови. Бессону удалось показать гангстера с необычной стороны, создав отличный притягательный фильм. Правда, в нем все слишком правильно: диалоги, ритм, саундтрек с хитами, такой себе пижонский монтаж.

Пыл американских итальянцев врезается во французский снобизм и социальные проблемы, создавая отличное кино для просмотра всей мафиозной семьей.

Рейтинг IMDb: 6.3

Перевозчик

Кажется, мы стали забывать, что Бессон продюссировал крутые боевики. А одна из самых ярких звездочек на ночном небе фильмографии француза отведена боевику, в котором Джейсон Стэйтем предстал уже таким, каким его воспринимает «масс-калчэ»: брутальным и молчаливым мастером кулачных боев. И показал, почему не стоит нарушать правила.

После «Карт, денег, двух стволов», «Большого куша» или «Костолома» было приятно отмечать, что этому британцу чертовски идут костюмы. Пусть здесь он и стал скорее говорящим бойцовским манекеном, а не решалой, как в золотой коллекции Ричи. А еще он показал, что даже безэмоционально можно играть так, что понимаешь, о чем думает герой. Владелец одной эмоции/ухмылки Брюс Уиллис таким не выделялся, но в этом его шарм.

Рейтинг IMDb: 6.8

Такси

Одна из главных картин нашего детства. Без сомнений, уважать французского режиссера можно хотя бы за создание этой франшизы, которая без изобилия сложных сюжетных поворотов притягивает невидимым магнетизмом. А герои, казалось бы, карикатурны, но прописаны четче, чем у Диккенса.

«Такси» – это микс из скорости, юмора, французского рэпа, авантюризма и простоты жизни. Порой непонятно, чего в нем больше – в этом и мастерство Бессона. Взяв за основу простую параболу, он раскачивает наше настроение с помощью кинематографа. То, ради чего браться Люмьер и не спали днями и ночами.

В этой приключенческой комедии Люк утвердился как маэстро простого, антипафосного кино, которое ничем не хуже высокопарных драм. Ну и все это под французский рэп: треки из этого OST носил в своем телефоне каждый уважающий себя школьник.

Рейтинг IMDb: 7.0

Пятый элемент

Каждый раз, когда мы видим эти два слова рядом, то в голове начинает тревожно гудеть видеомагнитофон, а перед глазами предстает пролет камеры над картой с буквами G, которые сменяются вселенной с кольцом вокруг, удивительно напоминая эмблему киностудии Universal. Но нет, ты, как Юрий Макаров из «Империи кино», уже неплохо разбираешься в этом искусстве и знаешь – это Gaumont (мы говорили с «набитым ртом» на французском манер «гамё» с теряющейся «эн»).

Те vhs-воспоминания о том, что каждые 5 тысяч лет между параллельными измерениями открываются врата и силы зла и хаоса стремятся нарушить существующую гармонию. И каждые 5 тысяч лет нашей планете нужен герой, который рискнет встать на пути зла. В ХХIII веке таким героем стал Крепкий Орешек Брюс Уиллис. А еще ему помогала рыжеволосая Лилу, которая в детском мозгу вызывала импульсы, которые через десяток лет я расшифровывал как влечение к человеку. К тому же старшие сестры в журнале Cool! прочитали, что героиню играет украинка, которая уехала за границу. Представляете, украинка рядом с Брюсом Уиллисом! Это значит, может, и нам когда-то повезет.

Понять всю сложность киноленты тогда по видику нам не удалось: ни планетарного масштаба любви, ни цикличности истории. Тогда это был еще один космический боевик с песней, которую хотели повторить все. Так что стоит пересмотреть.

Рейтинг IMDb: 7.7

Леон

Если кто-то знает лучший саундтрек к фильму, то пусть он скажет это прямо сейчас в комментариях или будет молчать во веки веков. И это же не просто пафос: «Леона» невозможно представить без «Shape of My Heart», как и хит Стинга будет навсегда саундтреком тех слез. На этом спойлерную часть и закончим.

Этот фильм переворачивал сознание, ведь как киллер может остановиться, не убивать всех без разбору, как он вообще может проявлять доброту? Это был первый камешек, заложенный в нас, на котором выстроилось осознание, что мир далеко не черно-белый. Порой, казалось бы, положительные персонажи могут устроить такую подляну, что самый бесчувственный киллер на таком фоне кажется доброжелательным соседом по лестничной клетке.

Фильм учил, что не стоит доверять незнакомым дядям и делать поспешные выводы, тем более только по внешнему виду. После него казалось, что можно найти общий язык с любым человеком, если замкнутый киллер так сдружился с юной Матильдой (хотя, оказалось, ей было уже 18).

Каждый хотел иметь такого же друга, как Леон, и никогда не оказаться по ту сторону его прицела. Пока что нам это удалось.

Рейтинг IMDb: 8.6

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь