King of my Castle. Как выстроить личные границы артиста
Артист всегда на виду. Каждый его шаг оценивается, каждое фото рассматривают по пикселю. Это непросто, когда миллионы людей следят за каждым твоим шагом. Когда термины «буллинг» и «токсичность» прочно вошли в наш обиход, а конструктивная критика часто теряется среди комментариев с оскорблениями и неприкрытым хейтом. Все это на фоне расцвета прикладной психологии (и псевдо-психологии), когда многочисленные «гуру» говорят вам о том, что личные границы нужно четко определить, обвести красным и забетонировать. Может быть, с кем-то это и работает (при том, что это далеко не легкий и быстрый процесс), то с артистами это, увы, не работает практически совсем.
Скрытность. Плюсы и минусы
Конечно, иногда закрытость помогает создать ауру загадочности. Некоторые артисты специально закрывают всю информацию о себе, скрывают свое настоящее имя и даже прячут лицо под маской, заставляя слушателей гадать, кто же это. Если вы не Banksy, от этой загадочности все рано или поздно устанут (да и секрет личности Banksy тоже уже скорее не секрет). Люди хотят знать об артисте все, хотят общаться с ним, установить контакт, следить за событиями в его жизни – как профессиональной, так и личной, переживать с ним все то, что переживает он.
С установлением четкой границы профессиональное/личное тоже не все так просто. Артист может сколько угодно говорить, что главное – это его творчество, а о личной жизни он рассказывать не будет, и точка! Только такая позиция лишь больше раззадоривает слушателей и СМИ. Они с утроенной силой будут искать любую информацию о его личной жизни, следить за каждым его шагом, смаковать каждую встречу, каждую деталь. Как ни парадоксально, наоборот это тоже работает: если вы хотите, чтобы ажиотаж вокруг вашей жизни был минимальным? рассказывайте обо всем. Ну или о многом.
Открытость. Поддержка и буллинг
Тем более, что слушателям могут быть интересны вещи, которые для артиста давно уже часть обычной жизни. Например, процесс записи: каждый музыкант и исполнитель проводит долгие часы в студии. Это для него такая же работа, как и, например, проектировочные работы для архитектора или рисование эскизов для художника. При этом не каждый из нас – архитектор, художник или певец, и нам очень интересно, что и как они делают.
Например, одной из самых популярных серий реалити «Девочки рулят» стала серия, в которой Настя показала процесс создания и записи песни на испанском языке в студии в Мексике. Зрители были просто очарованы процессом сочинения песни, записи, аранжировки, ведь буквально на их глазах рождался новых хит. «Песня просто ? напеваю ее… крутится в голове теперь, поскорее бы премьера ?». «Слушая то, как Настя с Лешей записывали песни в студии… у меня пошли мурашки… до глубины души прям?». «А песни вышли, которые они записали??» – такие комментарии появились под этой серией на YouTube.
Как видите, очень важно уметь посмотреть на работу артиста со стороны и найти то, что будет интересным и новым для зрителя. Это непросто: мы каждый месяц отслушиваем десятки демок, просматриваем сотни фотографий и гигабайты видео с артистом. С этой профдеформацией нужно справляться, чтобы суметь увидеть необычное там, где оно скрыто от «замыленного» взгляда.
Далеко не всегда комментарии позитивные или даже нейтральные. Буллинг в соцсетях стал частью нашей жизни и может коснуться каждого. В случае с публичным человеком он всегда намного острее и интенсивнее. Не хочется пересказывать, какие замечания иногда позволяют себе комментаторы к статьям, видео и фотографиям артиста. Здесь и обсуждение физической формы, и критика сценических образов, и просто необоснованные нападки и оскорбления – тотальное и регулярное нарушение личных границ. Хотя рационально мы понимаем, что не стоит принимать их близко к сердцу, для артиста этот опыт может быть весьма травматичным, ведь он в первую очередь человек.
Важно понять и принять, что токсичная негативная реакция никак не связана с содержанием контента и с самим артистом. Она связана исключительно с комментатором и его состоянием. Для таких персонажей абсолютно неважно, чем именно поделился артист – это всего лишь повод для того, чтобы излить свою внутреннюю боль и негатив. Артист расскажет о своем достижении? Комментаторы напишут, мол, «сколько можно хвастаться». Если делиться негативным опытом, скажут, мол, «чего ты ноешь, иди поработай, как я». Будет сдержанным – упрекнут его в скрытности и искусственности; открытым – обвинят в том, что «выносит сор из избы» и «живет напоказ».
