Спецпроєкти

В суд из-за юмора. Распространяется ли авторское право на шутки и как его защитить? 


Шутка – это объект авторского права? И можно ли подавать в суд из-за того, что вашу шутку сплагиатили? Рассказывает юристка АО «Братья Попко и Партнеры», аспирантка КИМО Екатерина Милицына.

Поймали красивый кадр, сняли влог, сочинили песню, написали код или невероятно интересный пост – с момента создания у вас сразу возникли авторские права. Даже если еще не опубликовали, даже если драфт. Ориентировочный перечень того, что охраняется авторским правом, предусмотрен законодательством. Почему ориентировочный? Потому что он неисключительный. Это значит, что охрану могут получить даже те объекты, которые прямо не указаны в этом списке. Кстати, шуток там нет. И это не смешно! 

Если вам тоже интересно, распространяется ли авторское право на шутки, тогда добро пожаловать в клуб. Первое правило клуба: никто не говорит «эй, давай пошути». Второе правило клуба: никто никогда не говорит «эй, давай пошути». Если только что у вас промелькнула мысль о правомерности изменения цитаты Чака Паланика, тогда вы точно член клуба. Сегодня мы разберемся, охраняются ли шутки авторским правом, где границы между вдохновением и плагиатом и как защититься от последнего. И сразу неюридический лайфхак: если шутка неотделима от вашей уникальной личности, заимствовать ее будет просто невозможно или бессмысленно. Теперь к юридическим механизмам. Начнем с конца и узнаем, почему так мало юридических споров о шутках в сфере авторского права. Почему с конца? Потому что сначала нужно ознакомиться со всеми правилами клуба!

P.S. Мемы – это же тоже шутки, если вы понимаете, о чем мы. Так что дождитесь. 

Почему так мало споров о шутках в сфере авторского права?

На фоне многочисленных судебных процессов, связанных с авторским правом, о судебных спорах относительно авторства на шутки мы почти ничего не слышим. Причина – стоимость судебных издержек, а также трудности доказывания наличия авторских прав на шутки и нарушения таких прав. В общем, до суда дело обычно не доходит. 

Но несмотря на то, что свое авторство так трудно отстоять, шуток и юмора становится все больше. Хочется верить, что люди просто не теряют оптимизма и чувства юмора! Но что держит авторство шуток на плаву?  

Во-первых, «правила клуба». Круг авторов шуток в пределах страны или даже определенного региона достаточно тесен, поэтому в отношениях между собой юмористы (исполнители и авторы) скорее руководствуются неписаными кодексами чести, этическими нормами и правилами, установленными ними же, чем прибегают к букве закона. Рынок юмористов самоорганизовался.

Иногда положения этических норм и авторского права совпадают, ключевым среди которых является положение, которое запрещает использовать шутки другого автора. 

Например, в своей книге «Библия юмора» (The Comedy Bible) Джуди Картер приводит собственный список 10 заповедей, одной из которых является заповедь «не укради шутку у ближнего своего», так как «когда вы копируете чей-то материал, вы воруете не только у них; вы также воруете у себя, потому что вы не следуете собственному пути творческого процесса».

Во многих же случаях этические нормы комиков расходятся с положениями авторского права. Одним из ярких примеров этого является то, что авторское право охраняет выражение, а не идею, в то время как законы чести комиков предусматривают защиту как идеи, так и ее выражения.

Во-вторых, юмористы редко обращаются к инструментам защиты авторского права из-за быстрой утраты ценности шутки и ограниченную реализуемость шутки. Долго об одном и том же шутить не смешно – зачем по этому поводу еще и судиться, другими словами. Ограниченная реализуемость шутки состоит в том, что шутки трудно потом воплотить в других сферах, а еще они часто ограничены регионом: то, что смешно в одной части земного шара, может быть воспринято абсолютно равнодушно в другой части мира.

Охраняются ли шутки авторским правом?

Вариант №1. Шутки могут попасть под категорию произведений, уже непосредственно предусмотренных в законодательстве. Написанные шутки – под литературные произведения. Шутки также могут быть основой или частью произведений для сценического показа, их постановки. Шутки, которые не зафиксированы на бумаге или иным способом (например, аудио, видео), но при этом рассказаны, теоретически могут считаться устными произведениями. Однако в последнем случае автор столкнется с трудностями доказывания. Еще больше вопросов к импровизациям – об этом далее. 

