Культура добра. Зачем артисту благотворительность и социальные проекты
Большинство из нас так или иначе занимается благотворительностью. Мы перечисляем деньги в благотворительные фонды, помогаем медикам, отдаем одежду нуждающимся или сдаем донорскую кровь. У артистов все так же, кроме одного. Они имеют дополнительный мощный ресурс – доверие и репутацию.
За успешным артистом следят миллионы людей. Для многих из них он действительно является ролевой моделью и примером для подражания. Следовательно, он может и должен использовать силу влияния не только на промо своего творчества (треков, видео, концертов), но и поддержку добрых дел. Чем больше артист, тем больше сил и внимания он уделяет социальным проектам.
Согласно разным исследованиям, средняя сумма пожертвований на благотворительность с каждым годом растет. Среди причин такого роста называют не только объективные обстоятельства (рост запроса на помощь из-за пандемии, относительное повышение благосостояния населения, номинальное повышение пожертвований из-за инфляции), но и информационные (широкая огласка, популяризация благотворительности) и репутационные (рост доверия к благотворительным фондам, повышение прозрачности их работы). Привлечение известных персон, в частности блогеров, певцов и писателей, называют одним из главных стимулов развития благотворительности.
Треть украинцев считает важным рассказывать о своих добрых поступках. Это не только позволяет построить большее доверие к социальным проектам (чем лучше знаешь, тем больше доверяешь). Это еще и мотивирует последовать хорошему примеру.
Участие селебрити в благотворительности способствует развитию социальных проектов, прежде всего благодаря огромному уровню доверия. И наоборот, нехватку социального капитала (доверия) называют одним из главных препятствий для развития благотворительности. Активность помощи связана с уровнем доверия. В случае с онлайн-благотворительностью украинцы в целом больше доверяют тем запросам, которые инициируют известные личности или благотворительные фонды.
Огромный социальный капитал публичного человека обеспечивает большой медийный охват, в первую очередь в социальных сетях. Именно они являются основным источником (40%) информации о благотворительности для украинцев. Facebook и Instagram, а также обращения известных людей и блогеров входят в ТОП-10 источников, из которых благотворители узнают о наличии проблем.
Такой большой уровень доверия позволяет известным артистам оказывать значительное влияние на развитие благотворительных проектов. Мы выделили пять основных способов использовать репутацию артиста ради добрых дел в зависимости от степени активности и вовлеченности.
Способ № 1. Собственные инициативы
Такой формат требует от артиста гораздо больше времени и ресурсов. При этом он позволяет в полной мере осветить важные для него темы. К примеру, для Насти всегда была важна тема спорта и здорового образа жизни. Мотивация к активному занятию спортом была основой благотворительного проекта Rock your body, который наша команда NICE2CU запустила вместе с фондом «Таблеточки». Во время проекта NK помогла десяткам девушек советами о здоровом питании, активном образе жизни. В течение нескольких недель такого своеобразного челленджа NK вела специальный закрытый telegram-канал, поддерживая связь с участницами проекта 24/7. В нем она обсуждала рецепты здоровых блюд, проводила совместные тренировки онлайн. Доступ к закрытому чату можно было приобрести на сайте фонда «Таблеточки». По итогам этого проекта Настя собрала более 250 тысяч гривен на лечение детей, а в прошлом году стала официальным послом фонда.
Важная социальная составляющая была заложена и в собственном реалити Насти – «Девочки рулят». Основой сюжета стала тотальная перезагрузка Насти после ряда тяжелых личных событий. В реалити она выходит за пределы личного и поднимает несколько социально важных тем: от психологической осознанности и борьбы с депрессией и паническими атомами до правильного питания и здорового образа жизни.
Способ № 2. Сотрудничество с известными проектами
Этот способ позволяет быстро добиться значительного социального эффекта. К примеру, NK приняла участие в Charity Weekend Маши Ефросининой, который срезонировал с личной историей Насти. Это был период восстановления после травмы: она сломала ногу во время прыжка с парашютом. Травма была серьезной, нога восстанавливалась долго, и Насте пришлось испытать на себе все сложности ограниченных возможностей.
Кроме мотивационного выступления, участие NK помогло собрать 250 тысяч гривен на нужды детской ортопедии и травматологии. Настя передала деткам свой специальный самокат, заметно облегчающий период восстановления после травмы.
Еще один пример – проект «Жизнелюб». Настя просто увидела в ленте Facebook репост с объявлением о сборе теплой одежды. Включившись в проект, она помогла собрать 178 кг вещей. Этим не ограничилось – дальше были собраны деньги на открытие двух точек питания.
