Максим Плахтий, основатель Karabas, о мошенничестве с билетами и как с ним бороться
Максим Плахтий — украинский предприниматель и основатель билетного сервиса Karabas. Мы встретились с Максимом, чтобы обсудить нынешнее состояние культурной индустрии страны, возможные пути ее развития и новый сервис officialtickets.org.ua, с помощью которого можно проверить свой билет на «фейковость».
На ранних этапах появления электронных билетов, идентификаторов и штрихкодов — спекуляций с билетами не было. Это было невозможно потому, что мошенники, во-первых, не до конца понимали как с этим работать, а во-вторых — рынок еще был слишком мал. Сейчас же все иначе — львиная доля билетов на рынке, именно электронные, поэтому возникли следующие проблемы:
Проблема №1
Мошенники создают сайт, на котором продают поддельные билеты. Запускают масштабную поисковую рекламу в Гугл, покупают посты у лидеров мнений. Человек, ничего не подозревая, переходит по поиску или по ссылке указанной в посте и покупает его. Билет внешне ничем не отличается от основных билетных операторов.Позже, когда человек идет с этим билетом на концерт и его не пускают, только тогда и обнаруживается факт мошенничества.
Проблема №2
Люди, по незнанию, часто самостоятельно провоцируют мошенников. Например, выкладывают в интернете фотографии с билетами, пересылают их по почте друзьям, знакомым. Дальше возникает вопрос, а как решать данную проблему?
Проблема №3
Правило прохода на площадку. Люди приходят с билетами на контрольно-пропускной пункт и не знают свои базовые права и обязанности. Где кризис-центр, к кому обращаться в случае проблемы? Что можно проносить, а что нельзя?
Проблема №4
Если покупатели уже поняли, что стали жертвой мошенников, у них возникает вопрос — а что мне дальше делать и куда обращаться
В связи со всем вышеперечисленным возникает вопрос — а кто должен был решить эти вопросы и дать на них ответы? Первое, что приходит на ум — государство. А кто именно? Президент, правоохранители, минкульт?
Мое мнение, ответы на такие вопросы должен давать ответственный бизнес. Это наш участок работы, наша сфера деятельности и мы хотим, чтобы на рынке были цивилизованные и понятные правила. Поэтому мы и поддержали инициативу officialtickets.org.ua. На данном ресурсе собрана вся полезная информация касательно электронных билетов и безопасности их приобретения.
Karabas.com поддержал данную инициативу и добровольно передает данные о проданном билете на сервер, который их фиксирует и выдает соответствующий номер записи в журнале. Этот номер и в виде QR-кода маркируется на билет и дает возможность проверить его оригинальность.
Мошенники чаще всего подделывают не штрих-коды, а места, даты и цены. Что также можно проверить на данном сервисе.
Наличие подобной платформы задаёт рынку новый стандарт работы и все желающие компании, в приоритете которых клиентоориентированность и прозрачность работы могут присоединиться к этой инициативе или построить собственный похожий сервис проверки подлинности. Главное — дать клиенту инструментарий защиты.
Мне кажется, с развитием и усложнением рынка появятся и другие вопросы, как дальше развивать рынок? Стремиться к большей регуляции, когда билет покупается с паспортом или же выбрать либеральную модель — билет приобретается в несколько кликов без документов и свободно передается. Каждая из систем имеет свои достоинства и недостатки.
Мы, как мне кажется, попытались найти баланс. Предложенная нами система дает людям способ проверить билет, но при этом не требует идентификации личности.
Что еще? Например, у сервиса Karabas действует ограничение на покупку билетов в одни руки. С одной стороны, мошенники могут зарегистрировать много номеров и попытаться таким образом выкупить билеты, скажете вы. Но, с другой — ограничение, создает достаточную сложность для ее обхода, что мошенникам не сильно выгодно. Да и в тоже время мы не хотим создавать сложностей для пользователей, чтобы не превращать покупку билета в настоящий квест.
Уверен, что в скором времени все мы будем наблюдать всплеск законодательных инициатив в сфере диджитализации, после чего для нас откроются новые возможности в поиске инструментарий борьбы с мошенниками.
Если мы хотим развивать государство, нужно инвестировать в инфраструктуру. Необходимо строить или стимулировать строительство современных концертных площадок, культурных центров. Нехватка площадок особенно ощущается в крупных городах-миллионниках.
Почему без государства невозможно решить эту проблему? Потому что когда девелопер смотрит на культурный объект, он понимает, что сроки окупаемости составляют примерно 20 лет. Никто не будет вкладывать большие деньги в такие долгосрочные проекты. Ведь можно просто построить высотку и за 2-4 года вернуть свои вложения. У бизнеса нет доступа к дешевым кредитам. А самостоятельно он точно не будет инвестировать в такие проекты без понимания, когда и как он сможет вернуть свои деньги. .
Отсутствие площадок создает реальные проблемы артистам. Если сравнить нас с соседями, можно заметить, что у нас много городов-миллионников, где можно делать туры внутри страны, что для артистов крайне важно. Туры , помимо музыкантов, развивают и саму индустрию. В турах учатся и развиваются менеджеры, сценографы, работники продакшенов и так далее.
Если мы хотим видеть Украину интегрированную в культурный международный контекст, хотим, чтобы к нам приезжали звезды А-класса, то нам необходимо инвестировать в развитие культурной сферы.
Я считаю, что государство должно создать более благоприятные условия для культуры. Ведь помимо культурного обмена, появляется возможность заработать. Нам необходимо, чтобы на территории Украины было выгодно производить культурный продукт и экспортировать его зарубеж.
Если взять ту же РФ — там нулевые налоговые ставки, необлагаемый денежный оборот. В Украине вести такой бизнес гораздо сложнее — если украинский артист на 35 процентов платит больше, чем в России, понятно, что ему выгодней уехать и зарабатывать там. Соответственно, чтобы конкурировать за творческих людей нам нужно строить не только инфраструктуру, но создавать благоприятные для них экономические условия.
Если мы хотим в Европу — нам необходим культурный обмен. Я всегда привожу один простой пример, почему наша страна пока еще далека от Европы в ментальном плане. Украина граничит с разными странами. Назовите самых популярных певцов и певиц в РФ? Я уверен, любой человек сможет пару-тройку назвать. А назовите мне самого популярного артиста в Польше? Это не самая маленькая страна Европы. А Венгрии, Румынии, Чехии? Вообще ноль. Нет даже каких-то вариантов. Это чтобы было понятно где мы находимся в культурном плане и куда мы интегрируемся.
Для меня это индикатор того, что мы пока еще не ассоциируем себя с европейской территорией. Не интересуемся, что там происходит. Если с соседями не получается, может, стоит пойти дальше? Кто сегодня в топе музыкальных чартов Германии, Франции? Думаю, ответа снова не последует. Это говорит о том, что нам необходимо налаживать культурный обмен, если мы стремимся к евроинтеграции.
Для этого, в том числе, должна быть инфраструктура, за которую опять-таки отвечает государство. Давайте возьмем и построим хотя бы 5 хороших залов в Одессе, Львове, Харькове, Днепре и Киеве. Это в свою очередь даст толчок к развитию всего остального.
Площадку можно построить таким образом, чтобы там можно было проводить и спортивные ивенты, и детские мероприятия. Бизнес, в свою очередь, уверен, будет готов поддерживать такие начинания. Например, Karabas готов вкладывать в такое развитие, но нам некуда. Поэтому пока ждем, когда новое Министерство культуры предложит подобные кардинально важные истории.
Индустрия развивается, но не подпитывается инфраструктурой. У нас есть талантливые артисты, которые создают отличную музыку, а потом сталкиваются с тем, что выступать негде, монетизировать себя тяжело.
Мы видим, что при возможности наши артисты создают потрясающие шоу! Вспомните стадионный концерт Монатика, выступление группы «Время и Стекло». Много других аншлаговых концертов. Это большой скачек не только для артистов, но и для целой команды профессионалов. Украина всегда была мощная в креативе.
И публика готова к такому. Если смотреть на 2019-й год в билетной индустрии, то заметны несколько тенденций. Во-первых, деньги у зрителей есть. Во-вторых, люди становятся куда более избирательными. Т.е. зритель может купить более дорогой билет на хорошее шоу, нежели сходить 5 раз на что-то менее крутое. В третьих, интерес к украинскому артисту не исчезает.
Мы предполагаем, что сейчас Украина упирается в инфраструктурные вопросы. Если это не решать, боюсь, может начаться серьезная стагнация.