Спецпроєкти

Как совмещать школу, универ и тренировки: 13 глупых вопросов о молодежном киберспорте


bit.ua знакомит с современными технологическими профессиями. Для этого мы общаемся со специалистами и задаем им 13 глупых вопросов.

В этом материале мы мучаем талант (комментатора) WePlay Esports Юрия Strike Терещенко. WePlay Esports – флагманская компания киберспортивной группы WePlay Holding, которая организует киберспортивные турниры по всему миру. Мы узнали у Юрия, кто такие киберспортсмены, чем они отличаются от геймеров и как устроены юношеские киберспортивные академии.

Юрий Strike Терещенко – талант WePlay Esports. Фото: WePlay Holding

Кто такие киберспортсмены? Чем они занимаются?

Киберспортом (смеется). Это такие же спортсмены, только с приставкой «кибер-», потому что все происходит в виртуальном мире. Если серьезно, профессиональными киберспортсменами обычно называют игроков, выступающих на официальных турнирах. Они постоянно совершенствуют свои навыки, разрабатывают стратегию, анализируют ошибки, работают с тренером.

Существуют разные киберспортивные дисциплины: какие-то более популярные, какие-то меньше. Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO) – это мастодонт, много переживший за свою историю. Это король или, можно сказать, отец всех других дисциплин. Dota 2, на мой взгляд, занимает второе место по киберспортивной популярности.

Ваши игры – это потеря времени. Надо учиться, чтобы найти работу, а затем ходить на нее пять дней в неделю до пенсии. Это все знают.

По сути, так можно сказать о любом виде спорта, ведь занимаются им миллионы, а успеха достигают только единицы. Киберспорт сегодня – официальный вид спорта, быстро развивающийся и имеющий незаурядные перспективы развития.

Уже сейчас, по подсчетам аналитической компании NewZoo, киберспортивная аудитория в Украине превышает миллион человек. Учитывая динамику сферы, со временем этот показатель будет только расти.

За киберспорт платят? И сколько? Откуда там вообще деньги?

Основными, но не единственными источниками дохода профессиональных игроков является зарплата и выигранные призовые. Например, на главном турнире по Dota 2 The International 10 призовой фонд составил более 40 миллионов долларов, из которых команда-победительница получила 18 миллионов долларов. Даже после уплаты налогов игроки остались долларовыми миллионерами.

Откуда деньги в киберспорте? Как и везде – от продажи рекламных интеграций. Это могут быть бренды одежды, производители компьютерных компонентов, беттинговые организации и прочее.

Мой племянник тоже играет в эти ваши стрелялки. Может, и он киберспортсмен? Как его отправить на чемпионат, чтобы выиграл хотя бы миллион?

Главное отличие киберспортсменов от геймеров – отношение к игре. Геймеры играют в компьютерные игры, чтобы расслабиться, отдохнуть. Киберспортсмены участвуют в соревнованиях, турнирах, регулярно тренируются, улучшают свое мастерство, анализируют игры, разбирают ошибки. Это нелегкий труд. Если у человека есть амбиции, то можно попробовать себя в соревнованиях. Простого «хочу» недостаточно.

Юрий Strike Терещенко – талант WePlay Esports. Фото: WePlay Holding

Нужно тренироваться, чтобы играть? А как же школа, репетитор по английскому и бассейн?

По собственному опыту могу заверить: одно другому не мешает. Я помню себя в подростковом возрасте: я занимался футболом, ходил на плавание и параллельно играл в CS.

Чтобы добиться хороших результатов в киберспорте, недостаточно просто играть, нужно регулярно тренироваться. Профессиональные игроки тренируются не менее 40 часов в неделю, но это все индивидуально.

Что касается обучения, есть, например, спортсмены, которые могут забить на обучение и затем получить высшее образование через спортивные федерации. При этом есть немало примеров, когда спортсмены сами разбираются, учатся, сдают экзамены.

А как насчет социализации? Сидят в своих «компухтерах» и не умеют общаться.

Это миф. В первую очередь люди общаются во время игры. Начиная с переписок, голосовых чатов и заканчивая публичными выступлениями. Не важно, в каком стиле (смеется): это может быть положительное общение или негативное. Так или иначе это опыт.

Если говорить о командной игре, для достижения цели нужно искать общий язык и взаимодействовать с другими людьми.

Как потом в универ поступать, когда игры забирают все время? Все родители знают, что без вышки нельзя.

Киберспорт и обучение в университете можно удачно совмещать. Все зависит от того, на какой стадии развития ты находишься. Киберспортсмены, играющие в командах высшей лиги, посещают многие турниры. Обычно график очень плотный, к тому же, тренировки отнимают немало времени.