Вариант №2. Во многих странах, в Украине в частности, перечень объектов авторского права является открытым. Из этого следует, что объект, который прямо не указан в этом перечне, может получить охрану авторского права, если при этом будет соответствовать критериям охраноспособности. 

Так что да, шутки могут охраняться авторским правом. А это значит, что можно препятствовать плагиату – в частности, требовать: 1) удаления материала, который нарушает ваши права; 2) возмещения убытков или 3) денежную компенсацию. Не все вместе, что-то одно из перечисленного. 

Так что всякий раз, когда вам скажут: «Эй, давай пошути!» – можете отвечать: «Ты просишь меня создать объект авторского права, но ты делаешь это без уважения, ты даже не предлагаешь роялти».

И снова вопрос. Почему тогда с шутками все так сложно?

Учитывая, что шутки могут получить охрану авторского права, возникает вопрос, почему же авторы так редко защищают свое авторство?

Причина №1. «Идея» и «выражение» – это разные вещи

Авторское право четко разграничивает понятия «идеи» и «выражения». Охрана авторского права распространяется только на форму выражения идеи, а не на саму идею.  В этом отношении юмор является особо уязвимым. 

Во-первых, никто не отменял случаи, когда один автор ссылается на то, что лишь «вдохновился» шутками другого и не более. 

Во-вторых, не часто можно стать свидетелем того, что автор заимствует целиком и полностью, без изменений формулировок. Напротив, если автор так проникся шуткой, что все-таки решил ее перенять, то обычно имеет место изменение шутки другого автора. Масштаб может варьироваться от простой замены действующих лиц шутки или ее обстоятельств до полного изменения текста. Но идея остается такой же. Для аудитории может быть очевидным заимствование, в то же время с формально-юридической позиции в большинстве подобных случаев установить нарушение авторских прав будет невозможно. 

Есть и другая сторона медали. Существуют случаи, когда формулировки шуток схожи, однако их посыл разный. 

Сравним следующие шутки:

Команда проекта «Лига смеха» «Загорецька Людмила Степанівна» Команда проекта «Лига смеха» «Стадион Діброва»
С – Святослав, В – Виктор Д – Дантес, А – Арина Родионовна, П – Пушкин 
 

В: – Чуєш, Святослав, а ти ж готував пісню, давай її зараз тут тіпа… угу.

(Святослав починає співати, без мікрофона, вигукуючи у зал)

С: – В шумнім залі ресторану…

В: – Святослав, Святослав, Святослав, Святослав… Всьо нормально, всьо нормально, але якби ти пісню не просто співай, ти її якби співай з мікрофоном. Окей?

(Святослав біжить за куліси за мікрофоном)

В: – Та й таке.

(Святослав вертається з мікрофоном)

В: – Є, так? Всьо, давай.

(Святослав починає співати, мікрофон у нього в руках, яким він розмахує)

С: – В шумнім залі ресторану…

В: – Святослав, Святослав, Святослав, Святослав… Мій провтик. Ти якби пісню не просто співай з мікрофоном, ти пісню якби тіпа співай в мікрофон, окей? Давай.

 

А: – Берите оружие. Расходитесь.

Д: – До свидания.

А: – Какое до свидания?! 

Д: – Извините.

А: – Просто друг напротив друга встаньте и все!

Д: – А, понял, извините.

А: – Стреляйте.

(выстрел, Дантес попадает в Арину Родионовну, Арина Родионовна падает) 

А: – А-а-а-а, о-о-о-о.

П: – Няня, няня, все хорошо?

А: – Хорошо, хорошо… Вот кружечка и пригодилась. Где же кружка, где же кружка?! Вот она!

(выбрасывает кружку. Оказывается, Дантес выстрелил в няню, Арину Родионовну. Пуля попала в кружку, которая была спрятана у нее за платком. Арина Родионовна встает, подходит к Дантесу)

А: – Смотри, мой косяк. В него (показывает на Пушкина).

Д: – А-а, я… Извините.

Итак, сравнив два диалога, можем сделать следующие выводы. Оба диалога построены на том, что один из действующих лиц понимает все в буквальном смысле. Это глобальный замысел шуток. Действующему лицу говорят что-то сделать, он это выполняет, но из-за дословного толкования делает совершенно не то, что от него ожидалось. Образуется комический эффект. Это подводит нас к кульминации шутки. В нашем случае – «Мой косяк» или «Мой провтык» (фразы являются синонимами для данного случая). Затем собеседник исправляется, говорит иную инструкцию, что сделать, уже с учетом особенности человека – буквального восприятия всех слов.  

