Журналист bit.ua сделал прививку, но не получил COVID-сертификат. Рассказываем, что делать в такой ситуации
Редактор bit.ua столкнулся с проблемой получения COVID-сертификата. О ее причинах и путях решения он рассказывает в материале.
Приключения
Все началось с того, что я не смог добавить COVID-сертификат в приложение «Дия». Сначала подумал, что имеет место программный сбой. Несколько раз перезагрузил и переустановил приложение, но это не помогло. Позвонив в службу поддержки «Дии», я узнал, что проблема не в приложении, а в том, что мои данные о прививках отсутствуют в базах данных. Мне порекомендовали обратиться к семейному врачу. Действительно, когда я зашел в Helsi, у меня не было никаких данных о вакцинации, которые к этому моменту отображались.
Позвонив семейному врачу, я спросил, есть ли мои данные в их системе. Они сказали, что да, приходите, и вопрос будет решен – мне просто дадут бумажный COVID-сертификат. Этот вопрос возник из-за того, что в поликлинике уже были проблемы с получением сертификата через несколько дней после введения второй дозы вакцины Coronovac. У них, несмотря на информацию в Helsi, в базе находились данные о введении второй дозы 25.06.2021 и отсутствовали данные о первой вакцинации.
Добравшись до поликлиники и пообщавшись с семейным врачом, я узнал, что в их базе, не привязанной к Helsi, содержатся данные только о введении первой дозы в пункте массовой вакцинации МВЦ 1.06.2021, то есть почти полгода назад.
На вопрос «почему не проверили мои данные, когда я спросил, имеют ли они всю информацию о вакцинации; почему сначала у поликлиники были данные о введении второй дозы, а потом они куда-то исчезли?» врачи просто пожали плечами. Сказали, что они ничего в базу данных не вносили и нужно обращаться в поликлинику, где делали вторую прививку.
Моя привычка хранить все полученные документы помогла мне найти контакты врачей и поликлиники, где я делал вторую прививку. Позвонив им, узнал, что у меня неактивированный аккаунт eHealth. Это может быть одной из проблем. Сказали обратиться в ближайшую из поликлиник города и активировать аккаунт. Это я и сделал, посетив ближайшую поликлинику в Соломенском районе.
Целых два аккаунта и оба неактивны
Мне сообщили, что у меня существует два неактивированных аккаунта. Один из них зарегистрирован на неизвестный мне номер телефона и e-mail. Совпадают только ФИО. Проблемой было и то, что аккаунт, зарегистрированный на действительные паспортные данные и номер мобильного, тоже неактивирован.
На что я показал им SMS с номером активации аккаунта, который получил еще полгода назад. Кроме того, без проблем вошел в Helsi. Работники регистратуры только пожали плечами и сказали, что могут перенести информацию с «левого» аккаунта на действительный и активировать его. Так и сделали, но у Helsi информация о вакцинации не появилась. После этого мне порекомендовали позвонить по телефону в Helsi. Позвонив в Helsi, автоответчик сказал обращаться к семейному врачу. Я снова обратился к семейному врачу и узнал, что она ничего не может сделать.
Сотрудница регистратуры в поликлинике успокоила меня: «Не переживайте. Я и мой сын тоже не можем получить сертификат, поскольку проблемы с базами данных». Это была по-настоящему успокаивающая информация.
Далее мой квест продолжился в поликлинике, где я делал вторую прививку. Пришлось ехать на другой берег Киева, поскольку бригада из этой поликлиники делала мне прививку в МВЦ. В регистратуре, где пришлось выстоять очередь не менее часа, мне сообщили… что у меня есть два аккаунта. Все они неактивированы. Я спокойно сказал, что мне вчера уже удалили левый аккаунт и активировали основной. На это я получил ответ: «Не знаю, что они там делали».
Ладно, повторяем вчерашнюю процедуру. Я попросил проверить второй аккаунт и посмотреть там о записи на вакцинацию на 25.06.2021. Информацию они нашли, и я наивно подумал, что мои приключения кончились.
В результате в аккаунте Helsi появляется информация, что я пришел на вторую вакцинацию 25.06.2021, но не сделал ее. Никаких данных о ней в базе поликлиники не существует. Кроме того, не делал первую вакцинацию. Я протянул распечатанный COVID-сертификат с первой вакцинацией.
– Как такое может быть? Это дурдом, – говорит работница регистратуры, – бегите быстро в инженерный отдел на втором этаже. Они проверяют правильность внесенных данных. Через полчаса они уходят домой.