Еще один пример крупного социального проекта – « Звездный алфавит», что популяризировал изучение алфавита жестового языка с привлечением десятков известных людей. Участие NK и других артистов помогло обратить внимание на проблемы людей с недостатками слуха в Украине.
Способ № 3. Спецпроекты с брендами
Совместные проекты с социально ответственными брендами – отличная и благородная альтернатива классическим рекламным кампаниям. Добавляя социальную составляющую в проект, бренд не только помогает решать важную для общества проблему, но и получает гораздо большую поддержку, чем от прямой рекламы.
Клиенты в XXI веке все больше ценят бренды, которые воспринимают серьезно социальные вызовы и вносят свой вклад в развитие общества. Для артиста такие общие проекты помогают не только получить более широкий охват, но и создать интересный, креативный способ привлечения. К примеру, в мотивационном спецпроекте с компанией Johnson & Johnson Настя поддерживала девушек в достижении своих целей. В итоге под хештегом #обещаниедолета появилось более 15 тысяч постов от девушек по всей Украине. Они получили классные подарки, а главное – увеличили веру в себя.
Способ № 4. Благотворительные распродажи
Многие отдают свои вещи на нужды благотворительности, но вещи артиста естественно вызывают гораздо больший интерес. NK делает это на регулярной основе: мы отдаем новый мерч бренда NK, который на регулярной основе используем для проведения аукционов и розыгрышей. Также выставляем сценические костюмы и просто вещи из гардероба Насти на благотворительные барахолки. Это особенно важно в условиях, когда на первый план выходит сознательное потребление и продление жизни.
Способ № 5. Информационная поддержка
Прямая медийная поддержка благотворительных инициатив позволяет максимально использовать медийный ресурс артиста. Например, Настя на регулярной основе поддерживает сбор средств для лечения детей со спинальной мышечной атрофией (СМА) и другими тяжелыми заболеваниями. Каждый пост, каждый страз – это охват десятков тысяч подписчиков, сравнимый с охватами публикации в национальном онлайн-СМИ.
Что делает подобные инициативы успешными? Мы выделяем три основных условия.
Первое условие – честность. Интерес артиста к проблеме должен быть искренним. Целью благотворительности должна быть действительно благотворительность, а не пиар. Если вы будете делать вид, что вам действительно интересна тема осознанного потребления, а сами еженедельно будете обновлять гардероб десятками новых нарядов, то рано или поздно об этом узнают другие и перестанут вам доверять. Надо действительно верить в проект: если делать его «на отлюбись», это бросит тень и на самого артиста, и на инициативу, которую вы хотели поддержать.
Второе условие – эффективность. Сам по себе один пост в поддержку социальной инициативы даст в лучшем случае точечный результат. Чтобы добиться значительных изменений, нужно найти способ направить медийность артиста таким образом, чтобы действительно вовлекать людей в проект.
Третье условие – это системность. К нам постоянно обращаются с просьбой поучаствовать в социальных проектах. Часто предлагают крутые идеи, которые, к сожалению, недоработаны с точки зрения социальной механики, привлечения и коммуникации. В результате многие из этих идей так и остаются идеями, а жаль. Чтобы идея все-таки имела значительный социальный эффект, нужно построить грамотную коммуникационную стратегию: выбрать соответствующие каналы и форматы, разработать контент. Многое планировать и четко выполнять.
Как итог, предлагаем несколько советов артистам, которые только начинают работать с социальными проектами.
- Определите социальные вопросы, которые имеют для вас большое значение.
- Ищите партнеров – других артистов, а также компании, организации и бренды, принципы и ценности которых совпадают с вашими.
- Произведите аудит предложений. Изучите, как построена работа организаций, на что направлены мероприятия и как измеряется их эффективность. Соберите отзывы.
- Используйте ресурсы и сильные стороны с максимальной эффективностью.
- Помните о важности личного отношения.
- Не стесняйтесь рассказывать о своей социальной работе. Благодаря коммуникации вы сможете привлечь больше людей к добрым делам. Следовательно, благотворительность должна быть громкой.
Не забывайте, что артист, как и каждый из нас, еще и просто человек. Он может непосредственно помогать людям, которые в этом нуждаются. О такой прямой, точечной помощи рассказывать необязательно – в конце концов, у артиста должно быть личное пространство, о котором знает только он сам и несколько близких людей. Если после «работы» артист хочет побыть еще и просто человеком, кто его за это осудит?
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов колонки.