Шпайш машт флоу: какой получилась «Дюна» Дени Вильнева
В украинский прокат вышла долгожданная экранизация фантастического романа Фрэнка Герберта «Дюна» от режиссера Дени Вильнева. Редакция bit.ua посмотрела фильм и рассказала, почему вам необходимо пойти на него в кинотеатр прямо сейчас.
Сюжет «Дюны» (коротко)
В будущем Вселенной руководят император и приближенные к нему семейные кланы. Наиболее влиятельные из них занимаются добычей пряностей (спайса) – психоактивного вещества на пустынной планете Арракис.
Спайс является частью экосистемы. Его производят огромные черви Шай-Хулуды, которым поклоняются фремены – местные жители Арракиса.
Спайс важен для людей не только как наркотик: он помогает гильд-навигаторам (людям, которые мутировали) предсказывать будущее для путешествия по космосу, выбирая безопасные пути.
Гильд-навигаторы и ментаты являются своего рода заменителями высоких технологий после батлерианского джихада, когда люди подавили восстание машин.
В «Дюне» нам демонстрируют борьбу за спайс двух кланов: Атрейдесов и Харконненов. Император Шадди IV решает поддержать Харконненов, чтобы уничтожить герцога Лето Атрейдеса, власти которого боится. Хотя Харконнены захватывают Арракис, сын Лето – Пол Атрейдес – присоединяется к фременам, чтобы начать священную войну против императора.
Первые попытки одолеть «Дюну»
Экранизировать огромную и величественную «Дюну» пытались Алехандро Ходоровски и Дэвид Линч.
«Дюна» Ходоровского
Режиссер хотел создать многосерийный фильм, самый масштабный в мире кинофантастики. Саундтреками должны были стать песни Pink Floyd и Magma. Декорациями и одеждой персонажей планировали заниматься комиксист Жан «Мебиус» Жиро и Ганс Рудольф Гигер (самым известным его детищем является ксеноморф из «Чужого»).
Добавьте к этому Сальвадора Дали в роли падишаха-императора, и вы сможете хоть немного почувствовать 14-часовой эпик, который так и не появился на экранах. Это действо было слишком дорогим и отпугивало спонсоров, продюсеров и студии.
В то же время наработки Ходоровского не выкинули на свалку истории. Они повлияли на других режиссеров, в частности Джорджа Лукаса с его «Звездными войнами». Также наработки позволили Алехандро создать мегаломанские комиксы «Метабароны», «Инкал», «Техносвященники» и другие, вошедшие в так называемую «Ходоверс» (Вселенная Ходоровского), которые мы рекомендуем вам прочитать. Кроме того, стоит посмотреть документальный фильм «Дюна Ходоровского».
В 1976 году кинопродюсер Дино Де Лаурентис купил права на экранизацию «Дюны». Сначала он предложил снять фильм Ридли Скотту. Тот согласился и даже пригласил в качестве художника-постановщика упомянутого Гигера.
Через какое-то время Скотт увлекся другим проектом – «Чужим», к работе с которым он привлек Ганса Рудольфа.
«Дюна» Линча
В 1981-м дочь де Лаурентиса Рафаэла, пораженная сюрреалистическими работа Линча, предлагает в то время молодому режиссеру реализовать амбициозную идею отца.
Это может показаться странным, но Линча видели в качестве режиссера фантастических фильмов. Например, ему также предлагали снять третий фильм из саги «Звездные войны» – «Возвращение Джедая».
О том, насколько провальной была «Дюна» Линча, не говорил только ленивый. Кассовые сборы составили 30 миллионов долларов (бюджет фильма – 42 миллиона).
Да и фанатам не понравилась очень вольная трактовка романа Герберта. Например, в фильме фигурирует звуковое оружие, которое активируется лозунгом «Муад’Диб» – фременским именем Пола Атрейдеса. В романе такого оружия нет вообще, а «Муад’Диб» является молитвой, которую произносят фремены перед убийством врага.
Ходоровски уважал Линча и считал, что ему удастся победить его на территории кинопроизводства и снять замечательный фильм. После визита в кинотеатр он вышел с улыбкой на лице.
– Я был счастлив, счастлив, счастлив! Лента получилась дерьмовой! Я понял, что снять «Дюну» не может никто, это невозможно. Она должна остаться легендой, – сказал тогда Ходоровски.
В целом «Дюна» Линча выбивается из общей фильмографии режиссера. Эту картину будто снимал вовсе не он. В ней нет «линчевских» персонажей, кадров и сюжетных ходов, которые подчеркивают стиль автора, хотя присутствуют визуальные эксперименты, медитативные и психоделические.
Эту «Дюну» нельзя назвать плохой работой. В ней есть много интересных моментов, которые родились в попытках примирить кино и книгу. Если рассматривать ее отдельно от текста и воспринимать как рядовой фантастический фильм, многим она даже понравится, хотя понять удастся немного.
Если же вы фанат «Дюны», лучше не смотреть экранизацию Линча. Вы ничего не поймете, но будете еще плеваться на несоответствия и достаточно свободную интерпретацию произведения Фрэнка Герберта.
Dune must flow
В 2016-м права на «Дюну» перешли к студии Legendary Pictures. Тогда же стало известно, что снимать новую картину будет франко-канадский режиссер Дени Вильнев – не последний человек в мире фантастики.