При большом желании и диалоге с преподавателями все можно решить, например, перейти на индивидуальный график обучения. Со мной происходило именно так. Я учился в Национальном авиационном университете, активно тренировался, участвовал в чемпионатах по Counter-Strike.

Можно учиться на киберспортсмена. Высшее учебное образование по киберспорту можно получить, например, в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины (НУФВСУ). В университете работает магистерская программа по киберспорту, разработанная при поддержке Федерации киберспорта Украины. Кроме того, университеты внедряют смежные дисциплины.

Что такое WePlay Academy League? Это как юношеская лига в футболе или как? Что этот турнир дает молодым игрокам?

WePlay Academy League – это серия киберспортивных турниров по CS:GO для молодежных составов организаций. Участвовать могут игроки в возрасте от 16 до 20 лет. Основная цель, которую мы преследуем, – сформировать стандарты дисциплины CS:GO для роста новых талантов. Если сравнивать с футболом, WePlay Academy League – это скорее как Лига Чемпионов U-19.

Команда MOUZ NXT на финале WePlay Academy League Season 2. Фото: WePlay Holding

Молодых перспективных игроков часто забирают в состав профессиональной команды. Из-за отсутствия большого турнирного опыта спортсмены не могут играть на высоком уровне. Так мы создали еще одну ступеньку для юниоров, благодаря которой стало еще легче сделать шаг в профессиональный киберспорт. Для многих игроков WePlay Academy League – первый опыт выступления на офлайн-соревнованиях, возможность посоревноваться за немалый призовой фонд.

У нас уже есть несколько успешных кейсов. К примеру, после второго сезона нашей лиги об игроке Natus Vincere Junior Илье m0NESY Осипове узнал весь мир. Другой пример – бразильский клуб Furia, взявший в основу молодого игрока Андре drop Абрея, тоже выступавшего на наших соревнованиях.

Финал WePlay Academy League Season 2. Фото: WePlay Holding

Команда Alliance выиграла The International и затем следующие сезоны играла очень средне. То же самое с Newbee. Dendi никак не может возвратиться на профессиональную сцену Dota 2. Кажется, что пик у киберспортсмен очень быстро проходит.

Команда не может всегда быть в суперформе и забирать чемпионство. Тогда это будет не спорт, а некая тотальная доминация.

По принципу футбола и любой спортивной дисциплины, забраться на гору может любая команда. Не всегда имеют значение количество денег и класс игроков. Важна общая командная форма.

Так же в CS:GO. Есть эра, когда команда нашла свою идеальную игру. Сложно постоянно удерживать высокую планку. Добраться до нее можно, но, когда команда становится первой, она мотивирует других совершенствоваться и придумывать новые тактики.

Алексей Ухо Малецкий и Юрий Strike Терещенко – таланты WePlay Esports. Фото: WePlay Holding

Что делать, когда киберспортивная карьера завершится?

Многие эксигроки переквалифицируются, например, идут работать в структуру клуба, становятся менеджерами, скаутами или тренерами. Кроме того, можно стать аналитиком или комментатором, как это сделал я. Еще можно создать собственную организацию или стать председателем существующей.

Спортсмены устраиваются официально? Ну, чтобы стаж работы был и пенсия потом.

Киберспортсмены работают по контракту, который индивидуально заключается между организацией и игроком. Топовые киберспортсмены могут обеспечить безбедную старость задолго до выхода на пенсию.

У спортсменов есть разные профессиональные травмы и заболевания. Чем болеют киберспортсмены?

Поскольку игроки много времени проводят сидя в креслах, они часто сталкиваются с болью в спине и шее, имеют проблемы с осанкой. Это проблема едва ли не всех офисных работников.

Также из-за однообразных движений киберспортсмены иногда имеют травмы кисти и локтевого сустава. Развивается так называемый туннельный синдром (синдром «компьютерной мышки») – когда ужимается нерв в локтевом суставе.

Мой племянник говорит, что какой-то там Саша s1mple – звезда. Наверное, преувеличивает? Какие в играх могут быть звезды?

Уверен, если Саша s1mple прогуляется по улице, он обязательно встретит своих поклонников, которые будут просить сделать общее фото. Например, каждый раз, когда мы с моим другом, профессиональным игроком в Dota 2, Александром «XBOCT» Дашкевичем, появляемся на публике, его атакуют фанаты, просят фото или автограф.

Читайте также:

О знании кода, обучении в университете и багах: 13 глупых вопросов QA Engineer компании Reface

Когда биткойн перестанет быть лидером, скам и стратегии заработка: 13 глупых вопросов криптотрейдеру

#bit.ua
Читайте нас в
Telegram
Мы в Телеграме
подписывайтесь