Спецпроєкти

Вова Лерт – автор клипов «Бумбокс» и украинского фильма, который вышел на «Золотой Глобус». Мы поговорили о его новом фильме, кино и жизни


Вова Лерт родился в Латвии, изучал кинематограф в голливудском институте Брукса, снимал клипы группе «Бумбокс», а сейчас делает кино в Украине. Его трагикомедия «Мир вашему дому!» в 2018 году стала первым украинском фильмом на отборе «Золотого Глобуса». В следующем году Лерт выпустит Bitcoin Movie – комедийный фильм о человеке, который решил вернуть свои богатства со свалки. На него собирают бюджет по ходу съемки.

Все фильмы Лерта консультирует американский мастер комедии Стив Каплан, по программе которого учатся авторы НВО, Paramount, Disney, Dreamworks и студенты некоторых американских ВУЗов.

Наша редакторка встретилась с Вовой, чтобы поговорить о том,  как писать комедию по Zoom, почему создателю нельзя отдаляться от своего героя и сколько нужно опыта, чтобы стать хорошим режиссером.

Bitcoin Movie. Как ты пришел к идее?

Когда-то я скопил 100 биткоинов, и человек, который расплатился ими со мной, предупредил – они будут стоить дорого и лучше их не тратить. Тогда они стоили немного, но мне нужно было закончить фильм. Я подумал, что важнее – сказочные богатства где-то там в далеком будущем или закончить фильм сейчас? Тем более все друзья-коммерсанты говорили, что это очередная пирамида и от этих биткоинов нужно срочно избавляться, пока они вообще хоть чего-то стоят. 

Ты выбрал закончить фильм?

Да. Это «Мир вашему дому!». Когда ехал домой с его черновым вариантом, мне позвонил друг – спросил, доснял ли я. Он знал, что я пытаюсь это сделать уже шесть лет, с 2012 года каждый день. Доснял, говорю, и рыдаю от счастья. Я был очень рад и одновременно ненавидел все, что связано с кино. 

100 биткоинов – сколько это могло бы быть денег?

Если бы я их разменял 20 декабря 2017 года – два миллиона долларов. Затем в интернете появилось много историй о том, как люди пытаются отыскать свои старые компьютеры в надежде найти на них биткоины.

Стало интересно, как далеко люди могут пойти, чтобы вернуть потерянное. Насколько мы зависимы от прошлого? Мы же часто не осознаем, что самое дорогое – это время. Все это знают, но вот по-настоящему… рыться в мусоре, чтобы найти куш, стоит ли это того? Что будет с этим потерянным временем? Что дороже – условный миллион или два года собственной жизни? 

Все эти вопросы волновали меня, а в голове зарождалась история, которая по-настоящему веселила. Потому что сочиняя ее, я осознавал, каким был болваном.

Мой следующий вопрос был о том, что сближает тебя с главным героем этого фильма.

В какой-то степени автор и есть его главный герой. Я использую себя как основу. 

Среди писателей ходит убеждение, что, когда создаешь героев, нужно максимально дистанцироваться от них.

Я возьму на себя ответственность назвать это заблуждением. Ты никогда не выпрыгнешь из своего тела, мозга, и поэтому the hero is you. Ты не то что один герой – ты все герои, это ты в разных предлагаемых обстоятельствах. Как игра в шахматы с самим собой. Основная сложность в том, что нельзя играть в поддавки. 

Многие сейчас боятся любви – из-за страха потерять независимость. Философы говорят: «Все дороги ведут в никуда». Наверное, я снимаю истории про то, что идти в никуда гораздо веселее с любимым человеком.

Когда я работал над фильмом, решил сходить к психологу и понять, почему именно эта история мне интересна. Почему из всех историй в Мире ты пишешь эту? – спрашивал я себя. Поиск ответов стал основой истории фильма. 

Стив Каплан помогает тебе делать хорошую комедию. Как вы сработались?

Сделав треть «Мир вашему дому!», я понял, что что-то не так. Тогда прочитал книгу Каплана «Скрытые инструменты комедии». Оказалось, снимаю не совсем то – должна быть трагикомедия, а у меня драма. Кажется пустяком, но это совершенно другой жанр, я мог допустить грандиозную режиссерскую ошибку.

А как работаете над сценарием Bitcoin Movie?

Мы, как и раньше, пишем поэпизодный план, персонажей, затем обсуждаем его через Zoom, читаем Каплану раз в несколько месяцев. Он как сценарный доктор указывает на слабые места и предлагает подумать в других направлениях, придумать более интересные и яркие сценарные ходы. 

Спустя три года работы я понял, что сдать сценарий Каплану невозможно. У меня просто не хватит на это ума. Но благодаря соавтору Вите Зиме мы не сдались и продолжаем работать. 

И как?