Сам образ человека, который понимает все в буквальном смысле, будет идеей, которая не охраняется.

Описание разных ситуаций, которые могут с ним происходить, могут быть как идеей, так и выражением. Если ситуация будет изложена 1) тривиально и рутинно, 2) таким образом, что это типично и характерно для таких людей, 3) что, как следствие, подводит к выводу, что несколько людей могут прийти к такому решению, то такое описание будет идеей. Чем более индивидуализированной и оригинальной будет ситуация, тем больше вероятность того, что она сможет претендовать на охрану авторского права. В нашем случае ситуации номеров разные, поэтому проводить их детальную квалификацию не нужно. 

Переходим к кульминации. В данных шутках формулировки синонимичны, а по смыслу идентичны, но не стоит торопиться с выводом о нарушении, потому что кажется, это тот самый случай, когда: 

  • нарратив шуток – ситуации, вокруг которых они строятся – сделал свой вклад в их несхожесть;
  • кульминация шутки скорее будет квалифицирована как такая, которая принадлежит к юмористическому приему, что будет идеей, которая не охраняется. 

Это пример того, как в юморе одинаковые или схожие формулировки не свидетельствуют о нарушении авторских прав. А еще пример, когда кульминация шутки основывается на приеме.

Еще один пример. Как думаете, будет ли это продолжением только что изложенного?

Проект «Лига смеха». Сборная команд «Отдыхаем вместе» и «Луганская сборная». Елена Кравец в образе Олега Винника Команда проекта «Лига смеха» «Наш формат»
Елена Кравец в образе Олега Винника спускается вниз и обращается к жюри: Юрий Ткач в образе Джокера спускается вниз и обращается к жюри:
 

Потап, миллионы поклонниц, дорогие тачки, золотые курорты.

Лирник, новые шорты

Мда…

Уходит, напевая «Счастье бывает разное»

Привет! 

Сережа, классная рубашка.

Вова, классные туфли.

Дантес, классная жена.

Пока вы думаете над ответом на прошлый вопрос, рассмотрим еще один прием.

Для обывателя смех преимущественно является спонтанным, для хорошего юмориста – зачастую прогнозируемым явлением, ведь в юморе есть свои законы, гипотезы, стратегии и формулы. Они проявляются в виде различных приемов, техник, концепций, замыслов и т. д., которые для авторского права являются идеями, а последние, как мы уже выяснили, не охраняются. 

Например, как вам такое? 

Президент Буш, и Стив  Бриджес, имперсонатор Буша

Выступление «Вечерного квартала»

Выступление президента с собственным пародистом будет приемом, а значит (и все вместе!) – идеей, которая не охраняется. Сами же выступления разные по содержанию и формулировкам. Значит, нарушений нет.  

Одновременное независимое озарение. Шутки на актуальные или бытовые темы

Бывают случаи, когда авторы действительно придумали одинаковые или похожие шутки, не подглядывая друг к другу. В таких случаях важно быть первым. А если не получилось, то иметь доказательства, что вы создали самостоятельно. Но лучше все-таки быть первым. 

Если ваша шутка об актуальном событии или бытовой ситуации, еще есть риск, что она не будет охраняться авторским правом. Это зависит от каждого отдельного случая. Чем больше в вашей шутке фактов или стереотипов, тем меньше у нее шансов. В шутке должно быть как можно больше вашего юмора, вот это залог успеха!

Вот, например, вы только посмотрите, как можно продолжать обыгрывать достаточно обыденную шутку про «пробить дно» или «со дна постучали». 

Проект «Лига смеха». Сборная команд «Винницкие» и «Загорецька Людмила Степанівна» Проект «Лига смеха». Спецпроект «Комики против шоубизнеса – 2017». Команда «Шоубизнес». Конкурс песни
Диалог команды «Винницкие» (В) и «Загорецька Людмила Степанівна» (ЗЛС): Выступает команда шоубизнеса. На сцену выбегает Виктор (участник команды «Загорецька Людмила Степанівна») в образе черта. Диалог команды (К) с чертом (Ч)
 

В: – Загорецкая, че вы к нам в номер выперлись?

ЗЛС: – Ми прийшли подивитися на дно.

В: – Какое дно?

ЗЛС: – Гумористичне. Шо ви тут робите? То якби наша тєріторія.

Ч: – Добрий вечір! Я ваш сусід зверху. 

