Метавселенная, голограммы и ощущения прикосновений: чего ждать от VR в 2022-м
Так же, как «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сета» когда-то открыло человечеству новый увлекательный мир кинематографа, VR-технологии стали новой ступенькой эволюции визуальной передачи изображения и позволили нам глубже погрузиться в мир дополненной реальности. С появлением в 2010-х хедсетов первого поколения (Oculus Rift, HTC Vive, Sony PlayStation VR) на коммерческом рынке казалось, что мы уже одной ногой в киберпанковом мире. Звездное время VR тогда еще не настало.
Одна из причин – высокая цена гаджетов. Сейчас они становятся доступнее в цене и проще с точки зрения использования. Если раньше для погружения в VR еще нужен был мощный компьютер, то нынешние гаджеты в этом уже не нуждаются. Очки виртуальной реальности Oculus Quest 2 стоят около 14 тысяч гривен, хедсет Vive Cosmos от HTC в среднем – 13 тысяч. Это все подогревает спрос, и, по прогнозам исследователей Omdia, к 2026 году потребительский рынок VR будет оцениваться в 16 млрд долларов, что означает рост на 148%, сравнивая с 2021 годом.
Если раньше VR затрагивал в большинстве своем ярых геймеров, то сейчас на фоне ребрендинга и плане создания метавселенной о виртуальной реальности заговорили даже те, кто раньше этим не интересовался. Пора ли покупать VR-очки и искать аватар Марка Цукерберга в Metaverse? Когда можно будет общаться не в Zoom, а через собственную голограмму? О главных трендах и новинках в мире VR читайте в материале.
Метавселенная уже за дверью?
Когда интернет начал набирать обороты, компании массово захотели создать собственные веб-сайты. Затем был «бум» на мобильные приложения, а сейчас нечто подобное происходит с метавселенной. Ведущие мировые компании уже бросили на это множество сил и ресурсов. Кроме Meta, о создании метавселенной объявили Microsoft, BMW и Epic Games.
Так же, как когда-то с веб-сайтом и приложениями, пока трудно точно представить, как выглядит метавселенная. По сути, это своеобразное продолжение социальных сетей, где люди и бренды смогут лучше проявлять себя, получать более богатый опыт взаимодействия и иметь больше простора для креативности. Мы будем не просто созерцать, а быть внутри цифрового пространства (вспомните фильм «Первому игроку приготовиться»). Для этого понадобится только Интернет и VR-гарнитура.
После выступления Марка Цукерберга на Meta Connect могло показаться, что метавселенная уже ждет за дверью, осталось только купить хедсет и принарядить свой виртуальный аватар. На самом деле, к этому еще предстоит пройти определенный путь. Создание метавселенной требует не только времени, ресурсов и денег, но и инновационных технологических решений, которые пока частично существуют на разных платформах. Уже сейчас можно попробовать его более простые версии.
Первая версия виртуального мира Horizon Worlds Meta уже запустила в конце 2021 года. Пока это не метавселенная, скорее – его первая и более простая версия. Это бесплатное приложение, где можно играть в игры, посещать события и отдыхать в виртуальной реальности. Обозреватель Techradar назвал Horizon Worlds «веселым и поучительным опытом», но добавил, что не назвал бы его усердным или впечатляющим: «Сложно будет кого-то убедить, что метавселенная уже за виртуальным углом».
Частично почувствовать метавселенную можно также в VRChat. Это пока самое популярное VR-приложение, где можно создавать собственные аватары, игры и даже целые миры. Это своеобразная «дикая мера» в виртуальной реальности, она мало регулируется и многие правила там пока не установлены. Например, никак не ограничена дистанция между игроками – аватары могут приближаться друг к другу на расстояние, которое в реальной (а теперь и в виртуальной) жизни вызвало бы дискомфорт. Бывали даже случаи харассмента в отношении несовершеннолетних. Ради безопасности и комфорта пользователей разработчикам придется создать функционал, который не позволял бы виртуальным аватарам подходить слишком близко друг к другу.
Еще существует Rec Room, где можно весело проводить время с друзьями и создавать собственные игры. В AltSpaceVR американский пастор вообще основал виртуальную церковь, куда приходили не только верующие, но и атеисты. Все это еще совсем не метавселенная, которую рисуют в презентациях. Цукерберг предполагает, что понадобится 5-10 лет, чтобы метавселенная стала массовым явлением.
Как VR изменяет рабочие процессы?
Сначала VR пришла в игры, но прибыль от нее оказалась маленькой, ведь гаджеты стоили слишком дорого. Этим параллельно заинтересовался бизнес, и сегодня многие компании вплели VR-технологии в свои производственные процессы. Например, Ford использует VR, чтобы люди в разных странах могли одновременно работать над дизайном автомобиля. Это позволяет сэкономить средства и время при тестировании прототипа. Обычно его создают из физических материалов, затем тестируют и собирают фидбек от пользователей, вносят правки и так по кругу. В VR это делается быстрее и дешевле и не требует физических материалов.