Два подхода в реагировании на токсичные комментарии
Пытаться угодить таким токсичным комментаторам – это не только бесполезное, но и вредное занятие. Обиженные либо недовольные своей жизнью люди во всем ищут способ перенаправить свои боль и страх на другого человека. Им кажется, что, унизив другого, они сами станут сильнее, лучше, увереннее. Ваши соображения на этот счет их не интересуют, а попытка воззвать к разуму только раззадоривает, и они переходят на оскорбления, указывая на ваши недостатки – мнимые или реальные. Как говориться, не замечают бревно у себя в глазу. Что делать артисту с такими токсичными комментариями? Мы используем два основных подхода. Первый – на откровенный хейт артист не реагирует вовсе. Второй – артист всячески проявляет сочувствие и поддержку тем, кто в ней действительно нуждается. Помогает другим справляться с их тяжелыми состояниями, отпускать прошлые обиды и находить утраченную веру в себя. К примеру, в реалити Настя затрагивает целый ряд таких вопросов, в том числе вопросы самооценки и противостояния буллингу.
Как видите, быть на виду непросто. Есть и хорошие новости. Артист может сам управлять информацией о своей жизни, самостоятельно регулируя «дозу» публичности. Это сложная игра, здесь нет четких правил и чит-кодов. Как нет и гарантий, что все будет идти по плану. Управление степенью своей публичности – это единственный способ сохранять внутренний баланс, не впадая в крайности.
Каким образом можно управлять публичностью артиста?
Вот несколько базовых шагов:
- Определите отношение самого артиста к публичным проявлениям. Например, некоторые артисты предпочитают общаться только письменно, удаленно, потому что прямой контакт слишком затратен для них эмоционально. Они могут сильно уставать после каждого интенсивного контакта и потом днями отлеживаться, «подзаряжая батареи». Некоторые же, наоборот, готовы общаться, как заведенные: встречи и разговоры с десятками людей за день их не только не истощают, а наоборот, заряжают энергией. При этом оба типа артистов могут быть прекрасными профессионалами и потрясающе выступать на сцене. Задача команды – выяснить тип артиста и подобрать для него удобные форматы, каналы и частоту общения за пределами сцены и строить дальнейшую работу с учетом этих факторов.
- Определите не-музыкальные интересы артиста: темы, которые беспокоят его за пределами музыки. Это может быть семья и дети, может быть спорт, может быть увлечение кино или экологическая активность. У каждого человека есть несколько важных для него тем, и ваш артист – не исключение. Выберите из лонг-листа те темы, которые ему интересны/важны больше всего, и делайте упор в не-музыкальной коммуникации именно на них. Две-три основных темы будет вполне достаточно, распыляться точно не стоит.
- Помогите артисту больше раскрыться как человеку. Это важно и для коммуникации, и для самого артиста. Если, например, ему нравится прогулка на катере, организуйте ему круиз или курсы по управлению яхтой. Вы получите не только отличный контент, но и поможете артисту наполниться энергией.
- Проанализируйте запросы. СМИ и обычные слушатели часто спрашивают типичные вещи. Чаще всего вы сможете выделить 5-10 ключевых вопросов, которые звучат в адрес артиста на данном этапе его карьеры и жизни. Обсудите с артистом ответы на все эти вопросы или на некоторые из них (возможно, не все они требуют ответа, у артиста всегда есть право вето). Ответ на волнующие аудиторию вопросы обязательно сделает артиста ближе и усилит лояльность.
- Заведите видео-дневник. То, что артисту кажется ежедневной рутиной, может стать настоящим откровением для обычных слушателей. Работа в студии, видеопродакшен, закулисье шоу, даже банальные примерки очень интересны для широкой аудитории. Это также отличный способ высказаться на важные и интересные для артиста темы.
- Будьте человечны. Это не только о доброте и сострадании. Это еще и о наличии настоящих человеческих черт и качеств. Артист давно не фарфоровая кукла, не недоступный образ на черно-белом экране. Это живой человек, для которого важно проживать свои чувства и эмоции, делиться ими со своим слушателями. Где проходит грань между артистичным и обыденным – каждый определяет для себя сам. Главное смотреть на жизнь «незамыленным» взглядом.
- Держите удар. Каждый раз, когда вы делитесь искренними чувствами и эмоциями, вы рискуете тем, что вас осудят, высмеют, обидят. Это не повод избегать откровенной коммуникации. Ее очевидные выгоды – ощущение близости и сопричастности, доверие и взаимная поддержка – перекрывают весь возможный негатив.
Важность искренней коммуникации – и для аудитории, и для самого артиста – тяжело переоценить, даже если твои границы пытаются пробить, даже если тебя завалят негативом. Возможность раскрыть себя, показать себя настоящего делает жизнь полнее и насыщеннее, позволяет вам найти отклик в сердцах слушателей, найти поддержку и вдохновение.
Негатив – это та цена, которую вынужден платить каждый публичный человек за свою известность. Относитесь к этому как плохой погоде: дождь может начаться в любой момент, но, как говорится, «это нас расстроит, но не остановит».
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторок колонки.