К: – А може, знизу?

Ч: – Нє, повірте, те, що ви робите, знаходиться ще нижче.

 

Распространяется ли авторское право на импровизацию? 

Шутки, которые появляются во время импровизации, не запланированы, спонтанны и непреднамеренны, поэтому есть мнение, что они не охраняются авторским правом. Но если шутка родилась во время импровизации, и это было зафиксировано на видео и аудио, что ее теперь отличает от обычной? Фиксация – то, что поможет вам отстоять свои права в случае, если вы станете жертвой плагиата, потому что авторское право распространит свое действие на ту форму выражения, которая была зафиксирована. 

Авторское право на мемы

Если вы создали мем полностью самостоятельно, нарисовали картинку и придумали подпись, то вы значительно облегчили задачу юриста. Вы будете автором.

Подобных ситуаций мало, Губка Боб сказал бы, что это воображение. Кстати, вот таких мемов, которые строятся на кадрах или шаблонах, гораздо больше. Если вы делаете мемы с помощью них, то с позиции авторского права это будет считаться созданием производного произведения. 

Есть вариант использовать в качестве основы объект, срок авторского права на который уже истек. В Украине авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. 

Если объект еще охраняется, то создавать производные произведения может либо сам автор или тот, кто получил права, либо кто-то другой, но с согласия автора. Если это условие выполнено, тогда такой производный объект тоже может получить свою отдельную охрану авторского права. То есть если вы взяли чей-то объект и создали что-то свое без разрешения, то это будет неправомерно и не получит охрану авторского права.  

Но не торопитесь закрывать генератор мемов. В США есть доктрина fair use, согласно которой при соблюдении определенных условий можно использовать объект без разрешения автора и выплат ему, но с указанием авторства и источника. Сейчас не будем детально останавливаться на этих условиях, но под них подпадает использование объектов авторского права с образовательной целью, с целью критики, создания выпуска новостей, создания пародий и так далее. Мнения юристов о том, подпадают ли мемы под эту доктрину, разделились. Есть те, кто считают, что да, и есть противники. Но если для создания мема вы использовали всего один кадр, сделали это не на коммерческой основе, да еще и указали автора с источником, то переживать вряд ли стоит. 

В украинском законодательстве такой доктрины нет, но есть случаи свободного использования произведений тоже с указанием автора и источника, где взяли оригинальный объект. Одним из таких случаев является создание пародий, карикатур или попурри, под что теоретически могут попасть мемы, но каждый случай индивидуален. Опять же, если сделали мем не для коммерции, это будет аргументом в вашу пользу.

Как защитить свои шутки? 

Учитывая специфичность таких категорий, как «шутка» и «юмор», комики предпочитают использовать этические и социальные нормы, которые были разработаны ними же, а не механизмы авторского права. Предпочитают не идти в суд. И на это есть свои причины, основная из которых состоит в том, что из-за особенностей природы шуток, их вариативности значительно осложняется применение существующих механизмов авторского права. Нужны ли юмору отдельные нормы – дискуссия, главным двигателем которой должны быть сами авторы.

Значит ли это, что для шуток ситуация безнадежна с позиции авторского права? Нет. Шутки могут быть объектом авторского права с учетом тех особенностей, которые мы уже вспоминали. 

Да, есть трудности с применением существующих норм. Несмотря на это, главным советом будет совет все фиксировать на аудио, видео, бумаге, онлайн, чтобы потом легче было доказать свое авторство. Есть также возможность зарегистрировать свое авторское право на объект. Кстати, сама регистрация – это право, а не обязанность, потому что авторское право возникает в силу создания объекта. Другими словами, без СМС и регистрации.

Фиксация поможет, во-первых, защититься от обвинений в плагиате, если вы знаете, что пришли к этой же шутке раньше, просто решения оказались одинаковыми. Во-вторых, случаи, когда копируют подчистую или с незначительными изменениями, немногочисленны, но это не означает, что их вовсе нет. И фиксация тут тоже придет на помощь. Если же часто импульсом для творчества вам служит вдохновение, убедитесь, что создали что-то свое, оригинальное, которое не похоже на иное и не может стать основанием для претензий. 

P.S. Любий читачу, ми хочемо познайомитися з тобою ближче. Можешь, будь ласка, відповісти на кілька питань? А ще там знайдеш інфо, як долучитися до секретного клубу із подарунками від наших партнерів ;) Let’s talk!

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь