Спецпроєкти

Найти «пасхалки» в Cyberpunk 2077. Подборка самых интересных киберпанковских графических новелл


Геймеры со всего мира продолжают играть в Cyberpunk 2077 – самую ожидаемую в декабре прошлого года. Кто-то называет ее шедевром, а кто-то жалуется на недоработки. В то же время большинство игроков она захватила отсылками к различным произведениям в жанре киберпанк. В этом попурри можно найти и «Матрицу», и «Бегущего по лезвию», и «Нейроманта», и «Акиру», и многие другие культовые произведения, ставшие классикой.

Создатели игры также черпали вдохновение в комиксах. Мы подготовили подборку самых интересных киберпанковских графических новелл, которые не оставят вас равнодушными и позволят найти еще больше «пасхалок» в Cyberpunk 2077.

Blame

Японский художник Цутому Нихэй учился архитектуре в Нью-Йорке и даже некоторое время успел поработать по специальности. Однако в 90-е он решил стать мангакой. Тогда эта профессия считалась выбором неудачников, а позже рисованные истории станут самыми популярными среди граждан Нихон.

Визуально сложные мрачные и гротескные истории Нихэй не для всех. В то же время построенный им киберпанковский мир Blame («Обвиняемый») смог выйти за пределы жанра. В нем есть элементы боди-хоррора, рибофанка, нуара, постапокалиптика и многое другое.

С первых страниц нас встречает молчаливый герой Килли, который путешествует внутри Мегаструктуры огромного высокотехнологичного сооружения, которое непрерывно разрастается благодаря роботам-зодчим.

Со спин-оффов мы узнаем, что мировое правительство решило построить Мегаструктуру, чтобы дать людям возможность выживать в High tech Low life. Как это бывает в дистопии, одни получили все, а точнее ген сетевого терминала, который дает возможность использовать все преимущества Мегаструктуры, в частности менять архитектуру сооружения; другие же должны подчиниться, а в случае отказа встретиться со смертоносными машинами-хранителями.

Blame

С имеющимся порядком вещей отказались соглашаться киборги, которых называют кремниевой жизнью. До того, как сделать свое тело и мозг полностью искусственными, они были последователями Ордена Хаоса, а заодно и любимыми персонажами для косплея киберготы. Чтобы выровнять всех, сектанты запускают вирус, который убивает ген сетевого терминала даже у представителей привилегированных каст. Охранники перестают разбираться, кто «чужой», а кто «свой», а потому устраивают массовую резню. Мегаструктура начинает пустеть, в помещениях зарождаются новые формы жизни, людей остается крайне мало, да и то их внешний вид меняется до неузнаваемости. Все пытаются выжить, а для этого приходится убивать. В этом индустриальном аду Килли то человек, то порождение биоинженеров пытается найти последний ген сетевого терминала, чтобы попасть в Сетевую Сферу и остановить разрастание Мегаструктуры вширь и вглубь.

Это мы еще не добрались до верхушки айсберга сюжета. Работа масштабная во всех смыслах этого слова. С одной стороны, мы наблюдаем простенький роуд-муви. Как сообщает нам синопсис: «искатель приключений Килли путешествует в Кибер-подземелье». Путь, проложенный между точками А и Б, насыщенный и опасный. Таких миров вы еще не видели. Здесь нет привычных киберпанковских антуражей и персонажей. История Blame рассказана вроде и не людьми совсем. Читатель невольно начинает копаться в дополнительных материалах и изучать фанатские теории, пытаясь понять события. При этом он погружается настолько, что сам перестает воспринимать происходящее с антропоморфной точки зрения.

Более того, он начинает мыслить как Мегаструктура, которая и является главным наблюдателем в манге.

Отдельно хочется отметить рисунок. Очень интересно, как архитектор Нихэй работает с пространством, создавая различные ракурсы, перспективы и глубину. Приходится рассматривать изображения вдумчиво, а то можно и запутаться в происходящем.

Советуем вам прочитать все работы Цутому, поскольку они позволят вам лучше понять и изучить созданную им вселенную, в которой сходятся разные истории. И посмотрите экранизацию Blame от студий Group TAC и Netflix.

Heavy Liquid/100%

Пол Поуп, рисовавший в 90-е мангу для Kodansha, известного издателя в Японии, решил привнести японскую культуру в американскую индустрию комиксов. Уже в нулевых вышла киберпанковская дуология Heavy Liquid/100% (переведено как «Тяжелая кислота»). Она стала такой себе смесью манги и американской андеграундной школы комиксов.

Многие раскритиковали подобный авторский подход, мол, «ни рыба ни мясо». Слишком агрессивный симбиоз стилей не позволяет адекватно воспринимать картинку. Автор не доказывает истории до конца, обрывая их, нарезая и смешивая в наркотический трип, который закрывает читателя в одиночной камере, заполненной постмодернистскими хаотичными мыслями в поисках сюжетных смыслов.

Однако любители тарантиновских диалогов, персонажей из произведений Уильяма Берроуза и психоделического опыта оценят это контркультурное произведение. В нем есть футуристический Нью-Йорк с синдикатом, который охотится за инопланетным наркотиком «черное молоко». Его принимает частный детектив S, который разыскивает художника Родана Еспереллу. Постоянная динамика заставляет проглотить «Тяжелую кислоту» за один присест.

Словом, Пол Поуп это Бунюэль в мире графических новелл. Создает самобытные, но довольно странные комиксы. Одним из них является «Тяжелая кислота».