На втором этаже уже стояла очередь из 20 таких же бед, как я. У всех у них была единственная проблема – неправильно внесенные данные. Люди еще подходили, смотрели на очередь и уходили домой. Атмосфера царила неприятная, мягко говоря. Граждане матерились, кричали и проклинали все на свете. Их можно понять. С одной стороны, они виноваты, что задумались о вакцинации только сейчас и создали ажиотаж. С другой стороны, многие сделали прививки несколько месяцев назад, а сертификаты получить не могут.
В инженерном отделе меня попросили предъявить бумажку с данными о введенной вакцине. Я протягиваю кусочек бумаги, с одной стороны была какая-нибудь распечатка, с другой – данные о вакцинации с адресом поликлиники и контактами врача, написанными от руки.
– Мы таких справок не выдаем, – говорит специалист по инженерному отделу.
– Я понимаю, но это писал ваш врач и оставил свои данные, – отвечаю я.
– Все написано от руки. Любой такой документ сделает. В нем нет номера ампулы.
– В тот день, когда я пришел на вакцинацию, у вас не работала электронная система. Все данные о вакцинации вносили от руки в журналы о вакцинации. Проверьте данные в журналах вакцинации.
– Мы работаем с электронными системами. Журналы находятся в архиве. Для того, чтобы получить доступ, нужно писать запрос в Минздрав.
Запрос я написал, заполнив форму на сайте Минздрава. Без надежды надеясь, я решил пойти по другому пути и обратился к семейному врачу и пунктам вакцинации с просьбой сделать вакцинацию повторно. Мне отказали, поскольку:
- 1) у меня сделана вакцинация Сoronovac, а потому сделать вторую (на самом деле третью) прививку вакцинами Pfizer или Moderna они не могут;
- 2) мне ввели первую вакцину Сoronovac полгода назад, а потому истек срок введения второй дозы. Кроме того, учитывая, что у меня есть проблема с данными о введении второй дозы, они не хотят брать ответственность за введение третьей.
Пока мне отказали в пяти центрах вакцинации. Будем «пробовать еще». Сейчас мой COVID-сертификат недействителен. Я не могу пользоваться общественным транспортом, посещать заведения общественного питания и уехать за границу. Еще полгода я буду привязан к Киеву до того момента, пока не смогу сделать ревакцинацию.
Еще одним выходом из ситуации может стать принятие решения властей о введении гражданам бустерной (третьей) дозы вакцины. Вместе с тем, министр здравоохранения Виктор Ляшко говорит, что это станет возможным только в случае вакцинации 50% населения.
«Как только пересечем отметку 50% вакцинированного населения в Украине, вернемся к вопросу бустерной дозы или повторной, двукратной вакцинации против коронавирусной болезни», – сказал Ляшко изданию Interfax.
Выводы
Что делать в случаях, похожих на мою историю?
Во-первых, проверяйте все документы в пунктах вакцинации. Не повторяйте моих ошибок. Все бумажки, в том числе написанные «от руки», должны иметь подпись врача и номер ампулы с дозой, которую вам вкололи.
Во-вторых, в ближайшие дни после вакцинации проверьте правильность ввода данных в реестры вместе с семейным врачом. В первую очередь в E-health.
В-третьих, обращайтесь со своей проблемой во все возможные инстанции: от поликлиники до Минздрава. Это трудно, но есть вероятность того, что ваши вопросы решат.
Моя ситуация неуникальна. У многих украинцев возникли проблемы с получением COVID-сертификатов. Можно послушать историю блогера Юрия Романенко. Его данные о вакцинации ввели на другого человека с похожей фамилией и именем. Его приключения с решением вопросов пока еще находятся на стадии запроса в Минздраве.
Можно также почитать комментарии под troubleshooting постом Helsi.
Все эти системные проблемы не являются свидетельством того, что не нужно вакцинироваться. Прежде всего вы делаете вакцину для защиты своей жизни и близких. Да, COVID-сертификат позволяет вам реализовать некоторые ваши гражданские права. При этом лучше иметь проблемы с получением сертификатов, чем находиться в реанимации.
Я надеюсь, что Минздрав обратит внимание на массовые проблемы с получением COVID-сертификатов и сможет решить их в ближайшее время.
UPD: Сегодня мне удалось вколоть третью дозу Coronavac, которую засчитали за вторую. После укола мы проверили все данные и настроили COVID-сертификат в «Дие» и Helsi. Медперсонал в одном из киевских центров вакцинации посмеялся над моей историей и порекомендовал изменить ID-карту, номер которой имеет 666. Словом, я один из немногих украинцев, которому удалось сделать бустерную дозу.