Как сделать бизнес успешным без маркетинговых войн? О чем говорил автор стратегии голубого океана в Киеве
Оказывается, для того чтобы создать выдающийся бизнес, вовсе не обязательно быть выдающимся. Для этого даже не надо конкурировать. Наоборот, лучше не конкурировать вообще!
Интуитивно (да и присматриваясь к создателям супербизнесов) я это всегда понимала. Более того, мне никогда не улыбалась перспектива бороться с кем-то за место под солнцем. Именно так, похоже, думали и создатели стратегии голубого океана: зачем тратить время и силы на конкуренцию, вместо того чтобы эту же энергию вложить в созидание? Все более чем логично.
Стратегии голубого океана – 14 лет. В 2005 году Чан Ким, профессор Мичиганского университета, вместе с коллегой Рене Моборн издали книгу «Стратегия голубого океана». Идея стратегии голубого океана основана на 15-летнем исследовании рыночных стратегий сотни лидирующих компаний и говорит о том, что для высокой прибыльности нужно создавать новые рынки спроса (голубые), а не конкурировать на старых (красные рынки, полные акул). Примеры реализации этой идеи – инновации, ценности, компании, которые создали новые смыслы: Canon, Circus Du Soleil, Philips, iTunes и множество других.
Книга переведена на 44 языка (больше, чем романы о Гарри Поттере) и продана тиражом почти 4 миллиона экземпляров. Авторы возглавили рейтинг Thinkers50 и создали новую организацию – Институт стратегии голубого океана, который занимается изучением конкуренции и рыночных стратегий.
Неделю назад Чан Ким, гиперактивный и позитивный кореец, прилетел в Украину по приглашению Академии ДТЭК. Конечно же, вся бизнес- и медиасреда Киева собралась на него посмотреть. Тем более что Чан рассказывал о своей новой книге «Переход к голубому океану», написанной в 2017 году с коллегой Рене. Если создавать с нуля голубой океан, то это уже понятно, но как быть, если прямо сейчас твой бизнес и продукт находится в красном? Как выплыть из этого моря акул?
Чан Ким умеет здорово продавать. Он был другом Стива Джобса, советником десятка президентов и ментором двадцати министров финансов. Он может гордиться историей о бизнесмене, который после прочтения его книги стал миллиардером (речь идет о сети отелей CitizenM). А такого парня, разумеется, нельзя не послушать. И вот какие инсайты из этой книги стоило бы запомнить (а лучше приобрести ее и полностью проштудировать. Я уже купила и прочла):
Мы слишком много времени тратим на продуктивность и слишком мало на креативность: с продуктивностью все понятно, это всего лишь инструмент. Надо бы разделить эти затраты 50/50.
1. Не нужно тратить время на отдельную стратегию. Созидание – это уже и есть стратегия. Избегайте в созидании красных океанов и акул.
2. Созидание инноваций – это не обязательно disruption. Делайте безопасные инновации, без разрушений, – именно это приводит вас к голубым океанам.
3. Много ли денег можно заработать на борьбе? Это возможно только на созидании: через создание новых сущностей можно создать новый спрос.
4. Не всегда, чтобы создавать новый голубой океан, нужно быть гением: все новое находится на пересечении старого – будьте наблюдательны. Отличный пример нового голубого океана – эдьютейнмент (игровое обучение).
5. Вместе мы более креативны, чем в одиночку.
Принцип голубого океана – высокая ценность и спрос при низкой цене. Три принципа перехода к голубому океану:
- точка зрения голубого океана, которая позволяет расширить горизонты и изменить понимание возможностей;
- практические инструменты для создания рынка и рекомендации использования этих инструментов, которые превратят видение океана в коммерческое предложение и новый рынок;
- гуманность процесса, человечность, которая вдохновляет людей и укрепляет веру в него».
После всего прослушанного (и позже прочитанного) у меня оставался лишь один вопрос: почему, если все так просто, мы все не становимся создателями новых голубых океанов? И нашла для себя ответ. Кстати, Чан Ким дает его тоже: самая сложная часть процесса перехода к голубому океану – это ЗАПУСК, launch. Если вы его переживете, то дальше все легче и приятней.
- «Это страшно – быть первым человеком, который разбивает воздух в стае. После вас уже все проверено и безопасно.
- Это иногда даже стыдно – быть белой вороной. А вдруг засмеют?
- Это рискованно: мы не знаем, до конца ли поняли рынок и потребителя, а вдруг что-то пойдет не так?
- Это некомфортно: нужно выбраться из уютной зоны комфорта и изменить ракурс зрения».
Посмотрите вокруг: много ли голубых океанов рядом с вами? На каком из пересечений можете вы создать новый? И для вдохновения советую послушать плейлист «Музыка из рекламы Apple» – королей голубых океанов.
И книжку купите. Можно вот здесь: https://kniga.biz.ua/book-perekhod-k-golubomu-okeanu-za-predelami-konkurentsii-007875.html