Долгое завтра

Все мы знаем, что на визуальный стиль киберпанка повлиял фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Эта картина была также создана под впечатлением от прочтения комикса The Long Tomorrow («Долгое завтра») гуру графических романов Жана Жиро, более известного как Мебиус.

Фирменный стиль Мебиуса можно узнать издалека. Это пастельные тона, плавные линии, детальные изображения и бесконечные метаморфозы персонажей и объектов. Благодаря Жиро мир комиксов наполнился сюрреализмом, который понравился режиссерам-фантастам. Художник успел поработать над такими проектами, как «Чужой», «Трон», «Бездна», «Пятый элемент» и так и не снятой картиной «Дюна» Алехандро Ходоровского.

Именно благодаря знакомству мастера по спецэффектам в «Дюне» Дэна О’Бэннона с Мебиусом и появилось «Долгое завтра». Дэн решил написать небольшую нуарную историю, действия которой развиваются в городе-колодце, наполненном головорезами, андроидами, инопланетными монстрами и другими радостями.

Жан Жиро очень понравились первые наброски. Он пожелал дополнить их своими иллюстрациями.

«Сюжет был очень сильным, поэтому я попросил разрешения поиграть с иллюстрациями на условиях полной свободы, без общепринятых изысков: мне хотелось сосредоточиться на этой плавающей точке зрения. Например, Пит Клаб был одет бессмысленно, совсем не похоже на традиционный плащ Богарта (главный герой комикса — прим. ред.). Так было с большинством визуальных элементов. Я неуклонно придерживался истории, написанной Дэном. Хотелось бы один раз опубликовать наши две версии бок о бок», рассказывает Мебиус во введении к сборнику комиксов Inside Moebius.

Комикс впервые напечатали в журнале Métal Hurlant в 1976 году, а затем он появился в первом номере Heavy Metal. Многие одобрительно отзывались о работе Жиро и Дэна, но продолжению так и не суждено было появиться.

В документальном фильме In Search of Moebius продемонстрировано, какие кадры в «Бегущем по лезвию» точно копируют фрагменты «Долгого завтра». Не только кино брало идеи у Мебиуса. «Отец» киберпанковского литературы Уильям Гибсон говорил, что, безусловно, «Долгое завтра» нашло свое место в произведении «Нейромант».

Hard Boiled

В 90-е киберпанк стал осторожно переходить из литературы в кинотеатры. Появились «Матрица», «Экзистенция», «13-й этаж» и другие произведения. Комиксов тенденция коснулась ранее. Первым, кто воткнул в свой мозжечок провода, был Фрэнк Миллер, автор «Города Грехов». Его Hard Boiled («Круто сваренный») положили на полки магазинов в 1990 году. Знаменитый «Трансметрополитен» появится позже, а с Судьей Дреддом случилась история «Бегущего по лезвию» стилистика киберпанковского, а история нет.

Hard Boiled это история в стиле «Робокопа» с большим количеством клише. Главный герой инспектор страхового агентства умирает в ходе перестрелки. Жена рыдает, корпорация грустит, а потому из него делают киборга, который наводит порядок на улицах города старым и добрым ультранасилием.

Достаточно глупый и прямолинейный сюжет. Юмор Миллера, стремительность событий и непрерывная жестокость, переданные с помощью детального и яркого рисунка, сделали свое дело. Комикс можно долго рассматривать, ловя визуальные нюансы. Это как с картинами баталистов: множество деталей и эпичность притягивают взгляд.

Трансметрополитен

Мы не могли пройти мимо культового «Трансметрополитена» сценариста Уоррена Эллиса и иллюстратора Деррика Робертсона. Без преувеличения можно сказать, что это один из крупнейших (во всех смыслах этого слова) комиксов в истории человечества.

По сюжету в мире будущего, где существуют крионика, нанотехнологии, генная инженерия и виртуальная реальность, люди погрузились в абсолютный гедонизм и консюмеризм. Кто-то занимается клонированием сограждан ради каннибализма. Пришельцы продают свои ДНК людям, чтобы те смогли трансформироваться, потому что это модно. Собаки-полицейские научились разговаривать. Рекламу же можно получать во сне. Индивиды, которые проснулись после криосна, банально сходят с ума. Как среди этого социального хаоса найти правду?

За дело берется Спайдер Иерусалим, гонзо-журналист с плохой репутацией, прототипами которого является Хантер С. Томпсон и Эрнест Хемингуэй. Он и его прекрасные помощницы борются против лживых политиков, которые решили превратить США в огромный концлагерь.

Герои делают гнусные поступки, но все равно завоевывают сердца читателей своей искренностью и мизантропией. Становится понятным, что не они такие, а жизнь вокруг них такая. Мегаполис фриков и отбросов различных видов заставляет отбросить все имеющиеся ограничения и под бурлящим в крови допингом сражаться против несправедливости.

За захватывающие приключения Спайдера можно простить авторам плоских и банальных антагонистов: ведь еще несколько томов с раскрытием персонажей никто не вытащил ни финансово, ни физически, ни умственно. Даже объем уже существующих комиксов слишком большой для быстрого ознакомления.

В целом, если вы еще не видели эти комиксы, настойчиво рекомендуем наверстать упущенное. Вы узнаете, откуда черпали свое вдохновение создатели Cyberpunk 2077, и познакомитесь с культовыми графическими романами, которые покорили сердца не одного поколения.

Напомним, что ранее мы готовили подборку сильных игр, в которые можно поиграть на слабых компах, а также 10 самых лучших компьютерных игр для тех, кто играет редко.

#bit.ua
Читайте нас в
Telegram
Мы в Телеграме
подписывайтесь