Объясните на пальцах: «Поклонение волхвов» Боттичелли
В прошлый раз мы разбирались, за какие идеи умерла в заключении боярыня Морозова, а сегодня узнаем, почему Боттичелли сам изобразил себя на полотне библейской тематики.
Сюжет картины «Поклонение волхвов» был использован художниками эпохи Возрождения множество раз – один только Сандро Боттичелли сделал около семи версий для разных заказчиков. Это же полотно сегодня хранится в галереи Уффици во Флоренции.
⇔
Первое, что привлекает в нем внимание – огромное количество персонажей. Зачастую, рисуя «Поклонение волхвов», художники изображали только главных персонажей: Марию с младенцем, Иосифа и трех волхвов. Боттичелли же получил задание от заказчика изобразить правящую и наиболее влиятельную верхушку общества, поддерживающую правление семьи Медичи. Таким образом, картина несла дополнительную смысловую нагрузку: все, кто видел её, понимали, что авторитет Медичи во Флоренции очень силен и выступать против них – опасно.
⇔
Что касается деталей, Боттичелли очень внимательно прорисовал одежду персонажей, облачив их в драпированные мантии традиционных для библейских сюжетов цветов – алого, синего и золотого. Вот что написал о картине итальянский живописец и писатель Джорджо Вазари: «Невозможно и описать всю красоту, вложенную Сандро в изображение голов, повернутых в самых разнообразных положениях – то в фас, то в профиль, то в полуоборот, то, наконец, склоненных, а то еще как-нибудь иначе, – невозможно также описать и все разнообразие в выражениях лиц у юношей и у стариков со всеми отклонениями, по которым можно судить о совершенстве его мастерства, – ведь даже в свиты трех царей он внес столько отличительных черт, что легко понять, кто служит одному, а кто – другому. Поистине произведение это – величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».