Зрители и кинокритики высоко оценили его «Прибытие» 2016-го (хотя там было много сюжетных дыр, непонятных и абсурдных моментов), а затем и «Бегущего по лезвию 2049» 2017-го (у которого тоже были проблемы с подачей истории).
Можно сказать однозначно, что Вильнев – новый голливудский визионер, который с помощью картинки и музыки может рассказать больше, чем диалогами и игрой актеров. В его работах акцент делается на образность, которая находит место и в психологических драмах, и триллерах, и научной фантастике.
«Дюна» – во многом психоделическая и даже эзотерическая – попала в правильные руки. Наконец мы дождались ее появления на большом экране, несмотря на коронавирус и другие кризисы, охватившие мир.
«Дюна» Вильнева
С первых кадров в глаза бросается красота: космических кораблей, далеких планет, одежды персонажей и так далее.
Длинные и медленные кадры открывают новые просторы сознания не хуже, чем спайс с Арракиса. Между телефоном, ноутбуком и даже большим телевизором лучше выбрать кинотеатр… с хорошей акустической системой, поскольку саундтрек написал Ханс Циммер, которого и представлять не надо – просто взгляните на портфолио.
С этим жирным плюсом где-то рядом стоит и небольшой, но минус. Красота пожирает экранное время. Трехчасовой фильм рассказывает только часть истории. В конце нас ожидает всем известное «Продолжение следует».
Надо понимать, что Вильнев не смог бы идеально и полностью рассказать историю за один присест. Убрав кисель некоторых кадров, можно было бы представить чуть больше того, что мы имеем сейчас.
Уже сейчас можно сказать, что новое изображение Шаи-Хулуда Вильнева заменит линчевское, которое долгое время эксплуатировалось в поп-культуре.
Если говорить о сюжете, Вильнев, как и Линч, упускает некоторые события и детали из книги, но старается не экспериментировать с романом слишком сильно. Это заметно даже по реакции фанатов: они ворчат, но тройку с плюсом ставят.
Личная благодарность от автора материала за то, что Вильнев не убрал историю имперского эколога Льет-Кайнза – достаточно важного персонажа «Дюны», поскольку книга посвящена прежде всего проблемам экологии.
«Дюна» – это произведение, в котором Вселенная является огромным плавильным котлом. В нем смешались различные культуры, что повлияло и на язык. Арабизмы сочетаются со славянизмами, диалекты фарси – с английским, а фремены говорят на видоизмененном кабардинском. Передать это лингвистическое разнообразие очень сложно. Вильнев попробовал и получил замечательный результат.
Когда фремены поют нашид, прославляя Арракис, или сардаукары говорят на своем языке низкими голосами, зрители лучше погружаются в мир картины, чувствуют себя участниками событий.
И еще немного о сюжете
Сейчас обсуждается теория, что Вильнев пытается отбелить репутацию талибов, джихадистов и других радикальных мусульман, воюющих в странах Ближнего Востока. На них похожи фремены и методы их партизанской борьбы за собственную землю против имперских сил, которым важны только полезные ископаемые.
Подобная конспирология может вызвать только улыбку, поскольку Герберт писал «Дюну» в 60-х, когда проблема исламского фундаментализма не была насущной. Кроме того, если события должны происходить в пустыне, логично, что реальными прототипами жителей пустыни будут, скорее всего, арабы.
Также Вильнев, как и в других своих фильмах, уделяет внимание сильным женщинам. В данном случае – Леди Джессике, любовнице герцога Лето I Атрейдеса, матери Пола Атрейдеса и участнице женского тайного ордена Бене Гессерит. Монахини ордена умеют воевать, предвидеть будущее и контролировать людей с помощью голоса. Главная цель сообщества – создать сверхчеловека квисатц хадераха.
Именно Леди Джессика, которая передала знания Бене Гессерит Полу, сделала его квисатц хадерахом для организации восстания на Арракисе и уничтожения имперской тирании во Вселенной. Миром управляет не тот, кто владеет спайсом, а орден ведьм.
Если говорить о негативных моментах в «Дюне», стоит отметить актерский состав.
Тимоти Аль Шаламе справляется с заданием в роли Пола, но как для будущего императора выглядит словно робкий мальчишка (теперь вспомним, как гармонично на его месте выглядел будущий агент Купер).
Джейсон Момоа в роли Дункана Идахо вызывает стойкие ассоциации с Акваменом – героем одноименного ужасного фильма. Когда рестлер Дэйв Батиста появляется на экране в роли злодея, это придает фильму некоторой комичности. Каменное лицо Батиста, преисполненное мучительного драматизма, не позволяет воспринимать увиденное серьезно.
«Победой» в этом случае стали Хавьер Бардем (мега-крутой образ Стилгара), харизматичный Стивен Хендерсон (Суфир Хават) и Оскар Айзек (Лето Атрейдес).
В целом «Дюна» не получилась шедевром, но заслуживает быть добавленной к маст-вотч-листам. Вильнев сделал кино в своем несколько ремесленном стиле: объединил артхаус с мейнстримом и гармоничной картинкой.
Понравится ли фанатам романа? Вероятно, нет. Мы помним, что «Дюну» невозможно экранизировать.