VR-технологии могут приносить пользу не только в производстве, но и офисной работе. Представьте, если бы можно было работать дистанционно, но в то же время иметь возможность собираться на совещания и встречи в одном пространстве? Видеть не только лицо (и то если камера включена), но и положение тела, движения собеседников?
Такие платформы уже существуют, в частности glue.work или Mesh, которую Microsoft представила в ноябре 2021 года. Она позволяет нескольким людям коммуницировать в одном виртуальном пространстве, которое накладывается на реальный мир. Они могут взаимодействовать друг с другом и даже с 3D-объектами. Пока это возможно с помощью цифровых аватаров, но впоследствии Microsoft хочет развить технологии, чтобы люди могли появляться в виртуальной среде посредством собственных голограмм. Это особенно важно во время брейншторма, ведь помогает нам считывать эмоции других и лучше коммуницировать.
Не только видеть, но и чувствовать
Сейчас появляется немало разных девайсов, улучшающих опыт пользователя в VR. В этом году ожидают не менее трех важных новинок: Sony PlayStation VR2, хедсет от Meta с кодовым названием «Проект Cambria» и долгожданные AR-очки от Apple. Последние, скорее всего, будут дополнительным гаджетом по типу умных часов и будут показывать в дополненной реальности уведомления, звонки, информацию и т. д.
Что касается новых VR-хедсетов, то главный тренд у них – это трекинг глаз, который до этого был только у нескольких дорогих девайсов. Благодаря отслеживанию движения глаз пользователь получает лучшую и более богатую картинку, кроме того, виртуальные аватары будут выглядеть более естественно.
Это еще не все. Технологии двигаются в сторону полного погружения в виртуальный мир, где вы сможете ощущать объекты и прикосновения. Южнокорейская компания bHaptics, специализирующаяся на аксессуарах тактильной отдачи в виртуальной реальности, представила перчатки за 299 долларов. Они будут не только передавать ваши движения в VR, но и позволят вам ощущать объекты. Подобная технология развивается и в Meta. В компании создали свой прототип перчатки, хотя пока ее не выпускают из лаборатории. Ощутить объекты можно благодаря системе надуваемых или сдуваемых подушечек, создавая давление на разные части руки, тем самым имитируя прикосновения. bHabtics имеет в своем арсенале TactSuit – это специальный жилет, превращающий звуковые эффекты взрывов, выстрелов и т. п. в тактильную отдачу с помощью специальных встроенных моторчиков. К примеру, в пугливой игре Phasmophobia уже можно ощутить прикосновения призраков.
Эти технологии способны не только развлекать игроманов, но и приносить значительную пользу в разных сферах, в частности здравоохранение. Одна из разработок команды SoftServe R&D в сотрудничестве с Ultraleap – это модель сердца в виде голограммы, с которой можно взаимодействовать в реальной жизни. Проект Touch My Heart позволяет с помощью шлема Magic Leap разглядеть объемное изображение сердца, коснуться его рукой и почувствовать его толчки. Благодаря этому хирурги могли бы более детально изучать сердце пациента перед операцией и дистанционно консультироваться друг с другом и проводить более точную диагностику.
Станет ли VR привычной частью нашей жизни?
VR – это новый и гораздо более богатый тип интеракции человека с миром. Когда в 1896 году люди увидели на экране мчавшийся прямо на них огромный поезд, их мир перевернулся. Потом появилось 3D, и сначала в кинотеатрах постоянно слышались «охи и ахи», когда рядом падал снег или пролетал шар. Все это даже близко не стояло с опытом, который человек может пережить в виртуальной реальности.
Спрос на VR будет расти, ведь гаджеты становятся дешевле. Пандемия подогрела спрос на VR-хедсеты на целых 350%! Технология уже давно перестала быть игрой игроманов, стала полноценной частью процессов в бизнесе, а теперь посягает и на нашу обыденную жизнь.
Чтобы VR стала такой же привычной частью нашей повседневной жизни, как телефоны, нужно не только, чтобы большинство имело гаджеты, но и чтобы было достаточно приложений и метавселенных, где люди смогут переживать опыт виртуальной реальности. Делать точные прогнозы пока никто не берется. Если сравнить начало 2021 и 2022 годов, то сейчас технологии прыгнули значительно выше. На мой взгляд, следует ожидать резкий рост спроса на разработчиков с опытом в VR, ведь именно они и будут создавать и наполнять эту новую метавселенную.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора колонки.