Пиз*ец как тяжело. Я же думал написать сценарий за девять месяцев, а не за четыре года. Когда через четыре года Стив сказал: «I love this story, but you have a problem in the third act and you have to change this and that» – я испытал неслыханное облегчение. Его одобрение, пусть и с замечаниями, уже победа.

Фильм собирает бюджет на съемки по ходу съемок, да?

Да, от людей и технологических компаний. С этих денег мы заказали реквизит и закончили сценарий, раскадровку, да много чего. 

После «Мир вашему дому!» я понял, что независимое кино – это почти каша из топора. Есть деньги на сценарий – сделай сценарий, есть на постер или раскадровку, – тоже сделай. На сайте фильма bitcoinmovie.club любой человек, профинансировавший фильм, может отслеживать ход съемки, предлагать творческие решения в Zoom-комнате, в общем чате с режиссером и всей командой создателей. 

Ты следишь за украинскими комедиями?

Да, но возможно, не слишком внимательно. Это пока еще не то кино, которое я сам смотрю. Но я не критикую. Киноцеху нужно радоваться достижениям коллег, а критика для критиков. Я рад наблюдать за успехом коллег. Чем больше хорошего кино, тем больше зрители нам доверяют.

Кинопродюсер Владимир Яценко озвучил мысль, что молодым людям лучше не заниматься кино, а получать киношное образование во вторую очередь. Что ты думаешь об этом?

Я согласен. Кинорежиссер – это коктейль профессий: психолог, фотограф, актер, сценарист, бизнес-администратор, дизайнер, монтажер и еще куча всего. Чтобы это все познать, нужно за что-то жить. Поэтому – да, лучше иметь вторую профессию, и не одну.

Я рекомендую начать с актерства и драматургии. В актерских классах можно научиться писать диалоги, например.

Нужно ли достигнуть какого-то возраста, чтобы быть кинорежиссером?

Смотря о чем снимать: может быть, 18-летний парень сделает историю школьной любви так хорошо, как никто другой. За годы влюбленности он мог пережить многое. 

Основа всего – сторителлинг. Важно научиться писать истории, личные для тебя.

На мой взгляд, нужно никого не слушать, а учить драматургию по книжкам, снимать короткометражные фильмы на телефон и выкладывать в YouTube. Если получится что-то крутое, люди мгновенно отреагируют и выведут в топ. 

А кто вообще повлиял на твой вкус в кино?

Григорий Горин, Марк Захаров, Георгий Данелия, Андрей Кончаловский, Эльдар Рязанов. Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Роберт Земекис, Квентин Тарантино и еще великое множество режиссеров. 

Ты думал вернуться обратно в Лос-Анджелес?

«Мир вашему дому!» я задумывал как кино голливудского качества, снятое в Украине. После того как закончу картину, думал, вернусь в Лос-Анджелес. Но съемки затянулись практически на шесть лет. И теперь Украина мне уже как-то роднее. А в Голливуде и без меня специалистов хватает. 

Сейчас сильно сократилось расстояние между профессиональными и непрофессиональными актерами, в кино много блогеров. Это очень плохо?

Нет, если блогер играет хорошо. Но это редкость. Я считаю, что актер по-настоящему может проявить себя в театре. В театре ты живешь на сцене. А чтобы играть на сцене хорошо – необходимо серьезно и долго учиться, иначе зрители закидают гнилыми помидорами. Кино – это склейка, сыграл дубль, ушел в трейлер ждать, и нет полета.

Ты когда-нибудь хотел это все бросить?

Да, после «Мир вашему дому!». Я четыре года не брался ни за что, кроме коммерческих видео для IT-корпораций. Съемки были очень тяжелыми. Я не заметил, как получил психологическую травму. Организовывать их сложно, легко слететь с катушек.

В киношколах обычно не учат менеджменту, а для будущего режиссёра это мина замедленного действия. Ты же в кино работаешь с людьми. Я планирую открыть в Украине киношколу, чтобы другие могли учиться по американским методикам. 

Что нужно, чтобы украинский фильм показали на Золотом глобусе?

Нужно чтобы один из отборщиков увидел фильм на фестивале или ещё где-нибудь. Фильм ему должен понравиться, тогда он сам и пригласит. Так было с «Мир вашему дому!» – его увидел кинокритик Сергей Рахлин. Возможно, есть ещё пути, но мне они неизвестны. 

Мы показали фильм комиссии Золотого Глобуса, но дальше не прошли – нужно очень много денег на пиар, десятки тысяч долларов. Мы показали фильм в одном из лучших кинотеатров Голливуда и устроили вечеринку, что само по себе важный опыт. Тогда я познакомился со Стивом Капланом лично. Он очень хорошо отозвался про фильм, а потом мы с ним целый вечер обсуждали кино. Признание от гуру комедии как Стив Каплан – награда не меньше Золотого Глобуса. А Золотой Глобус мы еще возьмем. Всему свое время.  

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Теги:
Ми в Телеграмі
підписуйтесь